Но если технологии не нейтральны, то есть если в них закодирована какая-то
форма идеологии или система власти, это может означать, что их создателям следует быть более осторожными.
Мифология сыграла большую роль в развитии различных
форм идеологии.
Марксизм возникал в борьбе с религией и различными
формами идеологии, связанными с нею, противопоставляя им научный взгляд на всё происходящее в мире.
Религия, как известно, наиболее консервативна из всех
форм идеологии.
В таком случае мы, видимо, имеем дело с новой
формой идеологии, гораздо более опасной, нежели вчерашняя идеология, объявленная умершей, ведь она работает прежде всего за счёт психологического устрашения, производимого упоминанием о сакральном.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: казинетовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Главное же заключается в том, что за многие и многие годы религия стала одной из форм общественного сознания, одной из
форм идеологии.
Но на самом деле, существование общества без идеологии – это всего лишь одна из
форм идеологий, причём далеко не лучшая.
Не наши люди не соблюдают наши ритуалы, а единственной
формой идеологии в древности была религия.
Но, тем не менее, оторванная от народа и закостеневшая в своих
формах идеология последних застойных лет, сопровождавшая и обслуживавшая в основном, партийно-комсомольский официоз, вызвала стойкую аллергию.
Если марксизм учит, что классовые отношения слагаются в процессе производства и отвечают известному состоянию производственных сил; что все
формы идеологии и в первую голову политика отвечают классовым отношениям, то это вовсе не значит, что между политикой, классовыми группировками и производством существуют простые механические отношения, которые измеряются четырьмя правилами арифметики.
Много внимания уделено новым
формам идеологии глобализма, которые можно назвать «мягкими идеологиями».
Эти изолированные, но тем не менее слаженно звучащие голоса, которые зарождаются в мощной волне человеческого раскрепощения, по-настоящему зазвучат в 1915–1925 годах, воспевая историческое возмездие над всеми
формами идеологии.
Если религия – это просто
форма идеологии, предназначенная для угнетения масс, то почему современные политические идеологии не считаются религиями, ведь после отделения церкви от государства, они выполняют ту же самую функцию – оправдание закабаления масс?
Если мы сосредоточимся на всём этом, мы многое поймём о нашей цивилизации, о культурной индустрии капитализма, о нас самих и сможем перейти к марксистской теории культуры и кино, которая рассматривает кино и как массовый социальный ритуал – в двадцатом веке приличная американская семья идёт по выходным в торговый центр и смотрит там фильм, – и как наглядную
форму идеологии, а точнее, как фронт борьбы идей, и как конкретный вид бизнеса, источник дохода.
Если классическая утопия была ещё переходной, промежуточной между религиозными и светскими учениями
формой идеологии, то руссоизм – это уже исключительно светская, непосредственно практически ориентированная, политическая идеология.
Но на самом деле «Тоталитарный смех» – теоретическая возгонка сталинского контекста, перемешанного с бахтинским текстом, а «Цинизм как
форма идеологии» будто написан по мотивам основных тем интеллигентской культуры эпохи позднего совка.
Однако жизнь и судьба (а если уж быть точным – вся человеческая культура) предлагала ему, умному человеку, представление о счастье только в одной форме: в
форме идеологии.
Вера в сверхъестественные силы, от которых зависит всё происходящее в природе и в судьбе человека, была единственной
формой идеологии в раннесредневековом аравийском обществе.
На это способна лишь сама идея в своём историческом саморазвитии и развивающемся самосознании в
форме идеологии — науки об идее.
Если в дописьменном обществе до появления цивилизации в узком смысле слова ведущими
формами идеологии и естествои-спытания были мифология и магия, то изобретение письменности вызвало жанры счетно-письменной и литературно-письменной деятельности, что привело к углублению философского мировоззрения и познания.
Так, например, содержащаяся в нём фундаментальная, едва ли не онтологическая критика любых
форм идеологии, несмотря на все усилия, поддаётся идеологическому «переводу» лишь ценой явной и неизбежной вульгаризации.
Слово – не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений, передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие, более сложные
формы идеологии.
В дальнейшем её историко-философском развитии менялись как оценка значимости философии в общем познавательном процессе (от признания её «царицей всех наук» до «служанки теологии», а в последующем и науки), так и само понимание её предмета (как мировоззрения; методологии познания; знания о мире в целом;
формы идеологии; науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления; нерационализированного постижения жизни).
Возможен такой ответ: потребность в социальной критике и эмансипации от сложившихся
форм идеологии и обыденного сознания.
Религия – древнейшая
форма идеологии человеческого общества.
И раз уж религия являлась главной
формой идеологии и на ней зиждились как общественная, так и частная жизнь жителей всей страны, вне зависимости от достатка и положения, – храмы являлись крупнейшими центрами культурного влияния в стране.
Этому посвящено несколько главок «Возвышенного объекта идеологии», в частности «Тоталитарный смех» и «Цинизм как
форма идеологии».
Утверждение ислама в качестве господствующей
формы идеологии в азербайджанском обществе в течение длительного исторического периода привело к доминирующему положению конфессиональной характеристики в самосознании азербайджанцев.