Одним из путей, по которому пошла
советская психология труда, явился путь личного трудового приобщения психолога к профессии, подлежащей изучению.
Чтобы понять эту традицию, давайте сделаем ещё одно короткое отступление в историю
советской психологии.
Подметить это – было немалым достижением
советской психологии, которое она старается не утерять до сих пор.
Очевидно, из них и вырастает
советская психология способностей.
Зависимость смыслообразования от характера мотивации отражена в разработанном в
советской психологии понятия личностного смысла.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рецессивность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возможно, этому препятствовало то, что вся
советская психология строилась на основе исторического материализма, тем самым как бы изначально учитывая культурно-историческую среду.
Старая
советская психология меняется не на русскую, а на рыночную.
Именно эта способность личности – меняться в соответствии с требованиями окружающей общественной среды – и была целью всей
советской психологии, которая очень сильно связывала себя с задачами педагогики.
Но
советская психология не знала личности как самостоятельного явления сознания в смысле некой вещи.
Категория деятельности, являясь одной из центральных категорий диалектического материализма и
советской психологии, во многом продолжает оставаться таковой и на сегодняшний день.
Да и сами классики
советской психологии весьма возмутились бы таким вольным пониманием своего психологического марксизма и материализма.
Зинченко и других психологов теория деятельности стала основной методологической базой
советской психологии.
Решая эти задачи, автор пытался исходить из тех принципиальных позиций, на основе которых строится современная
советская психология.
Последовал ряд капитальных работ, выполненных у нас, в
советской психологии.
Причина якобы невнимания отечественных психологов к проблеме социальной компетентности юношества связана не только с упомянутым выше противопоставлением, заявленным одним из основоположников
советской психологии.
Главные же истоки такого отторжения наук о природных факторах индивидуальных различий – долговременный идеологический прессинг на
советскую психологию.
Хотя в целом интерес к методологической работе заметно упал, освоение новых мировоззренческих позиций сопровождается критическим отношением исследователей к ряду постулатов
советской психологии.
Теоретические обобщения опирались на те серьёзные методологические идеи, которые были разработаны в
советской психологии в предвоенные годы.
Советская психология базировалась на марксистской теории отражения.
Исследования проблемы чувствительности человека в
советской психологии начинаются в 60-70-е гг.
В
советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности.
Но пока не написана такая живая история
советской психологии, честная книга о драме её идей и людей.
Чтобы успевать за меняющимся нарративом досье, потребовался экскурс в
советскую психологию, изменчивые взгляды которой на человеческую природу точно отражались в этих документах.
Гипотеза эта была выдвинута в
советской психологии более тридцати лет тому назад.
Можно сказать, что в этом сочинении были высказаны программные положения
советской психологии той поры.
Однако со временем статус
советской психологии в мировой психологии резко изменился.
Советская психология довольно много занималась всяческими производственными задачами.
Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута в
советской психологии спорта в 1956 году на 1-ом Всесоюзном совещании по психологии спорта.
И в этом плане
советская психология – едва ли не полностью закрытая для западных читателей тема.
Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований.
Предложение о создании специальных диагностических групп, в которых особенности умственной деятельности ребёнка могли бы быть прослежены с достаточной тщательностью, и применение обучающего эксперимента для диагностических целей приняло бы систематические, хорошо разработанные и дифференцированные формы, представляет собой одно из самых важных методических предложений, разработанных в
советской психологии и дефектологии.
Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в
советской психологии”).
Накапливаемые же в конкретных исследованиях данные, раскрывающие обусловленность профессиональных особенностей психики характером целей и задач трудовых действий, их содержанием, спецификой обстановки труда, подготавливали почву для возникновения деятельностного подхода в
советской психологии.
Аналогичные тенденции имеют место и в
советской психологии.
Такой подход традиционен для
советской психологии и вообще свойственен марксистской психологической науке.
Для
советской психологии был важен акцент на возможностях формирования личности в социально желательном направлении.
Не миновала сия чаша и
советскую психологию.
В-пятых, отечественные психологи имели дополнительные причины недолюбливать общие концепции: теории, которыми по праву гордилась
советская психология, были созданы в условиях особого идеологического контекста, и при желании нетрудно уловить их связь с советской идеологией, выражение в них соответствующих идеологем.
Это привело на определённом этапе развития
советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблемы задатков и способностей, одарённости, индивидуально-психологических различий и проблемы индивидуальности в психологии в целом, роли бессознательного, а также умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждению примата коллективного над индивидуальным.
Поэтому выражения типа «
советская психология» звучали для них очень условно.
Сформулированные им принципы единства сознания и деятельности и детерминизма были приняты на вооружение всей
советской психологией и задали общую направленность развития психолого-теоретической мысли при всём многообразии авторских концепций и научных школ.
И если первые «Основы психологии» все годы прошедшие с момента их издания, служили единственным учебным пособием в университетском преподавании психологии, то новая книга «Основы общей психологии» становится средоточием научной жизни всей
советской психологии – учебной, организационной, исследовательской.
Отметим, что в 20–30 гг. XX в.
советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребёнка) – живущей и воспитывающейся в условиях советского общества.
При этом отмечалось, что тенденции идеологизации в трактовке личности противостояло наличие в
советской психологии авторитетных научных психологических школ, разнообразных концепций личности, активный дискурс между их сторонниками в рамках единой методологической парадигмы.
Основополагающее свойство субъекта – его активность – связывается современными сторонниками субъектного подхода с идеями о порождающей, творческой функции психики, которые выдвигаются как противовес доминировавшей в
советской психологии отражательной модели психики.
При применении в практике специальной психологии методов и приёмов иных психолого-педагогических направлений (бихевиорального, когнитивного и др.) осуществляется их «подгонка», структурирование, перевод на язык
советской психологии.
Далее от лица
советской психологии шло обещание «определить свои методологические позиции», правда, методологической основой объявлялись диалектический и исторический материализм.
Несмотря на все различия во взглядах этих трёх замечательных советских психологов и психологических направлений, которым они положили начало (в частности, в их взглядах на речь), их объединяет общее для
советской психологии понимание речи как органического звена в системе деятельности человека.
Не бесспорная в теоретическом смысле и имеющая позитивистский оттенок эта идея, тем не менее, открывала некоторый люфт для развития поисковых исследований и обоснования взаимодействия
советской психологии с зарубежными научными психологическими школами и направлениями.
Внутреннее единство и общность базовых оснований, сложившихся в
советской психологии, позволяют нам рассматривать её как целостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основном очерчены к концу 30-х гг., когда завершается обоснование основных принципов и категорий психологии, путей и стратегий исследования психической реальности.