И несмотря на то что жизнь в
средневековом университете была очень суровой, студенты не подчинялись строгой дисциплине монашеской жизни.
Историки были поражены, когда выяснили, насколько свободно и беспрепятственно происходили интеллектуальные дискуссии в
средневековых университетах.
А в
средневековом университете философия включала любые науки о природе, поэтому естественнонаучное знание даже может считаться сейчас частью философского знания.
Средневековый университет, бесспорно, был публичным пространством, самым открытым местом в городе, где можно было встретить студентов из любых стран и краёв, любого происхождения и воспитания.
Резюмируя, можно сказать, что
средневековые университеты были крепкими организациями как сами по себе, так и благодаря покровительству церковных и светских властей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: худищий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В европейских
средневековых университетах существовали даже кафедры хиромантии.
Ведь он, чтобы сделаться «учителем» (Meister), проштудировал все сочинения «философа» и теперь способен и готов объяснить любое из них, если бы таковое досталось ему по выбору ли, по очереди ли или по жребию (жеребьёвка книг между читающими магистрами была довольно обыкновенна в
средневековых университетах).
Таким образом, уже в практике
средневековых университетов было институционально закреплено разделение образования на общее (факультеты искусств) и специальное (факультеты теологии, права и медицины).
С тех пор придумали полсотни способов доказательства теоремы, а претенденты на степень магистра в
средневековом университете должны были на экзамене доказывать её в обязательном порядке, и сия процедура была тогда на редкость громоздкой.
Мы различаем три поколения университетов –
средневековый университет (первое поколение), гумбольдтская модель (второе поколение) и университет третьего поколения.
Средневековые университеты не были «вузами»; говоря по-нынешнему, они давали как «среднее», так и «высшее» образование.
Редкий
средневековый университет не имел колледжей.
Средневековые университеты не только не знали терминов «начальное – среднее – высшее образование», но и в реальном своём функционировании не ограничивались сферой высшего образования, как мы сегодня эту сферу понимаем.
Строго говоря, диспут – формально организованный публичный спор на научную или теологическую тему, и использовали это слово в основном в
средневековых университетах.
Это время было отмечено кризисом
средневекового университета и трансформацией основных параметров доклассического университета.
Таково наследие риторских школ античности и «факультета искусств»
средневекового университета.
Созданный, как классический
средневековый университет, в составе имел четыре факультета – философский, медицинский, юридический и теологический.
Прежде всего, надо указать на факт автономии
средневекового университета по отношению к окружавшему мирскому обществу в создании собственных тем и методов аргументации.
Они пришли на смену
средневековым университетам, в которых обучались лишь представители элиты.
Принимать духовный сан (и, следовательно, целибат – обет безбрачия) были обязаны все преподаватели
средневековых университетов.
Характерные для
средневековых университетов диспуты на подобные темы длились по 10–12 часов с небольшим перерывом на обед.
Средневековые университеты имели свою научную специализацию.
Последняя служила стандартным учебником по медицине для многих
средневековых университетов и использовалась до середины ХVII века.
Первое, о чём просили нового профессора
средневекового университета студенты, – рассказать о его отношении к душе.
Именно против такого рода отдельности, отсутствия включённости в общественные процессы, была направлена просветительская критика
средневековых университетов в XVIII веке.
Хоть в античной риторской школе, хоть в
средневековом университете, хоть в современном вузе философия выступает как важный элемент образования, более того, как условие возможности изучать в дальнейшем математику или архитектуру, химию или историю.
Студенты
средневековых университетов учили силлогизмы наизусть, и для лучшего запоминания придумали слова, в которые были включены эти обозначения.
Подходы и решения, предложенные в ходе этих исследований, дают основания поставить вопрос о том, насколько трансформации
средневекового университета повлияли на такой европейский по своей природе институт, как православные коллегиумы.
Со временем амбициозные манифесты «натурфилософов» трансформировались в «учения» со своей аргументацией, наблюдениями, пояснениями, принимая тем самым вид науки (аналогичным образом в
средневековых университетах сложилось богословие).
Студент
средневекового университета, принадлежащий к той или иной нации, был в состоянии понять, где ему следует жить, с какими людьми он будет наиболее тесно общаться и поддержки каких специфических мнений от него ожидают в течение нескольких лет его учёбы.
С таким широким смыслом требования эффективности была связана, в частности, критика
средневековых университетов и идея возникновения новых научных и образовательных учреждений в XVIII – начале XIX века.
Схоластический метод являлся стержнем преподавания в
средневековом университете.
Монахи устраивали корты в монастырях, аристократы – во дворцах,
средневековые университеты оборудовали залы для студентов, а простой народ играл прямо на улицах.
Философия могла существовать в рамках
средневекового университета, она присутствует в университетах сегодняшних, но к сущности философского образования это не имело и не имеет отношения, поскольку речь идёт либо об элементах философии, необходимых хоть средневековым юристам, хоть сегодняшним инженерам или менеджерам, либо о подготовке тех преподавателей философии, которые этих будущих специалистов обучают.
В учебной жизни
средневекового университета большое место занимали диспуты.