Находясь в постоянном контакте с абсолютной простотой ранней
формы религии или божественного знания, египтяне были более способны уловить прямые, ничем не замутнённые принципы общения между человечеством и божеством.
Культ солнца является частью древнейших
форм религии, уже в его тогдашних разновидностях чётко различались восход, полдень и закат солнца.
Если поскрести по поверхности современного человека, мы откроем определённое число индивидуализированных примитивных
форм религии.
Одной из
форм религии является фетишизм – поклонение отдельным предметам.
Часто эта позиция идёт рука об руку с возрождением старой
формы религии и духовности, основанной на вере.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: салотопка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отношение же к человеку, моральный долг человека, хотя и он не отсутствует вполне в язычестве, является главным элементом уже более чистых
форм религии.
Так это или нет, шаманизм точно предшествует более организованным
формам религии с иерархической структурой священников и прихожан.
В массе своей они не нуждаются в религии и не рвутся в неё, ибо существующие
формы религии уже не отвечают типу человека этого общества и условиям его жизни.
Он лишь может выбрать лучшие или худшие, высшие или низшие, удовлетворительные или разрушительные
формы религии и философии.
Фетишизм и тотемизм, вместе с магией, анимизмом, культом предков и пр. – первейшие
формы религии, распространённой среди первобытных людей.
В современном мире эта
форма религии трансформировалась в веру в амулеты-обереги.
Согласно этому подходу, религия рассматривается как один из товаров, потребляемых домохозяйством, тогда как
формы религии классифицируются с учётом соответствующих временных и денежных затрат.
Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные
формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных.
И только если во всей личности пациента происходит глубокое изменение, если он получает свободу для того, чтобы мыслить, любить, сменить систему ориентации и поклонения, он может освободиться от рабской привязанности к родителю; только если он способен усвоить высшую
форму религии, он сможет освободиться от её низшей формы.
Тотемизм– древняя
форма религии, вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с тотемом.
Тому не нужно и никаких внешних
форм религии.
Стоит ли удивляться тому вниманию, которое уделяет странноприимству поздняя
форма религии зверей – христианство?
В качестве архаичных
форм религии учёные выделяют тотемизм (обожествление определённых видов животных, поклонение им), фетишизм (обожествление определённых предметов, поклонение им) и анимизм (вера в наличие души у всех животных и материальных объектов), с которыми связана магия (вера в возможность влиять на сверхъестественные силы при помощи особых ритуалов и духовных практик).
То есть, по сути, перевернуть все теории происхождения «с ног на голову», и тогда станет очевидно, что существующее сегодня разнообразие
форм религии появилось в результате не расширения, а, наоборот, постоянного сокращения.
Именно это является наивысшей
формой религии.
Мировоззрение в его конкретной исторической конфигурации именуется «специфической исторической социальной
формой религии».
Дзён так не похож на любую другую форму буддизма, – а кто-то даже скажет, что и на любую
форму религии вообще, – что он пробудил любопытство у тех, кто обычно не обращался к «непрактичному» Востоку в поисках житейской мудрости.
Помимо того что невозможно составить полную систему такого рода, невозможно и решить, какая
форма религии египтян была самой древней, и продемонстрировать, была ли она монотеистичной – как часто это предполагалось, – или же, как утверждают другие, она была основана на пантеизме, политеизме, поклонении предкам, растительной или животной жизни и их репродуктивной силе, вере в божественную мощь солнца или на других религиозных представлениях.
К примеру, термины «Архат» и «дугпа», указывающие на воплощённые духовные сущности двух степеней жизни, в течение многих веков были неизвестны, неверно истолкованы и искажены или же отвергнуты узкими сектантами – последователями ортодоксальных
форм религии.
Мы не ставим перед собой задачи перечислить и дать характеристику всем социолого-политологическим подходам в области религии, в настоящей работе более важно то, что имеет прямое отношение к развитию политических форм религиозных институтов (такого рода
формы религии в целом – более масштабная проблема, относящаяся к социально-политической философии).
Часто имеет
форму религии.
