И лишь когда многие стали избегать
судейской должности, он нехотя согласился, чтобы каждая декурия по очереди в течение года была свободна от дел и чтобы в ноябре и декабре обычных разбирательств вовсе не производилось.
Вызывает одобрение заметный акцент не столько на знании претендентами на замещение
судейской должности норм закона, сколько на выявление уровня формирования профессионального видения вариантов их применения.
Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие
судейской должности от квалификационной коллегии судей.
Вспомните, какие необычайные и дерзкие преступления порождались у нас долгими междоусобиями; или передачей
судейских должностей по наследству, а это вплоть до сорок восьмого года отдавало правосудие в руки людей невежественных или пристрастных; или нравами наших дворян, которые сидят по своим медвежьим углам и не впадают в полную спячку только потому, что лелеют чувства злобы и мстительности.
Вскоре они займут большинство управляющих постов в магистрате и будут направляться на
судейские должности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заворочать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Но раздаются призывы к тому, чтобы женщины занимали
судейские должности, избирались в парламент, на государственные посты…
На
судейские должности были назначены самые честные и самые квалифицированные адвокаты.
Но по искони установившемуся обычаю все
судейские должности, кроме должностей мировых судей, не имеющих гражданской юрисдикции, замещаются адвокатами, которые практиковали в течение определённого минимального срока (7, 10, 15 лет, смотря по важности должностей) и приобрели почётную известность.
К назначаемым на
судейские должности предъявляются самые высокие требования (образование, стаж юридической практической деятельности и т.п.).
Треть
судейских должностей замещается кандидатами в зависимости от их положения в списке; но две трети министр может заместить либо соискателями, занимающими первые места в списке, либо секретарями и помощниками секретарей уголовных судов по истечении определённого срока службы и адвокатами, практикующими не менее четырёх лет и имеющими хорошую репутацию.
Система кооптации может быть признана разумным способом замещения
судейских должностей всего лишь в отношении верховного суда – кассационного либо надзорного.
Надежды на укрепление судейского корпуса связываются с совершенствованием отбора кандидатов на
судейские должности.
Возможна и модификация, состоящая в том, что часть
судейских должностей центральная власть должна занять кандидатами, представленными избирательными органами, а часть может занять по своему усмотрению.
Тем временем партийные выборы создают партийные суды, в связи с чем возникает опасение о надлежащем осуществлении правосудия, поскольку в некоторых областях
судейские должности могут быть заняты даже сторонниками подрывных организаций.
Как отмечалось выше, своеволие центральной власти при назначении судей ограничивается в случаях, когда от кандидатов на
судейскую должность требуется сдача судебного экзамена; в этом случае министр должен сделать выбор только из определённого, относительно небольшого круга достойно квалифицировавшихся лиц.
Если для правильного отправления правосудия необходимо, чтобы судьи обладали известными качествами, то само собою понятно, что на
судейские должности могут быть назначаемы только такие лица, которые эти качества действительно имеют.
Однако этот способ может быть действенным лишь тогда, когда размер ценза достаточно высок, а это связано с ограничением круга лиц, имеющих право занимать
судейские должности, оттолкнёт от судейской карьеры многих достойных кандидатов и в результате снова понизит профессиональный уровень судейского персонала.
По выдержании второго экзамена кандидат получает звание асессора и право получить низшую
судейскую должность.
Он отметил, что таких людей, достигших
судейской должности, в стране не более двух процентов.
Это делало
судейскую должность не только особо почётной, но и чрезвычайно ответственной.
Способы замещения
судейских должностей могут быть самыми разнообразными.
Целый ряд компетентных авторов высказались в пользу введения конкурсной системы в правосудие, в том числе авторы специальных монографий, посвящённых способам занятия
судейских должностей.
Первый вопрос касается наличия у кандидатов соответствующей квалификации, второй – способа замещения
судейских должностей.
Но, по-прежнему, в российских судах стабильно пустуют более тысячи
судейских должностей.
Принимая во внимание все возможные комбинации, мы получим следующую классификацию способов замещения
судейских должностей.
Для этой цели законодательство должно, во-первых, обеспечить призвание на
судейские должности только людей, обладающих указанными качествами, и, во-вторых, организовать их положение так, чтобы они могли проявлять эти свойства без препятствий и опасений.
Нашим действующим законодательством установлены неодинаковые требования для замещения различных категорий
судейских должностей.
Другими словами, порядок занятия
судейских должностей должен быть целесообразен, а судьям должно предоставляться надлежащее служебное положение.
Это я так называю сотрудников суда, занимающих не
судейские должности.
Сюда нужно прибавить ещё полный произвол министра юстиции при назначении на
судейские должности.
