Показаны различия в психологической
структуре деятельности в восточном и западном типах цивилизации.
При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая
структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей.
Описание
структуры деятельности, представленное в следующей главе, попалось мне на глаза ещё на пятом курсе университета, когда я писал диплом, и уже тогда оно показалось мне полезным и ценным.
Помимо целей повышения доходности и расширения
структуры деятельности могут ставиться задачи сокращения издержек и увеличения производительности.
Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым мотивом и целью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вольнодумничать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В случае с изучением иностранного языка
структурой деятельности можно считать метод обучения – те принципы и действия, в соответствии с которыми проходит обучение.
Он может воспроизводить
структуру деятельности, общения либо игры.
Пытаясь обнаружить скрытые платежи и комиссии, навязывание дополнительных услуг и прочее, я досконально изучил
структуру деятельности большой финансовой организации и повысил свои навыки.
Что касается содержания
структуры деятельности, то существенным является взаимосвязанность всех её компонентов – мотив понимается только через результат; причина – объективна, так как открыта сознанию, а мотив – субъективен: это полнота желаний, эмоций и страстей, которые побуждают совершить определённое действие.
Анализ закономерностей становления полной
структуры деятельности, зарождения её целенаправленности, абиотической предметности, операционального состава и вариативности операций, дифференциации типов деятельности в животном мире позволил бы существенно продвинуть эволюционную и сравнительную психологию, а также использовать понимание закономерностей эволю-ционирования психики в животном мире для развития и обучения человека и даже психологической реабилитации нарушений психического отражения.
Обозначим этот этап как второйуровень «присвоения» субъектом операционной
структуры деятельности.
В связи с тем, что финансовый директор на предприятии отвечает как за официальный учёт, так и за неофициальный (управленческий) учёт, значительная часть информации о
структуре деятельности предприятия, его финансовых потоках, схемах оптимизации налогообложения носит конфиденциальный характер и не может быть оформлена документально.
Помимо мотивов в
структуру деятельности входит цель (конечный результат действий).
Она уже включает и выделение типов сложных деятельностей соответственно различным формам отношения человека к действительности, которые ими реализуются (практическая, познавательная, эстетическая и т. п. деятельность), и окончательное представление о мотиве как предмете деятельности, и формы переживания мотива (тема, в дальнейшем не развивавшаяся), и определение роли эмоций, и определение отношения возможного результата деятельности к её мотиву как смысла действия, и понятия волевого действия и поступка как действия сложномотивированного и, наконец, понятие операции как определяемой задачей и соотношение
структуры деятельности с психофизиологическими свойствами организма.
В-пятых, не совсем точна и фраза «деятельность, удовлетворяющая… потребность», так как даже если мы в
структуру деятельности введём и её результат, что не столь уж бесспорно, то всё равно удовлетворять потребность будет не вся деятельность, а только результат, являющийся целью поведения лица.
Если описывать этот процесс в понятиях
структуры деятельности, то он будет представлять собой процесс превращения действий в операции.
Наряду с изучением
структуры деятельности, мотивационной сферы и путей формирования личности развиваются эмпирические и прикладные подходы, основанные на результатах новейших исследований в области психологии личности.
То есть продуктивное мышление должно быть в принципе алгоритмизировано, по крайней мере, в своих «верхних этажах», определяющих
структуру деятельности.
Так, Зеер утверждает, что профессиональная деформация – это изменения, которые постепенно копятся при сложившейся
структуре деятельности и личности и негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на общем развитии самой личности.
Автор приводит данные оригинальных экспериментальных и клинических исследований, показывающих различные варианты формирования целевых
структур деятельности, соотношения общих (идеальных) и конкретных (реальных) целей и их влияние на различные уровни психического здоровья, включая высший, личностный уровень.
Ещё одним аспектом личностного потенциала является потребностный аспект, неотделимый от мотивации и смысловой
структуры деятельности.
Такое взаимопроникновение и инклюзия расщепляют темпоральную
структуру деятельности: внутри неё образуются временны́е разрядки, лакуны, которые оказываются маргинальными по отношению к дисциплинарномуразграничению работы и праздности, труда и безделья.
Мы исходим из положения, что отношения между личностью и движением могут складываться по-разному, соответственно, роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, который оно занимает в иерархической
структуре деятельности, с одной стороны, с другой – в зависимости от самого вида движения, его характера, организации, способа построения.
