Предметное
содержание восприятия становится центральным в рамках генетического подхода.
Поэтому
содержание восприятия всегда пристрастно.
Требования действия определяют конкретное
содержание восприятия, порядок его следования во времени, способ организации, степень полноты и детализации; чувственное впечатление действительности, в свою очередь, ориентирует и направляет выполняемое действие.
Силы поля, внешние по отношению к
содержанию восприятия, порождают, поддерживают, восстанавливают и разрушают гештальт; смена гештальтов (переструктурирование) происходит мгновенно.
И третьим элементом является то последнее
содержание восприятия, которое единственно достойно этой безграничной способности воспринимать.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лезвийный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другими словами, из этого следует, что воспринимаемое или
содержание восприятия существует только как отношение между вещью и «я», т. е. подобно лучам света, которые устанавливают отношение между источником света и зеркалом и создают зеркальное изображение.
Он включает конативный (потребность в чувственной информации об элементах наличной ситуации, отношение к ним и оценка воспринимаемого), когнитивный (информационное
содержание восприятия и способы его организации), исполнительный (перцептивный план, операциональный состав восприятия), диспозиционный (перцептивная установка) и рефлексивный (осознанность и контроль воспринимаемого) компоненты.
Не следует думать, будто в сознании есть только непротяженный образ дерева, а само протяжённое дерево существует трансцендентно сознанию; нет, присутствующее в сознании дерево как
содержание восприятия и есть само протяжённое дерево; оно присутствует в сознании во всей своей телесности, так что нет никаких оснований говорить, будто оно есть «только представление», т. е. удваивать вещи, различая представления о вещах и сами вещи.
Первая – это внешняя связь, которая актуальна и дана в самих вещах; вторая – внутренняя связь, в том смысле, что она получается непроизвольно на основе повторного восприятия первой и добавляется внутренней, умственной операцией, но не в том смысле, что она должна быть узнана в самих объектах или получена из
содержания восприятия.
Только первое получается непосредственно из опыта и имеет реальное значение, второе же лишь привычно предполагается и добавляется в результате повторного восприятия первого; его нельзя увидеть из
содержания восприятия, более того, внутренняя необходимость и производящая сила как реальное отношение между двумя объектами вообще не воспринимается и не мыслится нами.
Но явного различия между непосредственными образами
содержания восприятия в памяти и самоочевидными образами воображения, как здесь, всё ещё не было, поскольку это может произойти только при различии между памятью и самоочевидной памятью, и точно так же – логически – между воображением в образах воображения и концептуальным воображением в невербализованных словах.
Но если мы перейдём от
содержания восприятия к тому, что вызывает восприятие, к вещам объективно-реальной сферы, бытие которых предполагается независимым от восприятия, то получится то же самое.
Поведение интуитивно-логического по отношению к отношениям совершенно такое же, как и по отношению к соответствующему
содержанию восприятия вообще; последнее тоже никогда не включает в себя больше того, что в данный момент реализуется, хотя, по возможности и имплицитно, оно одновременно включает в себя все предыдущие содержания восприятия, из которых оно логически развилось, и все будущие, которые будут логически развиваться из него.
Равным образом и кантово явление есть данное
содержание восприятия, предполагающее впечатления, определения субъекта, которые одно относительно другого и относительно его непосредственны.
Глаз, нервы, мозг и т. п. сами суть уже содержание сознания,
содержание восприятия, и потому в них видеть причину, объясняющую, каким образом впервые возникают содержания восприятия, нельзя.
Субъективное
содержание восприятия прекрасного заключается в эмоциональных чувствах, эстетических вкусах, оценках, идеалах, стандартах.
По крайней мере, это можно выразить, назвав его
содержанием восприятия.
Содержание восприятия помимо апперцепции (зависимости восприятия от особенностей личности и психики человека) определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами деятельности; в процессе восприятия участвуют установки, эмоции, способные изменять содержание восприятия.
То, что они происходят последовательно, есть следствие их формирования, которое отсутствует в
содержаниях восприятия.
Соответственно, именно эти «привычки сознания» определяют
содержание восприятия, реакций, отношения человека к власти, войне, соседям, обществу и событиям в мире.
Характер, то есть содержание, этих ожиданий, естественно, зависит от конкретного понятия реального объекта, которым мы пользуемся, но форма самих ожиданий везде одинакова: они всегда являются общими предсказаниями
содержания восприятия, которое последует за данным здесь содержанием при определённых известных нам условиях.
– Наконец,
содержание восприятия должно продолжать существовать как просто возможность, как возможность восприятия.
В другом же основном случае, когда субъективно воспроизводятся отношения, явно существующие в трансцендентальном бытии, утверждается нечто, что вовсе не дано в данном
содержании восприятия и что, следовательно, не может быть утверждено простой экспликацией.
Но важно отметить, что обе классификации являются классификациями процессов, то есть основаны прежде всего на различиях не в
содержании восприятий или переживаемых объектов, а в процессах восприятия или переживания, как функциях агента.
Память отвечает только за непосредственное усвоение
содержания восприятия; воспоминание превращает его с помощью сознания в настоящее психическое свойство и воспроизводит то, что было забыто. забытое.
Лишь на короткие промежутки времени изменение
содержания восприятия может иногда совпадать с ходом причинности, хотя даже в этих пределах восприятие всегда будет неполным, а причины и следствия будут содержать гораздо больше, чем восприятие передаёт сознанию.
Отношения, которые оно устанавливает в
содержании восприятия, рассматриваются им как его детерминации, и мир вещей и событий, свойств и действий состоит из этих двух факторов.
Чтобы приблизить решение этого вопроса, целесообразно прежде всего прояснить запутанную множественность соответствующих фактов, распределив их по категориям; поэтому я рассмотрел отдельно, в какой мере
содержание восприятия (отдельные ощущения), форма восприятия (их порядок во времени или пространстве) и, наконец, идеи, которые не даны в восприятии, но ассоциативно вызываются им, способствуют эстетическому впечатлению.
Как и в случае с
содержанием восприятия, так и в случае с чувствами и волевыми актами.
Segall-Socoliu, Zur Verjüngung der Philosophie [Psychologische Untersuchungen auf dem Gebiet des menschlichen Wissens], Berlin 1893, который стремится объединить доктрину имманентности и монизма с реализмом («существование расширенного
содержания восприятия в транссубъективном, т.е. внешнем мире»), рационализмом и телеологическим механизмом.