Также нормы
финансового права регулируют отношения в других сферах государственной деятельности.
Таким образом, в учении о бюджете, являющемся частью
финансового права, оставались только рассуждения о соотношении доходов и расходов государства и правила составления бюджета, решавшие вопрос этого соотношения.
Группа принципов бюджетного права связана с более общими принципами – системой общеправовых и конституционных принципов и системой принципов
финансового права – и входит в них как составная часть.
Помимо расширения бюджетно-правовой проблематики в рамках курсов
финансового права, появляются специальные учебные дисциплины, посвящённые бюджетному праву.
Нормы
финансового права регулируют и отношения, складывающиеся также в других сферах государственной деятельности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: усадочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
До этого правовое регулирование налоговых отношений изучалось и преподавалось в рамках
финансового права.
Одни специалисты данной сферы считают, чтобанковское право – это подотрасль
финансового права.
Выше было указано, что бюджетное право в системе юридических наук занимает место подотрасли
финансового права.
Таким образом, метод правового регулирования бюджетного права совпадает с методом правового регулирования
финансового права в целом.
Таким образом, находясь в составе
финансового права, налоговое право входит в состав единой системы российского права.
Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке
финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе.
Некоторые финансисты-правоведы высказывают мнение по поводу того, что страхование с точки зрения финансовых правоотношений представляет одно из самостоятельных звеньев финансовой системы государства, который образовывается в процессе формирования и использования страховых фондов и является предметом
финансового права.
Существуют различные пути пополнения этих фондов, но в современном мире одним из основных источников доходов бюджетов являются налоги, в связи с чем в системе
финансового права (как правовой формы финансовых отношений) объективно выделяется налогово-правовая составляющая.
Среди 13 профессоров трое были связаны с экономикой: профессор полицейского права, профессор
финансового права и, наконец, профессор политической экономии и статистики.
Источниками
финансового права являются различные нормативные акты.
Также в 2012 г. была сделана попытка обоснования в системе регионального
финансового права регионального бюджетного права.
Под сформировавшимися коллективными субъектами
финансового права предлагается понимать организованную группу физических или юридических лиц, которая выступает вовне как единое, персонифицированное целое, имеет нормативно установленные цели, функционально дифференцирована, действует на законном основании, обладает финансовой правосубъектностью.
Но как в любой семье каждый ребёнок, каждая региональная школа
финансового права имеет свой индивидуальный характер, свою судьбу.
Организационно не предмет, не кафедры
финансового права первоначально не выделялись.
К числу наиболее глобальных теоретических проблем
финансового права относится вопрос о его предмете, т. е. вопрос о сущности и признаках финансово-экономических отношений и их отличиях от других видов денежных отношений.
Для теории
финансового права имеют значение даже ошибкии промахи физиократов.
Марксистская идеология оказала существенное влияние на процесс развития отрасли и науки советского
финансового права, о чем будет сказано отдельно.
При осуществлении финансовой деятельности государство как особый самостоятельный субъект российского
финансового права занимает главенствующее положение среди иных субъектов.
Предметом
финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Применительно к институтам
финансового права можно выделить бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования и банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчётов; валютные правоотношения.
Позднее он отказался от своей концепции и подчёркивал, что к сфере
финансового права относятся лишь те отношения публичного заимствования, «которые, являясь организационными (не экономическими), в основном связаны с бюджетным планированием заимствования и управлением публичным долгом».
Несмотря на то что среди них традиционно определяющую роль играют нормативно-правовые акты, каждый источник
финансового права имеет своё собственное место, обусловленное особенностью его назначения, свою сферу влияния в процессе правового регулирования финансовых отношений.
Главной тенденцией диссертационных исследований в области
финансового права является углубление фундаментального характера исследований.
Регулятивная функция
финансового права включает регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.
Система отрасли
финансового права – это единство, взаимосвязь и объединение определённых финансово-правовых норм в зависимости от характера и содержания регулируемых финансовых отношений.
Исследование историко-правовых аспектов финансовых прерогатив государства в XVII–XХ вв. позволяет сформулировать закономерности в развитии этого института и выделить несколько периодов (этапов) в развитии исключительных
финансовых прав государства.
Проблему становления налогового права как целостной, относительно автономной системы необходимо рассмотреть в контексте основных теоретических вопросов
финансового права, поскольку налоговое право традиционно включается в его состав.
Впрочем, понятие «финансовая деятельность» не всегда было базовой категорией
финансового права.
Метод
финансового права определялся как совокупность юридических приёмов (способов) воздействия на финансовые общественные отношения, составлявшие предмет его регулирования.
Наука
финансового права представляет объёмные ретроспективные наработки как для самоценного освоения исторического материала, так и для выхода на современную отраслевую проблематику.
При этом анализируется большой круг проблем внутреннего и международного
финансового права.
Подобные примеры комплексности в рамках
финансового права можно продолжить.
Оценивая правовую основу установления и осуществления исключительных
финансовых прав государства, можно проследить, что вторая половина XVII в. характеризовалась фрагментарностью и непоследовательностью нормативных актов в области финансовых прерогатив государства.
По мнению советских учёных, чётко сформированная система советского
финансового права позволяла более ясно определить круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, и отграничить эти отношения от отношений, регулируемых смежными отраслями права – государственного, административного, гражданского права и др.
В настоящее время, когда все формы собственности на конституционном уровне признаны равноправными, ликвидирована монополия государства в валютной, банковской сферах, в области страхования, включение в качестве разделов
финансового права банковского, страхового, валютного, инвестиционного права представляется явным анахронизмом, игнорирующим современные экономические реалии.
В зависимости от своего содержания, нормы
финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Большинство авторов, разрабатывающие общие проблемы теории государства и права, а также изучающие вопросы финансовой деятельности государства, рассматривают
финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права.
Подавляющее число норм
финансового права носит обязывающий характер.
Второй подход (широкий) к трактовке предмета науки
финансового права включал исследование как доходов, так и расходов государства.
Цель занятия:формирование знаний основных категорий и понятий
финансового права и основных положений действующего федерального, регионального и местного финансового законодательства, а также развития у студентов навыков работы с финансово-правовыми актами.
Кроме того, школы
финансового права формировались преимущественно на базе юридических факультетов университетов и юридических вузов, что делает необходимым рассмотрение данной проблематики.
То есть системный анализ необходимо применять только совместно с иными методологическими приёмами исследования
финансового права.
В качестве источника
финансового права предлагается рассматривать правовые акты органов государственной власти и муниципальных образований, содержащие правовые нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований).
Данное обстоятельство обусловливает необходимость детального анализа этой финансово-правовой категории, а также концепций, положенных в её основу, с той целью, чтобы определить, насколько она (данная категория) на сегодняшний день отражает реальное положение вещей, символизируя собой отраслевое единство
финансового права.
Этим определяется значение изучения дисциплины
финансового права.