Младенческое, или грудничковое, рисование – это система
сенсорного развития ребёнка первого года жизни, которая может выступать средством подготовки к дальнейшему творчеству.
В процессе
сенсорного развития ребёнок приучается воспринимать те стимулы, которые были доминирующими в первые годы его жизни.
Вводимый автором термин «предэталон» подчёркивает, с одной стороны, своеобразие средств осуществления перцептивных действий на данной ступени
сенсорного развития, а с другой – их функциональную идентичность собственно сенсорным эталонам.
Будем помнить только одно, что главной целью
сенсорного развития является не обострение чувств, а упражнение интеллекта.
Отмечен неравномерный характер познавательного развития: близкий к показателям дошкольников без дополнительных нарушений уровень
сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, образной памяти и выраженные трудности в развитии элементарных форм словесно-логического мышления, словесной памяти, стойкие трудности в овладении речью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прайсовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе действий с дидактическими игрушками.
Поэтому особую значимость приобретают диагностика
сенсорного развития ребёнка раннего возраста, выявление уровня сформированности перцептивных действий.
Константной выступает программа формирования перцептивных действий, определяющая общую для всех детей раннего возраста траекторию
сенсорного развития.
Сейчас работаю в школе с самой сложной категорией детей с особенностями – занимаюсь
сенсорным развитием детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Сенситивный период
сенсорного развития (в том числе и прикосновение) длится с 0 до 5,5 лет (М. Монтессори).
Программа определяет содержание, организацию коррекционного и развивающего процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями
сенсорного развития и аутизмом) и направлена на создание для них специальных условий.
Будучи непосредственно ориентированной на закономерности
сенсорного развития, представляемая технология обеспечивает оптимальную подготовленность трёхлетних детей к требованиям дошкольной ступени и поэтому может быть использована в организациях, реализующих любую образовательную программу.
Изучение
сенсорного развития, выявление его функционально-генетических закономерностей относятся к числу классических научных вопросов, на протяжении ряда веков широко отражаемых как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Выдвигаемые первоначально в рамках философских учений идеи
сенсорного развития детей первых лет жизни стали приобретать концептуально-теоретическую оформленность в XVIII–XIX вв.
Отечественные исследования данного периода подчёркивали социальную детерминированность
сенсорного развития.
Отмеченное разнообразие существующих философско-психологических концепций
сенсорного развития детей первых лет жизни обусловливает, с одной стороны, широту спектра соответствующих педагогических систем, с другой – необходимость чёткого обозначения методологических основ каждой из них.
Однако для достижения максимального развивающего эффекта необходимо целенаправленное, планомерное педагогическое содействие
сенсорному развитию ребёнка – его сенсорное воспитание.
Туда же можно часть сенсорной дорожки добавить – ещё и
сенсорное развитие дополнительно: рефлексотерапия.
Чем разнообразней будет этот опыт, тем лучше для ребёнка в плане
сенсорного развития, развития мелкой моторики и речи.
Для успешного овладения любой практической деятельностью необходимым условием является хорошее
сенсорное развитие, правильное восприятие.
Недооценивая, игнорируя необходимость
сенсорного развития, со стороны родителей зачастую предлагается детям обучение без учёта их возрастных особенностей.
И на этом выводе она разработала систему
сенсорного развития.
Наряду с позитивными силами автор выделяет «неадаптивные тенденции», относя к ним плохое
сенсорное развитие, своеволие, безжалостность, виртуозность в узкой сфере деятельности, фанатизм, распыление своих сил в необъятном множестве занятий; самонадеянность, не согласующуюся со способностями человека, а также пагубные для развития тенденции: отстранение от мира; компульсивные действия; привычка тормозить своё поведение; инертность; преобладание стратегий отказа от решения актуальных задач и использования благоприятных возможностей; недоступность для всего окружающего; отсутствие заботы о новом поколении; презрение к миру.
Игровой массаж обеспечивает
сенсорное развитие.
Известно, что дефекты
сенсорного развития (при периферической слепоте, глухоте и слепоглухоте), резко ограничивающие функциональные возможности, не только препятствуют образованию сложных перцептивных систем, но и задерживают нормальный ход онтогенетического развития.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют
сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно действуют на формирование игры, речи, а в целом – помогают ребёнку подготовиться к школьному обучению.
Научно доказан факт, что слух ребёнка активно развивается уже в утробе, то есть его
сенсорное развитие начинается ещё до появления ребёнка на свет.
Период
сенсорного развития состоит из множества других коротких периодов, когда актуальным для малыша становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в различное время становится более восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.
Психическое развитие малыша строится на базе
сенсорного развития – через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие).
Особого внимания заслуживают условия, обеспечивающие
сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях и в дошкольных развивающих организациях.
Сравнение наличной активности с приведёнными оценками моторного и
сенсорного развития позволит на более ранних сроках обнаружить отклонения и обратиться за помощью к специалистам.
Сенсорное развитие малыша, рассматриваемое как процесс формирования перцептивных действий, оперирующих предметными предэталонами, может происходить стихийно, в ходе освоения им различных предметных действий, среди которых наибольшую значимость имеют действия с дидактическими игрушками.
Диагностика
сенсорного развития (сформированности перцептивных действий) детей раннего возраста, изложенная в разделе «Диагностический компонент технологии», позволяет определить, на каком этапе развития находится малыш, и на этой основе составить индивидуализированную программу его сенсорного воспитания.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребёнка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на
сенсорном развитии детей.
В домашних условиях в игровой форме ребёнок занимается
сенсорным развитием, развивает свои восприятия, совершенствует органы чувств, углубляет представления об окружающем мире, что составляет основу его общего умственного развития.
В основе развитого интеллекта в обязательном порядке лежит хорошее
сенсорное развитие и сенсорное воспитание.
Подчёркивалось значение ознакомления с природой для
сенсорного развития детей, важность сенсорного воспитания, умственного развития.