Их считают не более чем символами мудрости, а вот дзен основывается на практике и глубоком, личном переживании реальности, чего большинство
форм религии и философии не касаются, так как не заходят дальше мыслительных или эмоциональных описаний.
Это – пожалуй, единственная
форма религии друидов, о которой сохранились более-менее точные сведения.
Anfosso приводит яркие примеры того, что среди современного населения земного шара сохранилось ещё поклонение камням – эта первобытная
форма религии варваров.
Реакционных
форм религии можно встретить сколько угодно и даже больше, чем нам хотелось бы, но это не имеет никакого касательства к той рождающейся религии итога, которой эта книга посвящена.
Если социолог с лёгкостью говорит о секуляризации, т. е. неизбежном упадке институциональных
форм религии, взгляд историка позволяет внести серьёзные корректировки в эту гипотезу.
Я взял отдельную такую фазу, примерно соответствующую окончательной
форме религии в нашей сегодняшней белой, христианской культуре.
По сравнению с более ранними мистиками, суфии более явно акцентируют внимание на том, что все
формы религий суть культурные преломления единого интуитивного восприятия.
Не вдаваясь в дискуссии вокруг этого понятия, можно заметить, что обозначаемые таким образом
формы религии ставили особенно значительные проблемы перед сторонниками цивилизационного анализа.
Уже сложилась государственная
форма религии, и только о ней имеются у нас какие-нибудь сведения, народные верования оставили очень мало следов, вернее, никаких.
Только анализ различных
форм религии может показать, какие ответы лучше или хуже служат нахождению смысла жизни и объекта поклонения; «лучше» или «хуже» всегда рассматривается с точки зрения природы и развития человека.
В верхнем палеолите появились первые
формы религии:тотемизм, культ предков, поклонение силам природы.
Поэтому я никак не могу принять иногда встречающееся определение советской идеологии как «новой религии», «новой
формы религии».
Кроме прочего, это время интересно для исследователя ещё и тем, что именно тогда за влияние в массах начали бороться две
формы религии – язычество и христианство.
Это крайне важно для нашей темы, поскольку наша задача состоит в том, чтобы не только сделать «моментальный снимок», но и обнаружить длительные тенденции, которые лежали у истоков современных
форм религии.
Паломничество как вид религиозной деятельности зародилось в глубокой древности и связано с появлением развитых
форм религии и высокой стадией социокультурных отношений в обществе.
То, что первоначальной
формой религии был политеизм, не соответствует прежде всего самому порядку познания человеком окружающего мира.
Жрецы, а потом простые люди, столетиями, тысячелетиями, пересказывали из уст в уста следующему поколению, аспекты своего мировоззрения, это становилось верой и принимало
форму религии.
Ей предстояло только сохранить в целости известную
форму религии, в народном представлении неразрывно связанную уже с самою национальностью, и этого было достаточно для решения вопроса о настоящей и будущей жизни народа.
Что касается нехристианских
форм религии, то их опыт переживания сверхъестественного выражается в подобных с христианством переживаниях: экстазе, непосредственной близости существ духовного мира и (или) их проявлений в тех или иных событиях.
Но пока мы так глупы и ограничены своими страхами, что тратим века на создание идеальной
формы религии и организацию политического режима в поисках лучшего плана спрятаться на крошечной планете от самих же себя.
В такие моменты происходит множество войн, государства дробятся на враждующие области; умирающие
формы религии и культуры, подобно зверям, чувствующим скорую гибель, становятся ещё более догматичными и жестокими.
Для общества товаропроизводителей, всеобщее общественное производственное отношение которого состоит в том, что производители относятся здесь к своим продуктам труда как к товарам, следовательно, как к стоимостям, и в этой вещной форме частные их работы относятся друг к другу как одинаковый человеческий труд, – для такого общества наиболее подходящей
формой религии является христианство с его культом абстрактного человека, в особенности в своих буржуазных разновидностях, каковы протестантизм, деизм и т. д.
Некоторые исследователи называют шаманство
формой религии.