Понятие «идентичное» в «Системе
трансцендентального идеализма» использовано для обозначения основы действительности вообще.
Если мы об этой дефиниции вспомним при чтении основного утверждения
трансцендентального идеализма, что разумное познание не может постигнуть вещей в себе, что безоговорочная реальность лежит вне понятия, то тотчас же станет ясно, что такой разум, который не может привести себя в согласие со своим предметом, с вещами в себе, и такие вещи в себе, которое не согласуются с понятиями разума, такое понятие, которое не согласуется с реальностью, и такая реальность, которая не согласуется с понятием, суть неистинные представления.
Прославился как автор систематических сочинений по философским дисциплинам – эпистемологии, метафизике, эстетике и этике, автор доктрины
трансцендентального идеализма, работ по праву, религии, нравственности, истории, астрономии.
Более последовательно проведённый
трансцендентальный идеализм познал никчёмность ещё сохранённого критической философией призрака вещи в себе, этой абстрактной, оторванной от всякого содержания тени, и он поставил себе целью окончательно его уничтожить.
Только эти дискуссии должны быть положены в основу
трансцендентального идеализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тёрочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому понятие ценности как нельзя лучше показывает то, что представляет из себя истина с точки зрения
трансцендентального идеализма.
Трансцендентальный идеализм отличается от «обыкновенного» онтологического объективного и субъективного идеализма тем, что постулирование в нём чистого, внеопытного, априорного разума было прыжком человеческого духа из единственной, генетически адекватной ему предметной реальности в возможные миры.
Только таким образом
трансцендентальный идеализм мог быть принят наряду с эмпирическим реализмом, и для последнего его критицизм был действительно правильным по отношению к миру чувств.
Доказать, что так называемый
трансцендентальный идеализм является скрытым психологизмом, который мы называем трансцендентальным психологизмом, будет одной из наших сегодняшних задач.
Но здесь важно, что современные учёные считают необходимым особенно резко подчеркнуть те стороны кантовского учения, которые сам знаменитый основатель
трансцендентального идеализма не находил нужным выдвигать на первый план.
В самом деле,
трансцендентальный идеализм считает материю и даже её внутреннюю возможность только явлением, которое вне нашей чувственности вовсе не существует, поэтому для него она есть только вид представлений (наглядное представление), называемых внешними не в том смысле, будто они относятся к предметам, внешним самим по себе, а в том смысле, что они относят восприятия к пространству, в котором всё внеположно, тогда как само пространство находится в нас.
Если бы кантианская философия пожелала хотя бы на йоту отклониться от провозглашаемого
трансцендентальным идеализмом принципа трансцендентального незнания (чего бы ни взяла она себе при этом в руководство: гипотезу или веру), – она не только бы лишилась в тот самый момент всякой опоры, но вынуждена была бы также отказаться от того, в чем сама видит свое главное преимущество, – от претензии успокоить разум.
Ибо притязание это основывается на утверждении
трансцендентальным идеализмом сплошного, абсолютного незнания; но это сплошное, абсолютное незнание лишилось бы всей своей силы, если бы позволило какой-нибудь гипотезе возвыситься над собой, уступивши ей хоть в чём-нибудь самом малейшем.
Таково например, для чистого эмпирика то, что недоступно опыту, для правоверного
трансцендентального идеализма – гносеологически трансцендентное, для феноменализма – метафизически трансцендентное, для чистого рационализма – все, находящееся вне логических связей.
Более последовательно проведённый
трансцендентальный идеализм признал ничтожность сохранённого ещё критической философией призрака вещи в себе, этой абстрактной, оторванной от всякого содержания тени, и он поставил себе целью окончательно его уничтожить.
Оригинальность марксова ответа на затруднения социальной теории XIX века заключалась в том, что он исходил не из абстрактной логики
трансцендентального идеализма, а из критики существующих вещных форм общественной жизни, порождающих иллюзорное сознание.
