Результатом этого процесса явилось возникновение жанра литературного
святочного рассказа.
Какими же приёмами пользуются авторы, ориентирующиеся на устный
святочный рассказ?
Некоторые из них нельзя отнести к классическим
святочным рассказам, но все эти произведения представляют собой яркие и необычные образцы творчества их создателей.
Мой научный интерес к ёлке возник в середине 1980‐х годов, когда я занялась изучением истории и художественных особенностей русского
святочного рассказа.
Темнота беззвёздной и безлунной ночи и метель с её вихревыми, перемешивающими всё пространство движениями воздуха становятся со временем одними из самых распространённых атрибутов и мотивов
святочного рассказа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: силикаты — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В-четвёртых, фольклорные
святочные рассказы, как правило, начинаются сразу же с описания святочного происшествия.
Во-первых, литературный
святочный рассказ гораздо больше фольклорного по объёму.
Русскому литературному
святочному рассказу сверхъестественные коллизии не свойственны.
Следующий этап становления литературного
святочного рассказа связан с творческими поисками эпохи романтизма.
Изучение жанра
святочного рассказа и святочных обычаев в разных слоях российского общества убедило меня в том, что эта баллада практически сразу после выхода в свет превратилась в «сигнал» святочной темы как в литературе, так и в жизни.
Эти элементы определили основные мотивы и поэтику народного
святочного рассказа (святочной былички), поэтому я остановлюсь на них несколько подробнее.
Так,
святочные рассказы обычно повествуют о происшествиях с гадальщицами или о встречах с «нечистой силой», благовещенские – о тяжёлых последствиях одалживания чего-либо и о наказании за работу в этот праздник, пасхальные – о домовых, заезживающих лошадей, троицкие посвящены встречам с русалками, купальские – поискам цветка папоротника или клада и т. п.
По-моему,
святочный рассказ должен быть святочным.
Надо сказать, что в основе классического
святочного рассказа лежит чудо – будь то нечто необычное, свершающееся в духовной жизни, или же откровенно сказочное, а может быть, и происходящее в рамках привычных для нас реалий.
Собирая материал по этой теме, я обратила внимание на то, что до начала 40‐х годов XIX века
святочные рассказы использовали мотивы, связанные с русскими народными святками (гаданье, ряженье, всевозможная «святочная чертовщина» и пр.), в то время как рождественские мотивы оставались в них совершенно незатронутыми.
Из многочисленных сюжетов
святочных рассказов приведу один.
Охарактеризовав художественную природу и основные темы устных святочных историй (святочных быличек), я прослеживаю судьбу
святочного рассказа на протяжении трёх веков – от XVIII века до настоящего времени.
Устные
святочные рассказы образованных кругов русского общества носили разнообразный характер – от бытовых и этнографических зарисовок до народных историй о «нечистой силе», которые переделывались в соответствии с образовательным уровнем слушающей публики.
Потребитель литературных
святочных рассказов полностью или, по крайней мере, частично оторван от традиции народных праздников, и поэтому автор включает в своё повествование разъяснения бытового и чисто этнографического характера.
Мы читали и разбирали рождественские и
святочные рассказы писателей, собирались на онлайн встречи, пробовали сочинять вместе…
До этого мне устроили маленький экзамен: я должен был написать
святочный рассказ для немецких солдат – дело было под сочельник.
Итак, извольте слушать почти
святочный рассказ.
Его история не из числа
святочных рассказов, он сам добился!
Это мой любимый
святочный рассказ. Как он узнал?
Почему массовый человек принимает
святочные рассказы и отторгает истину, корректирующую возвышающую ложь.
Гуманизма сладкой парочки хватило бы на вполне годный
святочный рассказ от силы в 15 000 знаков.
Это только в
святочных рассказах стражи закона, поймав бездомного, не лупят его что было мочи по всем местам, а, напротив, кормят, поят, а потом отпускают восвояси.
Просто героиня
святочного рассказа о хорошей девочке.
Мне давно хотелось выпустить сборник собственных
святочных рассказов – классических, почти настоящих.
Мои нежные отношения со
святочным рассказом начались в университете.
Но гораздо более существенное отличие литературного
святочного рассказа от фольклорного состоит в характере изображения и трактовке кульминационного святочного эпизода.
Я уже говорила о том, что устные
святочные рассказы по преимуществу посвящены описанию встреч с «нечистой силой», которая наиболее активно проявляет себя на святках.
Во-вторых, фольклорный
святочный рассказ, адресованный непосредственно носителям народной традиции, обычно лишён пояснений чисто этнографического и бытового характера – он не разъясняет обстановку, обряды, способы гадания и прочие подробности, и без того известные слушателям.
В-третьих, авторы литературных
святочных рассказов, ориентированных главным образом на традицию русской психологической прозы, обычно стремятся старательно обрисовать характер персонажей, их состояние, переживания, дать мотивировку их поступков и т. п.
Поэт надругался над жанром
святочного рассказа, обдав под конец не умиротворением, а могильным холодом.