Психология и антропология не могли бы делать ничего иного, как только описывать различные пути, которыми социальные институты и культурные системы формируют человека и, поскольку специфические проявления человеческой природы превратятся всего лишь в штамп, поставленный на человеке социальным порядком, возможной станет только одна наука о человеке –
сравнительная социология.
Для достижения этой цели разработана своеобразная «лестница понятий» (рис. 1.1)
сравнительной социологии, которая основывается на принципе движения от абстрактного (определение сравнения как акта мышления) к конкретному (характеристика разных видов сравнения, используемых в социологии).
Выбор «третьего пути» в определении
сравнительной социологии представляет исходный пункт учебника, который, в сущности, построен как развёртывание предложенного тезиса.
Следует признать, что в нашей стране работа по развитию и институционализации
сравнительной социологии только началась.
При оценке ближайшего будущего
сравнительной социологии нужно быть реалистами и предполагать много проблем и трудностей как в теоретико-методологическом, методическом, так и в организационном отношениях.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лорнирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В-четвёртых, читатель знакомится с наиболее перспективными методами, входящими в практику
сравнительной социологии (в первую очередь, с качественным сравнительным анализом и методом процессуального слежения).
Для авторов принципиально важно было показать интересные «ходы» и примеры, характеризующие современную практику
сравнительной социологии.
Кроме того, предпосылки институционализации
сравнительной социологии можно обнаружить ещё в нескольких научно-учебных центрах.
Тем не менее и здесь мы сталкиваемся с тем же затруднением, которое обнаруживает себя при выборе первого варианта ответа: если вся социология сравнительная, то зачем говорить именно о
сравнительной социологии?
Таким образом, можно выделить несколько принципиальных параметров настоящего учебника «
Сравнительная социология».
Это «блоки», из которых строится
сравнительная социология как исследовательский процесс.
Задача учебника – не столько предложить некую (сверх) оригинальную трактовку
сравнительной социологии, сколько определить то, что профессиональные представители корпуса социологов должны знать непременно.
Расширение глобальной перспективы также привело к появлению таких областей, как
сравнительная социология и глобальная социология.
Во-первых, рассуждая о
сравнительной социологии, исследователи обычно имеют в виду область применения конкретных техник и методов сравнения: выбор критериев сравнения, построение сравнимых выборок, статистические процедуры в социологических исследованиях.
Более важным представляется сделать несколько вводных замечаний относительно необходимости появления учебника по
сравнительной социологии в русскоязычной литературе, особенностей организации и изложения материала и определения характеристик, которые отличают изложенный материал от других публикаций.
Обращаясь к современной отечественной литературе, можно выделить два принципиальных ответа на вопрос о том, что такое
сравнительная социология.
Тем не менее мы полагаем, что значимость и необходимость институционализации
сравнительной социологии становится всё более и более очевидной, и настоящий учебник – один из шагов в этом направлении.
Первая и вторая главы вводят читателя в проблематику
сравнительной социологии и характеризуют её место среди других дисциплин.
Сравнительная социология предполагает сравнение социальных процессов в разных странах или культурах, а глобальная социология изучает влияние глобализации на социальные структуры и процессы.
Она начинается с рассмотрения специфики сравнения в социологии относительно естественных и гуманитарных дисциплин и с определения основных понятий, включая предварительное определение самой
сравнительной социологии.
Ответы на эти вопросы позволяют выявить особенности
сравнительной социологии по отношению к компаративистике.
Первый раздел носит название «Теоретико-методологические основания
сравнительной социологии».
Глава 4 «Современная дискуссия о методологических проблемах
сравнительной социологии» посвящена актуальному состоянию сравнительной социологии: критике базовой модели сравнительного исследования и характеристике основных методологических проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия.
Логика изложения требует прояснить основные понятия и определить терминологический аппарат, в котором «работает»
сравнительная социология.
Вопрос об использовании методов научной индукции – один из наиболее острых в современной
сравнительной социологии.
Характеристика
сравнительной социологии, с одной стороны, требует рассмотреть специфику сравнения в социологии, а с другой – с необходимостью опирается на понимание того, что такое сама социология.
Словосочетание «
сравнительная социология», несмотря на интуитивную ясность с позиции здравого смысла, с профессиональной точки зрения обнаруживает, по меньшей мере, явное терминологическое несовершенство.
Настоящая глава посвящена базовым характеристикам
сравнительной социологии.
Выше определена система координат, в которых будет рассматриваться
сравнительная социология.
Однако не будет преувеличением сказать, что у
сравнительной социологии блестящие перспективы, a её эвристический потенциал трудно переоценить.
Здесь впервые на постсоветском пространстве на литовском языке были опубликованы монографические работы и учебники, раскрывающие современное состояние
сравнительной социологии как науки и учебной дисциплины.
Глава 1 «Теоретическое обоснование
сравнительной социологии» посвящена базовым характеристикам сравнительной социологии.
Практически любой вопрос о сущности и специфике
сравнительной социологии на протяжении десятилетий дискутируется и оспаривается с противоположных теоретико-методологических позиций.
Читатель, с одной стороны, может увидеть общие черты сравнения с социальных науках, с другой – выделить специфику
сравнительной социологии.
Разумеется, учитывая то обстоятельство, что это первый учебник на русском языке по
сравнительной социологии, и, принимая во внимание его «конструктивные особенности», возможность критических суждений относительно теоретических положений, материалов и выводов, в нём представленных, очевидна.
Тем не менее следует выделить два свойства социологии, принципиальных для понимания
сравнительной социологии.
Первый из них посвящён теоретико-методологическим, второй – методическим проблемам
сравнительной социологии.
Приступая к рассмотрению особенностей
сравнительной социологии как науки, в первую очередь следует обратить внимание на существенные элементы, без которых рассуждение невозможно в принципе.
Эти направления выбраны как наиболее интересные и перспективные для современной
сравнительной социологии, в частности, для соединения микро- и макросоциологических перспектив.
Наконец, в-третьих,
сравнительная социология рассмотрена в единстве двух её составляющих сторон – как наука и как учебная дисциплина.
Таким образом,
сравнительная социология находится между двумя «полюсами».
Вопросы теории и методологии
сравнительной социологии раскрываются последовательно, начиная с общей характеристики сравнительной социологии с учётом её соотношения с другими областями знания и заканчивая конкретными методологическими проблемами и исследовательскими направлениями.
Сущность и «вечные проблемы»
сравнительной социологии определяются прежде всего тем, что социология – это социальная наука.
Современная дискуссия в
сравнительной социологии также инициирована учёными, которые проводят исследования на макроуровне.
Данное понятие описывает альтернативный подход к обозначению проблемного поля
сравнительной социологии.
Однако в некоторых из них можно обнаружить отдельные сюжеты, связанные со
сравнительной социологией.
Вместе с тем авторы учебника пытаются фиксировать проблемную ситуацию, которая характерна для развития
сравнительной социологии, формулируют общие (иногда даже предварительные) подходы к её решению, намечают вопросы для дальнейшего обдумывания и анализа.
Рассмотрим особенности и формы институционализации
сравнительной социологии как науки и учебной дисциплины.
Приводится трактовка основных понятий, включая предварительное определение самой
сравнительной социологии.
Авторы всячески приветствуют подобную дискуссию, а также различают оптимизм и реализм при характеристике сегодняшнего состояния
сравнительной социологии в нашей стране и перспективы её развития.