Наконец, в учении об антиномии разума сам
трансцендентальный идеализм подробно представлен через конфликт, который обнаруживается между взглядами на вещи в соответствии с пространством и временем и идеями вещей самих по себе.
Его истинная теория
трансцендентального идеализма – это теория антиномий разума; там очень подробно изложены все дискуссии, которыми он навсегда решил судьбу метафизики.
Ибо я не могу обосновать этот
трансцендентальный идеализм учением о чистом созерцании и, согласно вышесказанному, не могу сохранить форму трансцендентальной диалектики.
Именно потому, что оно подготавливает или фактически уже излагает основную догму
трансцендентального идеализма, оно связывает с вопросом о конечном основании достоверности нашего познания одновременно и ответ на вопрос о конечном основании реальности в бытии вещей.
Тогда на вопрос отвечают, что нужно верить во внешний мир, или же обращаются к феноменалистическому идеализму, который довольствуется миром идей, приведённым в контекст, если не впадают в полностью
трансцендентальный идеализм.
Логика – это наука наук, таково основное определение
трансцендентального идеализма (12) Таким образом, логика, казалось бы, освобождается от всякого психологизма.
Для того чтобы избежать всякого возможного психологизма, мы должны не просто прикрыть эмпирическую иллюзию интенциональности, как это делает
трансцендентальный идеализм; мы должны полностью изгнать её из сферы трансцендентального.
Однако это бытие не есть эмпирически данное бытие, поскольку оно основано на эмпирической иллюзии интенциональности; оно также не есть идеально данное бытие, поскольку оно тоже испорчено той же иллюзией; оно также не есть бытие
трансцендентального идеализма, то есть не есть структура трансцендентальной интенциональности.
Однако мы полагаем, что данное определение, в силу своей общности, может быть отнесено к любому представителю
трансцендентального идеализма.
Появился
трансцендентальный идеализм и все опосредовал.
К сожалению, одно и то же название затушёвывает разницу в вопросе, так что лучше противопоставить подлинный и строгий, т.е.
трансцендентальный идеализм субъективизму, спиритуализму и, наконец, солипсизму, пусть даже в именовании.
Ведь трансцендентальное пространственное отношение – это та детерминация, исходя из которой даже самое простое мышление может элементарным образом осознать, что
трансцендентальный идеализм далёк от того, чтобы вернуть реальность объектов в субъект.
Претензия на эту реальность, которую предъявляет реализм, также прямо признаётся
трансцендентальным идеализмом в качестве законной, и он полностью согласен с реализмом в том, что реальность и действительность остаются, даже если они не воображаются в субъективном сознании.
Однако для того, чтобы окончательно поколебать это предвзятое мнение,
трансцендентальный идеализм должен, конечно, попросить своего якобы «противоречивого оппонента» – реализм – проявить благое намерение действительно понять, а не размывать действительно принципиальные различия.
Я говорю: это не ново и не противоречит
трансцендентальному идеализму.
В системе
трансцендентального идеализма взаимоотношения между двумя основными науками изложены более резко, чем во введении к наброскам системы натурфилософии.
Таким образом, система
трансцендентального идеализма придерживается объяснения происхождения сознания, уже данного в «Трактатах об объяснении идеализма учения о науке» (см. выше с. 261).
Это могло быть достигнуто только на основе подлинного
трансцендентального идеализма: правильное пересечение идеального и реального должно было предшествовать этому.
Система
трансцендентального идеализма 1800 г., 4.
Мне остаётся лишь более подробно остановиться на двух темах, а именно на доктрине
трансцендентального идеализма и задаче философии религии.
Если вспомнить о нём при том основном утверждении
трансцендентального идеализма, что познание не может постигнуть вещи в себе, что реальность лежит совершенно вне понятий, то сейчас же окажется, что такой разум, который не может привести себе в согласование со своим предметом, вещами в себе, и вещи в себе, которые не согласуются с понятиями разума, понятие, которое не согласуется с реальностью, и реальность, которая не согласуется с понятием, суть неистинные представления.
В этом основа
трансцендентального идеализма.