Находясь в постоянном контакте с абсолютной простотой ранней
формы религии или божественного знания, египтяне были более способны уловить прямые, ничем не замутнённые принципы общения между человечеством и божеством.
Культ солнца является частью древнейших
форм религии, уже в его тогдашних разновидностях чётко различались восход, полдень и закат солнца.
Если поскрести по поверхности современного человека, мы откроем определённое число индивидуализированных примитивных
форм религии.
Одной из
форм религии является фетишизм – поклонение отдельным предметам.
Часто эта позиция идёт рука об руку с возрождением старой
формы религии и духовности, основанной на вере.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: управдел — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отношение же к человеку, моральный долг человека, хотя и он не отсутствует вполне в язычестве, является главным элементом уже более чистых
форм религии.
Так это или нет, шаманизм точно предшествует более организованным
формам религии с иерархической структурой священников и прихожан.
В массе своей они не нуждаются в религии и не рвутся в неё, ибо существующие
формы религии уже не отвечают типу человека этого общества и условиям его жизни.
Он лишь может выбрать лучшие или худшие, высшие или низшие, удовлетворительные или разрушительные
формы религии и философии.
Только анализ различных
форм религии может показать, какие ответы лучше или хуже служат нахождению смысла жизни и объекта поклонения; «лучше» или «хуже» всегда рассматривается с точки зрения природы и развития человека.
Древние
формы религии: тотемизм и фетишизм.
И только если во всей личности пациента происходит глубокое изменение, если он получает свободу для того, чтобы мыслить, любить, сменить систему ориентации и поклонения, он может освободиться от рабской привязанности к родителю; только если он способен усвоить высшую
форму религии, он сможет освободиться от её низшей формы.
То есть, по сути, перевернуть все теории происхождения «с ног на голову», и тогда станет очевидно, что существующее сегодня разнообразие
форм религии появилось в результате не расширения, а, наоборот, постоянного сокращения.
Именно это является наивысшей
формой религии.
Дзён так не похож на любую другую форму буддизма, – а кто-то даже скажет, что и на любую
форму религии вообще, – что он пробудил любопытство у тех, кто обычно не обращался к «непрактичному» Востоку в поисках житейской мудрости.
Помимо того что невозможно составить полную систему такого рода, невозможно и решить, какая
форма религии египтян была самой древней, и продемонстрировать, была ли она монотеистичной – как часто это предполагалось, – или же, как утверждают другие, она была основана на пантеизме, политеизме, поклонении предкам, растительной или животной жизни и их репродуктивной силе, вере в божественную мощь солнца или на других религиозных представлениях.
Для общества товаропроизводителей, всеобщее общественное производственное отношение которого состоит в том, что производители относятся здесь к своим продуктам труда как к товарам, следовательно, как к стоимостям, и в этой вещной форме частные их работы относятся друг к другу как одинаковый человеческий труд, – для такого общества наиболее подходящей
формой религии является христианство с его культом абстрактного человека, в особенности в своих буржуазных разновидностях, каковы протестантизм, деизм и т. д.
Именно такая упорядоченность по законам самоорганизации и возникла в достаточной степени развившемся мировоззрении первобытных людей вначале в виде мифа и первобытных
форм религии.
Это – пожалуй, единственная
форма религии друидов, о которой сохранились более-менее точные сведения.
Я взял отдельную такую фазу, примерно соответствующую окончательной
форме религии в нашей сегодняшней белой, христианской культуре.
Постепенно эти сведения о мире и о себе систематизируются, обретая
форму религий, которые, особенно на ранних этапах, тоже крайне схожи между собой.
Реакционных
форм религии можно встретить сколько угодно и даже больше, чем нам хотелось бы, но это не имеет никакого касательства к той рождающейся религии итога, которой эта книга посвящена.
Если социолог с лёгкостью говорит о секуляризации, т. е. неизбежном упадке институциональных
форм религии, взгляд историка позволяет внести серьёзные корректировки в эту гипотезу.
