Специальное образование детей
с недостатками слуха является целенаправленным процессом, поэтому центральное место в теории и практике сурдопедагогики принадлежит проблеме определения целей и задач.
Таким образом, общая цель сурдопедагогики заключается в целостном развитии позитивных физических, психических и социальных качеств человека
с недостатками слуха как субъекта деятельности, общения и познания.
Следовательно, группа детей
с недостатками слуха является как субъектом, так и объектом специального образования.
Иными словами, в основе развития ребёнка
с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки.
Сложность формирования у детей
с недостатками слуха речевых навыков определяет необходимость тесной взаимосвязи сурдопедагогики и лингвистики, а также психолингвистики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отоскопический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Между ними существуют многообразные взаимосвязи: во-первых, дети
с недостатками слуха изменяются под влиянием педагогов и товарищей; во-вторых, они изменяются в соответствии со своими целями и возможностями; в-третьих, их изучают и оценивают в процессе обучения; в-четвёртых, они сами познают и оценивают себя.
Важное место в исследованиях занимает анализ педагогических условий, способствующих формированию у детей
с недостатками слуха свойств, интересов и направленности личности, установок и чёрт характера, мотивов и привычек культурного поведения, умений и навыков практической деятельности, способности к вербальному общению, правильного отношения к природе, обществу, окружающим людям и к самим себе.
Цели разных уровней образования детей
с недостатками слуха находятся во взаимосвязи: общая, генеральная цель сурдопедагогики опирается на систему предметных частных целей и реализуется через них, а частные цели устанавливаются в результате конкретизации более общих целей применительно к условиям и виду учебной деятельности.
Определяющими признаками профессиональной квалификации сурдопедагога являются знание методологических основ и категорий современной педагогики и сурдопедагогики; общих закономерностей и особенностей развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, а также индивидуально-психологических качеств личности на разных возрастных этапах; путей коррекции и компенсации нарушений развития глухих и слабослышащих детей; понимание принципов, целей, задач, форм и методов коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации лиц
с недостатками слуха.
Процесс коррекционно-педагогической работы с дошкольниками
с недостатками слуха, имеющими другие первичные нарушения, рассматривается нами с позиций системности педагогического процесса как совокупности взаимосвязанных компонентов.
Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и авторитетной системы – ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого ребёнка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и особенностей физических, связанных
с недостатком слуха, и социальным дефектом – отсутствием устной речи.
Гуманизация процесса обучения детей
с недостатками слуха заставляет по-новому подходить к подготовке глухих и слабослышащих учащихся как в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I–II вида, так и в условиях инклюзивного обучения.
При этом человек
с недостатками слуха и группы, в которые он входит, рассматриваются также в качестве объекта практики сурдопедагогического исследования, коррекционной помощи и образовательной подготовки.
По этой причине желательно, чтобы образование детей
с недостатками слуха было многосторонним и целостным.
Для преодоления недоразумений в определении объекта сурдопедагогики целесообразно исходить из того, что эта наука опирается непосредственно на познание человека
с недостатками слуха и не может ограничиваться изучением одних только образовательных технологий.
Речь идёт о том, что, когда педагог в качестве субъекта начинает обучение ребёнка
с недостатками слуха, этот ребёнок в большей мере является объектом и его субъектная активность либо выражена слабо, либо носит спонтанный негативный характер и может проявиться в противодействии учебным требованиям.
Её жизнь и деятельность служат вдохновляющим примером не только для людей
с недостатками слуха и зрения, но и, как показывают многочисленные письма к ней, для зрячих и слышащих людей разных поколений.
Характер нарушения речи ребёнка
с недостатками слуха и влияние этих дефектов на умственное развитие настолько изучены в советской дефектологии, что психологи в детских психологических консультациях могут использовать готовые методы исследования, существенно уточняющие диагностику этих групп детей.