Выделены сложившиеся в русской культуре представления об индивидуально‐психологических различиях субъектов труда, о «взаимосоответствии
требований профессии и человека» («Всяк годится, да не на всякое дело»; «Волк – не пастух, свинья – не огородник»; «Молодой – на битву, старый – на думу», «Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч» и др.), о праве «человека на индивидуальный стиль деятельности, на творческую самостоятельность и своеобразие» («Мас тёр мастеру – не указ»; «Всякий мастер про себя смастерит» и др.).
Выход: сотрудники, соответствующие
требованиям профессии.
Именно поэтому процесс выбора профессии, определения профессионального пути, профессионального становления и экспертизы успешности усвоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека
требованиям профессии, а с другой – активного формирования и подготовки его как специалиста с учётом отведённого для этого времени.
Из этого числа по первой шкале оценки личностей кандидатов: соответствует
требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствуют в основном 89 (39,9 %), соответствуют частично (группа риска) 69 (30,9 %), не соответствуют 24 (10,8 %).
Знания и умения – это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности – субъективные, необходимые для его соответствия
требованиям профессии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обезземелеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Психологическими
требованиями профессий этого типа являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с людьми, сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное, понимать намерения, помыслы и настроения людей и др.
Наряду с недостаточно выраженными способностями, приводящими к низкой эффективности труда и даже потере здоровья, существует на первый взгляд парадоксальное положение, когда наличие способностей, превышающих
требования профессии, делает такого человека тоже непригодным к данной работе, хотя он вполне может её выполнять.
Здесь создавали тесты в соответствии с имевшейся психологической интерпретацией
требований профессии без всякого воздействия факторного анализа.
Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый нормальный человек.
Любая школа, в которой человека чему-то учат, – от начальной до высшей – внушает учащемуся в основном лишь то, что он должен думать, чтобы удовлетворять
требованиям профессии, окружающего мира и самой жизни.
Используемые для этого методические подходы могут включать эмпирико-экспериментальный путь, предполагающий массовое психологическое обследование и последующее сопоставление психологических показателей с эффективностью деятельности; методы алгоритмического анализа деятельности и составление психограммы; экспертную оценку перечня
требований профессии к человеку и соответственно оценку профессионально важных качеств (Бодров, 2006, с. 380).
Без знания и понимания того, какие
требования профессия предъявляет к человеку как к личности, какие психологические процессы должны активизироваться у него в той или иной профессиональной деятельности, какова напряжённость и сложность работы, психолог не сможет грамотно выполнять свои профессиональные задачи.
Профессиональная пригодность человека определяется соотношением
требований профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации – систему «человек – профессия», то есть определённую категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т. д.); является динамическим свойством системы «человек – профессия» (отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).
Новорождённому клону отводилась карьера в гильдии, членом которой когда-то был и сам оригинал – конечно, при соответствии способностей клона
требованиям профессии.
Обобщая различные подходы к пониманию профессионального здоровья, следует выделить его полифакторность: адекватный выбор профессии на этапе самоопределения, полноценную профессиональную подготовку, полную адаптацию к профессиональной деятельности, сформированность профессионально важных качеств, соответствие психофизиологических показателей
требованиям профессии, обладание достаточным уровнем здоровья.
Совершенно точно многие люди заняты в профессии продавец не отвечают
требованиям профессии.
Поэтому профессионализм представляет собой интегральную личностную характеристику человека, включающую его знания, умения, способности, качественные параметры нравственности, определённые психические свойства, отвечающие
требованиям профессии.
Наиболее многочисленной является группа учителей, подчинивших свою жизнь
требованиям профессии и профессионального сообщества (адаптивный тип поведения), отличающаяся ситуативными ценностными ориентациями и в силу этого невозможностью почувствовать и осознать основную цель и смысл своей жизни.
Но особые
требования профессии и образ его жизни не давали мужчине отрастить животик и забросить упражнения в спортзале.
Профессионализация (собственно развитие специалиста) субъекта в труде происходит на пересечении интеграции и индивидуализации (унификации и дифференциации): когда
требования профессии соразмеряются с возможностями педагога, а его способности влияют на объективные показатели труда.
Критериями для оценки нормы, патологии, идентичности, маргинализма выступают «внутренние идентификационные
требования профессии» и инвариантные признаки (глава 11).
Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учётом
требований профессии и среды).
Было понятно, что имела в виду работница магазина: физические нагрузки и
требования профессии оставили на моих руках несмываемый автограф: кожа на ладонях была сухой и местами потрескавшейся.
В основном согласно
требованиям профессии приходится одеваться так, чтобы поменьше бросаться в глаза.
В принципе, с кораблём победнее случилось бы ровно то же – таковы
требования профессии геройства.
Учитывая
требования профессии писателя, странно, что она остаётся столь притягательной для юных душ.
Эти базовые
требования профессии порой тянут их в обе стороны одновременно.
Процесс выбора профессии, определения профессионального пути субъекта и экспертизы успешности освоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека
требованиям профессии, а с другой – активного формирования и подготовки его как специалиста с учётом отведённого для этого времени, то есть диагностики, прогнозирования и формирования профессиональной пригодности человека.
При этом в первую очередь речь должна идти об управлении показателями, отражающими состояние здоровья студенческой молодёжи в процессе физического воспитания, а количество здоровья при этом обязательно должно соответствовать
требованиям профессии (В.С. Якимович, 2002; А.К. Пащенков, 2004; А.И. Давыденко, 2005 и др.).
Можно выделить следующие виды профессиональной консультации: информационно-справочная, в ходе которой оптанту сообщается о требованиях при приёме на учёбу и работу, об условиях и каналах трудоустройства, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста и т. д.; психодиагностическая, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей оптанта и определение их соответствия требованиям отдельных профессий; формирующая,в ходе которой производится коррекция выбора профессии в зависимости от индивидуальных особенностей оптанта; медицинская, заключающаяся в оценке состояния здоровья и определении степени его соответствия
требованиям профессии (или ограничений по состоянию здоровья при выборе той или иной профессии).