При этом уже в работе «Познание и интерес» философ указывает на другую основу человеческой автономии и развития вне экономических и административных
структур деятельности: коммуникативный разум и связанные с ним устремления и практики раскрывают природу человека.
Структура деятельности включает в себя ценности (идеалы, смыслы, социальные нормы, эталоны, образцы поведения и т. п.), знания и способности, интересы, потребности, что определяет её социокультурное содержание.
На наш взгляд, эта модель обладает существенным недостатком: абстрактная пропозиционная семантическая репрезентация, как шаблон прикладываемая к разным текстам, нечувствительна к психологической
структуре деятельности читателя, так как игнорирует индивидуальные способы осмысления (символизации) элементов текста, в конечном счёте и определяющие специфику понимания.
Рост доходов и расширение
структуры деятельности достигаются при условиях увеличения числа предложений продуктов и услуг, завоевания новых клиентов и рынков, развития товаров и услуг в сторону создания более высокой добавленной стоимости, соответствующего пересмотра цен.
Если схематично представить эту деятельность как отношения «субъект-средства-объект» (включая в понимание субъекта ценностноцелевые
структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Структура деятельности предполагает наличие определённых компонентов (мотив, смысл и т.п.), в их числе, цели.
В нашем курсе мы держимся близких позиций: мы рассматриваем инженерию личности как создание такой личности, которая может выполнять какую-то функцию, то есть выполнить работы по какому-то методу, то есть практиковать какой-то способ работы (в курсе «Методология» обсуждается, что существует множество самых разных способов сформулировать вопрос о паттернировании/стилевой
структуре деятельности).
– Совершенно верно. Структура психики определяется
структурой деятельности.
Теперь очевидно, что именно анализ отношений между целью и средством явился отправной точкой разработки
структуры деятельности.
До недавнего времени в психологии выделялась и исследовалась статичная
структура деятельности, представляющая её одномоментный срез.
Личность существует, осваивая способ своего движения – изменения, развития, совершенствования, – в разных
структурах деятельности, в разных её формах.
Важно не допускать того, чтобы
структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру.
Выделение ими регулятивных компонентов в
структуре деятельности способствует более рациональному управлению активностью, вниманием и отношением субъекта.
Это орудийная («инструментальная»)
структура деятельности человека и её включённость в систему взаимоотношений с другими людьми.
Модель
структуры деятельности представлена для ребёнка образно в виде системы пальцев руки.
Эти разработанные в рамках системно-структурного подхода концепции общей
структуры деятельности человека-оператора позволили перейти при изучении психологических процессов регулирования и управления к новым аспектам саморегуляции, выделив как основные следующие: активность, система, развитие.
Встречаются также мнения, согласно которым к числу элементов
структуры деятельности добавляются помимо субъекта и объекта цели, мотивы, потребности, условия деятельности [Леонтьев 2004].
В психологической
структуре деятельности менеджера выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
Развитие методологии системного подхода в настоящее время позволяет не только обосновывать закономерные состояния сложных и многомерных объектов окружающей действительности, но и предполагает особую точку зрения на результат исследований, рассматриваемый во взаимосвязи с другими элементами функциональной
структуры деятельности и познания.
Большинство современных учёных сходятся на том, что
структура деятельности имеет такие главные элементы, как цель-мотив-способ-результат.
В конце концов, группа пришла к выводу, что можно достичь лучших результатов, если кто либо один будет вести группу к заданной цели, принимать решения, разрабатывать стратегию и поддерживать
структуру деятельности и отношений.
Среда деятельности содержит среду процессов деятельности и среду
структур деятельности.
Вместе с тем основополагающий принцип изменения и развития отношений и интересов только через деятельность и в зависимости от места объекта отношения в
структуре деятельности прописан здесь со всей полнотой и отчётливостью.
Эти исследования позволили сделать вывод о том, что восприятие и понимание человека человеком характеризуется: единством познавательных и эмоциональных компонентов, ярко выраженной оценочной и ценностной окраской, зависимостью от мотивационно-смысловой
структуры деятельности объекта познания; активностью социального объекта познания (индивид, группа), направленной на познающего субъекта, свойствами специфической деятельности, включающей цель, механизмы и способы познания, мотивы, побуждающие познавать др. людей.