Из чего непосредственно состоит метод
сенсорной интеграции? С чем можно будет дополнительно работать?
А вот ребёнок с дисфункцией
сенсорной интеграции будет либо категорически избегать некоторых ощущений, либо, наоборот, активно искать определённого вида стимуляции.
У некоторых родителей очень чувствительных детей возникает вопрос, как отличить просто высокую чувствительность от такой медицинской проблемы, как нарушение
сенсорной интеграции.
У большинства людей процесс
сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответствующие требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие.
А к чему приводит нарушение
сенсорной интеграции, можно увидеть на схеме ниже.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выкроиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Включать в работу элементы
сенсорной интеграции с первого дня занятий и далее каждый день.
Дети с нарушением
сенсорной интеграции не могут справиться со своими ощущениями и реакциями самостоятельно или даже при поддержке родителей.
Можно ли предполагать нарушения
сенсорной интеграции, проблемы аутистического спектра?
Этот блок начинается с диагностики чувствительности и построен с элементами
сенсорной интеграции.
Каждый раз, наблюдая за очередной такой трансформацией у детей с аутизмом, нарушением
сенсорной интеграции, церебральным параличом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или любым другим диагнозом, я ощущала сильнейшее стремление распространить эти знания и методы на как можно большее количество детей.
Сенсорная интеграция стимулирует мозг воспринимать информацию от рецепторов и реагировать на неё быстрее, следовательно, процессы воспроизведения различных функций (речь, мелкая и крупная моторика, мышление, память и др.) ускоряются.
Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, обоняние, вестибулярный аппарат, ощущение тела (проприорецепция), зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» – ощущение, «integratio» – восстановление) – это определённый процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
– Особенности развития эмоционально-волевой сферы таких детей могут быть вызваны аутизмом и расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания с гипер– или гипоактивностью, минимальными мозговыми дисфункциями, неврозами, нарушениями
сенсорной интеграции, а также органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе детским церебральным параличом, эпилепсией.
Кроме того, нейромоторный комплекс основан на методе замещающего онтогенеза (МЗО) и теории функциональных блоков мозга, а также может являться частью
сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции.
Не пересказывая их, подчеркну некоторые общие особенности подготовки и проведения занятий: дифференцированный подход, основанный на данных комплексного нейропсихологического обследования («В какой руке нести портфель?», «Коррекция пространственных представлений у детей», «Песочная терапия – взгляд нейропсихолога»); нейропсихологический структурный анализ формируемой функции и поэтапность её формирования («Коррекция пространственных представлений у детей», «Специфическое расстройство речи: что мы уже знаем, а что – нет?»); комплексность работы и широкий диапазон видов активности, предлагаемых ребёнку («Кулинарные занятия в практике нейропсихологической коррекции», «Настольные игры в нейропсихологической практике», «Музыкальные занятия как адекватная среда для формирования программирования и контроля деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями развития», «Нейропсихологическая коррекция в программе подготовки к школе детей с расстройствами аутистического спектра»); игровой характер коррекционных и диагностических методов и организация среды, способствующей игре («Теория игры и
сенсорная интеграция», «Нейропсихологическое обследование: раздвигаем границы», «Настольные игры в нейропсихологической практике»).
Очень важно, что на государственном уровне принимаются меры по адаптации детей с особенностями, всё больше становится специалистов, умеющих работать с особенными детками (клинические психологи, дефектологи, АВА-терапевты, специалисты по
сенсорной интеграции; также получают переквалификацию и дополнительное образование школьные учителя), открываются инклюзивные детские сады, в школах появляются коррекционные классы с последующим введением ребёнка в общую школу.
Если при этом в ходе первичного приёма удаётся быстро наладить контакт, ребёнок охотно играет с педагогом, смотрит ему в глаза, реагирует на шутки – мы понимаем, что проблема, скорее всего, заключается в чрезмерной чувствительности к различным сенсорным воздействиям и в нарушениях
сенсорной интеграции.
Разумеется, чувствительные дети, как все дети, могут иметь сложности с
сенсорной интеграцией.
Я тем не менее не собираюсь критиковать
сенсорную интеграцию.
Интересно, что описанные далее, более высокие формы интеграции могут развиваться лишь после того, как начала работать
сенсорная интеграция.
Методически значимыми в рамках этой практики являются приёмы
сенсорной интеграции.
Вторая часть – продолжение нашей жизни, с описанием опыта реабилитации и воспитания ребёнка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, с нарушением
сенсорной интеграции, нарушением речи.
Например, эрготерапевты, использующие методы
сенсорной интеграции для решения реальных проблем, считают гиперчувствительность проблемой, как будто от неё можно вылечиться.
Также цифровые обучающие игры эффективно работают в направлении развития
сенсорной интеграции, ведь дети с интеллектуальными нарушениями нередко имеют проблемы с обработкой сенсорных сигналов.
