Приобретая в образовании качества
субъекта учения, познания, общения и деятельности, ребёнок становится целостной личностью.
Однако обычно сразу же следует оговорка, что ученик также и
субъект учения.
Во второй и третьей частях книги излагаются экспериментальные исследования, направленные на выявление возрастных и индивидуальных особенностей позиции
субъекта учения у школьников.
Однако вопрос о том, изменятся ли соотношения основных компонентов позиции
субъекта учения, если произвольность и рефлексию формировать целенаправленно с самого начала обучения, остаётся пока открытым.
Проанализированные подходы позволяют более точно очертить область психологического изучения ценностной ориентации на образование и выделить аспект, подлежащий изучению в контексте проблемы
субъекта учения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фразёрствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это позволяет думать, что личностносмысловой компонент позиции
субъекта учения опережает в своём возникновении и развитии когнитивный и регуляторный компоненты.
Позиция
субъекта учения как теоретический конструкт опирается на специфический круг феноменов.
Поэтому в содержании понятия «
субъект учения» пересекаются возрастной и индивидуальный, когнитивный и аффективный планы развития школьника.
Педагог выступает в роли субъекта обучения, обучающийся в зависимости от решаемых образовательных задач может быть в роли объекта или
субъекта учения.
Отсюда в позиции
субъекта учения мы выделяем три основных составляющих: когнитивную, регуляторную и личностносмысловую.
Необходимо работать над формированием мотивации и осознанного выбора обучающегося, предоставляя ему свободу и гибко реализуя образовательный процесс за счёт многовариативных образовательных практик, постепенно передавая управление за процесс и результат обучения «в руки»
субъекта учения.
Творцом способов является
субъект учения – ученик.
Здесь лишь напомним, что
субъектом учения мы называем школьника, который не только активно усваивает (или даже «присваивает») новые знания и умения, но и соотносит их с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) результаты и процесс своей познавательной деятельности на основе рефлексии причин собственных успехов, ошибок, сомнений; при этом регуляция и рефлексия направлены и на рационально-логические операциональные, и на личностносмысловые аспекты этой деятельности.
Каковы возрастные тенденции и индивидуальные вариации позиции
субъекта учения – это вопрос, который требует ответа, прежде всего потому, что он связан с проблемой взаимодействия (связей и противоречий) результатов школьного обучения и спонтанно накапливаемого ребёнком опыта.
Психологическая литература и наши экспериментальные исследования дают основание полагать, что отчётливо проявляющиеся и устойчивые связи составляющих позиции
субъекта учения складываются в подростковом возрасте (среднее звено школы).
До сих пор наши исследования позиции
субъекта учения носили по большей части «срезовый» характер и проводились на тех или иных годах обучения.
Задача педагога – создать такие психолого-педагогические условия, которые задают контекст «прошлое – настоящее – будущее», а вместе с ним и смысл учебно-познавательной деятельности
субъекта учения: школьника, студента, повышающего квалификацию слушателя.