Несмотря на то что сказавший это мог солгать, он согласовал с этим свою работу, зная, правда, о
тройном правиле столько же, сколько слепой о цветах.
Ибо, как мы сказали в нашем примере
тройного правила, если кто-либо может найти путём пропорции четвёртое число, которое так относится к третьему, как второе к первому, то он может сказать (пользуясь делением и умножением), что эти четыре числа должны быть пропорциональны.
Арифметика в его классе, т. е. для мальчиков 9-10 лет, проходилась в объёме требований третьего класса бывших гимназий, т. е. четырёх действий над целыми и дробными числами, обыкновенно весьма большими (восьмизначными); кроме того, проходилось так называемое
тройное правило, простое и сложное (приведением к единице).
Ибо сила, которую нам даёт сама вещь, всегда больше получаемой нами через вторую вещь, каковое различие мы установили на примере
тройного правила, – говоря об умозаключении и ясном познании (гл. I, ч. 2).