Вторая часть –о том, что мы узнали об аутизме и нарушении обработки сенсорной информации, SPD(Sensory Processing Disorder, другое название – SID, Sensory Integration Disorder;нарушение
сенсорной интеграции).
Связана с запоминанием простых, моторных задач,
сенсорной интеграции и пространственной ориентации.
Некоторые специалисты проходят обучение у SIPT-сертифицированных терапевтов, другие получают соответствующие знания в ходе специализированных тренингов или продолжают обучение, связанное с нарушениями
сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция – это умение, которое позволяет чувствовать, организовывать, собирать в единое целое и понимать окружающие раздражители: получать эту информацию не просто отрывочно, а какую-то целую картинку рисовать.
Эрготерапевты, прошедшие соответствующее обучение, могут работать в области оценки и тестирования нарушения
сенсорной интеграции.
Методы, появившиеся для помощи коматозным людям, помимо медицинского вмешательства включают медитацию или использование техник визуализации у постели коматозного человека и практики, направленные на пробуждение чувств и реорганизацию проводящих путей мозга, такие как «возбуждение комы», мультисенсорная стимуляция и
сенсорная интеграция, а также гипербарическое лечение, в котором используется чистый кислород в попытке оживить дремлющие клетки мозга.
Сертификат подтверждает, что человек прошёл специальное обучение, позволяющее ему проводить специальный тест на
сенсорную интеграцию и праксис и использовать его результаты в своей работе.
Тяжелее всего мне давались поездки с сыном к специалистам по речи и
сенсорной интеграции.
Сочетание методик диагностики, недирективной игровой терапии, канистерапии, телесно-ориентированной терапии,
сенсорной интеграции и интерактивных средств при реализации системного подхода к оказанию ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет превратить коррекционно–развивающий процесс в увлекательную, интересную, эффективную игру и достичь значительных положительных результатов.
Хотя в этом и заключается цель, стоящая перед вами и вашим ребёнком, тем не менее потребность в
сенсорной интеграции будет сохраняться у него на протяжении всей жизни.
С 5,5 лет из занятий у ребёнка был нейропсихолог, дефектолог,
сенсорная интеграция, ABA терапия, позже подключили.
Предлагаются разнообразные традиционные занятия с логопедами, занятия по
сенсорной интеграции, занятия по адаптивной физкультуре, а, также рекомендуется совмещать все эти занятия.
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, вкус, слух и т.д.), а затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в повседневной деятельности.
Более ранняя версия теста, которая называется SCSIT (Southern California Sensory Integration Tests, Южно-Калифорнийские тесты
сенсорной интеграции), была опубликована в 1972 году.
На занятиях по
сенсорной интеграции он научился ловкости, стал лучше управляться со своим телом, держать равновесие, прыгать и кидать камешки (да-да, такие, казалось бы, простые действия особенному малышу могут даваться с трудом).
Эти достаточно тонкие разграничения позволяют разработать наиболее эффективную логистику построения коррекционной работы с использованием различных коррекционных подходов: психолого-педагогических, включая кинезиотерапевтические (телесные), близкую к ним по сущности
сенсорную интеграцию, медико-биологические методы и медицинские подходы, в том числе фармакотерапию.
Они по своему воплощаются с стилях традиционного поведениях и в эргативных принципах организации деятельности, в процессе онто- и культурогенеза формирующей специфические приёмы или техники адаптации и «
сенсорной интеграции».
Изучаемой особенности натуры я дала научное название «чувствительность к обрабатываемой сенсорной информации» (несмотря на сходство названий, она никак не связана с нарушением обработки сенсорной информации или нарушением
сенсорной интеграции).
Индивидуальная и групповая работа с использованием авторских тетрадей «Сенсорные эталоны», «Играем и развиваем»,
сенсорная интеграция (проприорецептивная и экстерорецептивная интеграции).
Занятия по
сенсорной интеграции, которые зачастую прописывают деткам со сложностями, построены таким образом, что включают в себя различные движения, упражнения, связанные с вестибулярным аппаратом, с развитием и уточнением работы органов чувств.
В этом случае ментор применяет различные техники, такие как демонстрация, практика,
сенсорная интеграция и игры, чтобы активизировать теменную долю.
Врачи диагностировали у них несколько серьёзных заболеваний: расстройство аутистического спектра, дисфункцию
сенсорной интеграции, митохондриальное заболевание, трудности с питанием и многое другое.
В когнитивной науке это относится к концепции
сенсорной интеграции – процессу, посредством которого мозг объединяет информацию, полученную от различных сенсорных систем, для создания целостного восприятия реальности.
Нарушения
сенсорной интеграции возникают из-за различных ситуаций, как правило, произошедших в период беременности и родов – то есть это не только то, что мы делаем сейчас.
Поэтому предлагаемые терапевтические интервенции учитывают специфику конкретного расстройства: мы задействуем поддерживающее дублирование для импульсивных и агрессивных детей, используем технику «Зеркало» для детей с нарушениями
сенсорной интеграции и структурируем процесс при работе с детьми, испытывающими недостаток самоконтроля.