Стремиться к занятию
судейских должностей будут заурядные и неразборчивые в средствах люди.
Французская литература XIX в. и протоколы заседаний парламента переполнены жалобами на фаворитизм, господствовавший в министерстве юстиции при занятии
судейских должностей и продвижении судей.
Окончательно несменяемость установилась в 1604 г., когда
судейские должности были признаны наследственными.
Не меньшее значение имеют её полномочия по формированию судейского корпуса, правомочия по допуску к
судейской должности и отрешения от неё, а также по принятию решений, связанных с судейским продвижением по службе.
За 9 месяцев 2000 г. в отношении 5106 претендентов на
судейские должности (в том числе 1700 судей) коллегиями были даны положительные заключения, а в отношении 484 – отрицательные, в том числе в отношении 70 действующих судей.
Но по неизвестным причинам в ст. 202 всё-таки была внесена оговорка относительно права замещения
судейских должностей лицами, «доказавшими на службе свои познания по судебной части».
Третья система – конкурсная – отличается от экзаменационной тем, что имеет целью не только подтверждение подготовки кандидатов на получение
судейской должности, но и установление степени этой подготовки: кандидаты, сдавшие экзамен, вносятся в список в очерёдности в зависимости от проявленных ими на экзамене знаний и умений.
Повсюду от кандидатов в судьи требуется достижение известного возраста (не ниже 24–25 лет), свидетельствующего о некоторой житейской опытности, обладание нравственным цензом, выражающимся в том, что кандидат в судьи не подвергался позорящим наказаниям, не совершал предосудительных поступков и не занимается такими отраслями деятельности, которые признаются несовместимыми с
судейской должностью, и обладание умственным цензом, состоящим в специальной подготовке к исполнению судейских обязанностей.
Не помогло и введение имущественного ценза для кандидатов на
судейские должности.
Действительно, если мы признали, что для правильного осуществления правосудия необходимо, чтобы судьи имели определённые достоинства, то мы должны также признать, что
судейские должности могут замещать только лица, которые эти достоинства действительно имеют, следовательно, кандидаты на судейские должности должны удовлетворять вышеуказанным требованиям, касающимся возраста, морального ценза, общего образования, а также профессиональной подготовки.
Но список не имеет обязательного значения при назначении на высшие
судейские должности в кассационном суде, первых председателей и прокуроров апелляционных судов, председателя и прокурора парижского трибунала.
Парадоксально, но принципы подбора кандидатов на
судейские должности как раньше, так и теперь, одни и те же.
Однако этот способ имеет большие недостатки, поскольку, во-первых, делает из судейской службы краткосрочное занятие, из-за чего немного способных людей захочет претендовать на
судейские должности, во-вторых, судьи не будут иметь времени для приобретения надлежащего опыта.
Правильность этих аргументов настолько очевидна, что ни в одном из культурных государств замещение
судейских должностей не предоставлено низшим органам исполнительной власти.
Только в этой надлежаще организованной системе
судейские должности занимаются людьми достойнейшими и способнейшими.
Но по существу её нельзя ни признать хорошей, ни рекомендовать, поскольку выбор кандидатов общеполитическими собраниями был бы разумным при замещении низших
судейских должностей, но ни в коем случае не при продвижении на высшие должности, основанием которого должны быть исключительно служебные заслуги кандидатов; для оценки их общеполитические собрания не имеют ни достаточных знаний о деятельности отдельных судей, ни необходимой компетенции, не говоря уже о вредном влиянии на результат выборов борьбы политических партий, интриг и протекции.
Первый вопрос касается подготовки судебных деятелей, второй – способа замещения
судейских должностей.
Нормальное здоровье, отсутствие компромата, квалификационный экзамен – всё это обычно, как и для многих других профессий и должностей, даже конкурсы, объявляемые на
судейские должности, дают в итоге, как правило, одну кандидатуру на одно место, так как другие кандидаты просто не появляются, несмотря на то, что перепроизводство юристов очевидно.
Хотя они и предвидели, что для пополнения судейского персонала не хватит лиц с высшим юридическим образованием и что поневоле нужно будет призвать на службу в новые суды лиц, не окончивших университетского курса, но приобретших во время предшествующей службы «основательные познания по судебной части», однако понимали, что «такая необходимость может встретиться только в начале, при введении нового судоустройства» и что, следовательно, внести в текст закона разрешение назначать на
судейские должности лиц без высшего юридического образования значило бы придать временной, вызванной крайнею необходимостью мере характер постоянного и нормального постановления.
Благодаря этому практическая подготовка к
судейским должностям оказалась неудовлетворительной.