Действие по аналогии есть
форма умозаключений, использующая это сходство.
Все эти
формы умозаключения – всё равно, приводимы ли они к силлогизму в собственном смысле или нет, – сохраняют аналитический характер и поэтому являются бессильными.
Несмотря на то что содержание практически всех книг по логике (даже в том, что касается приводимых иллюстраций) следует за стандартом аристотелевского «Органона» – термины, суждения, силлогизмы и связанные
формы умозаключения, научный метод, вероятность и ошибки, – тем не менее, существует множество разногласий относительно того, что именно изучает логика.
Логические законы сами по себе (если вычесть всё то, что и помимо этого гетерогенно, – прикладную логику и прочий психологический и антропологический материал) сводятся обыкновенно, кроме предложения о противоречии, ещё к нескольким скудным предложениям об обращении суждений и о
формах умозаключений.
Но если окончательная реальность принадлежала области мысли, люди – разумные существа, но всё же подобные животным – могли познавать её лишь в
форме умозаключений, сделанных на основе чувственных данных и социальной коммуникации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: капотик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Между тем человеческое мышление базируется на ряде основных
форм умозаключений, которые, всегда и неизменно, лежат в основе всякого течения мыслей.
После этого наступает этап, в котором его мышление постепенно принимает
форму умозаключений, и ребёнок учится отделять себя от внешнего мира.
Как и суждение, умозаключение, различные
формы умозаключения имеют своей целью проникнуть в природу вещей и сомкнуть субъективное с объективным.
Логические законы для себя (если отбросить всё инородное, прикладную логику и иной психологический и антропологический материал) сводятся обыкновенно, кроме начала противоречия, на несколько скудных предложений о превращении суждений и
формах умозаключений.
Так, если мне известно, что «еслиP, то Q» и мне также известно, что P истинно, то я знаю, что истинно Q – эта
форма умозаключения называется modus ponens («путь отделения», или гипотетический силлогизм).
Софисты пытались систематизировать и типологизировать логические
формы умозаключений и суждений, разрабатывали грамматические структуры языка, необходимые для более продуктивного преподавания.
Даже если способы умозаключения не все имеют одинаковое значение и применимость, тем не менее, одним из строгих научных требований является полная разработка возможных
форм умозаключения, потому что только после получения исчерпывающего обзора можно связать с ним критику их большей или меньшей полезности.
Формы суждений показывают нам младшую систему категорий,
формы умозаключений – высшую систему идей.
Наиболее известной
формой умозаключения является силлогизм.
Это соединение мыслей, благодаря которому пропозиция впервые становится языком, содержится в трёх
формах умозаключения, в которых соединение общего и частного происходит через частное, средний термин.
Различие между этими двумя взглядами на логику чем-то напоминает различие между естественным правом и юспозитивизмом по вопросу происхождения права: являются создаваемые логикой формализмы отражением каких-либо форм практических рассуждений или это идеальные
формы умозаключений, представляющие образцы для практических рассуждений?
Индукция– это
форма умозаключения от частного к общему.
По
форме умозаключения могут быть дедуктивными, индуктивными или умозаключениями по аналогии.
Когда вы спрашиваете о причине, одного лишь словесного определения, которое является
формой умозаключения, недостаточно.
Вот вы уже начали видеть, что мыслящий ум – это ум, который не довольствуется объяснениями, умозаключениями; это не такой ум, который верит, ибо вера есть опять-таки другая
форма умозаключений.
Из этих процессов мы можем усмотреть, как поздно развилось более острое логическое мышление, строгое отношение к причине и действию, если ещё теперь наш разум и рассудок непроизвольно возвращаются в своих функциях к этим примитивным
формам умозаключения, и мы приблизительно половину нашей жизни пребываем в этом состоянии.