Такая
форма религии называется анимизмом – одушевлением животных.
По сравнению с более ранними мистиками, суфии более явно акцентируют внимание на том, что все
формы религий суть культурные преломления единого интуитивного восприятия.
Не вдаваясь в дискуссии вокруг этого понятия, можно заметить, что обозначаемые таким образом
формы религии ставили особенно значительные проблемы перед сторонниками цивилизационного анализа.
Уже сложилась государственная
форма религии, и только о ней имеются у нас какие-нибудь сведения, народные верования оставили очень мало следов, вернее, никаких.
Но эта древнейшая и чистейшая
форма религии из-за описанных выше попыток людей объяснить явления природы постепенно, как они утверждают, низошла до поклонения различным божествам.
Поэтому я никак не могу принять иногда встречающееся определение советской идеологии как «новой религии», «новой
формы религии».
В верхнем палеолите появились первые
формы религии:тотемизм, культ предков, поклонение силам природы.
Они порождали приверженность внешним
формам религии и утрату подлинно духовной веры и религиозности.
При этом пожилые люди (довоенные поколения) сохраняют приверженность к более традиционным
формам религии.
Вера в духов, характерная для первобытных религий, приняла в более поздних
формах религий характер веры в богов и бесов, в некоторых же формах – например, зороастризме – вызвала представления о борьбе зла и добра в жизни и природе, сохранившись у отдельных народностей.
То, что первоначальной
формой религии был политеизм, не соответствует прежде всего самому порядку познания человеком окружающего мира.
Это крайне важно для нашей темы, поскольку наша задача состоит в том, чтобы не только сделать «моментальный снимок», но и обнаружить длительные тенденции, которые лежали у истоков современных
форм религии.
Паломничество как вид религиозной деятельности зародилось в глубокой древности и связано с появлением развитых
форм религии и высокой стадией социокультурных отношений в обществе.
Жрецы, а потом простые люди, столетиями, тысячелетиями, пересказывали из уст в уста следующему поколению, аспекты своего мировоззрения, это становилось верой и принимало
форму религии.
Ей предстояло только сохранить в целости известную
форму религии, в народном представлении неразрывно связанную уже с самою национальностью, и этого было достаточно для решения вопроса о настоящей и будущей жизни народа.
В качестве архаичных
форм религии учёные выделяют тотемизм (обожествление определённых видов животных, поклонение им), фетишизм (обожествление определённых предметов, поклонение им) и анимизм (вера в наличие души у всех животных и материальных объектов), с которыми связана магия (вера в возможность влиять на сверхъестественные силы при помощи особых ритуалов и духовных практик).
Что касается нехристианских
форм религии, то их опыт переживания сверхъестественного выражается в подобных с христианством переживаниях: экстазе, непосредственной близости существ духовного мира и (или) их проявлений в тех или иных событиях.
Мировоззрение в его конкретной исторической конфигурации именуется «специфической исторической социальной
формой религии».
Из представления о том, что
формы религии определяются их социальной ролью, логически вытекает, что изменения в образе жизни общества должны сопровождаться изменением его религии, однако в рамках этого подхода данное правило не срабатывало в отношении мировых религий.
Разумеется ли под «государственностью» – определённая форма государственности, под религией – определённая
форма религии, под национальностью – определённое культурное содержание?
Но пока мы так глупы и ограничены своими страхами, что тратим века на создание идеальной
формы религии и организацию политического режима в поисках лучшего плана спрятаться на крошечной планете от самих же себя.
Наиболее сложные институализированные
формы религии, несомненно, имеют отношение к деятельности религиозных лидеров.
Возьмите низшие
формы религии, где объектами поклонения служат умершие предки, определённые силы или жестокие божества; каково распространённое представление о качествах умерших людей или божеств?
При этом обратим внимание на периодизацию и определение последовательности
форм религии.
В такие моменты происходит множество войн, государства дробятся на враждующие области; умирающие
формы религии и культуры, подобно зверям, чувствующим скорую гибель, становятся ещё более догматичными и жестокими.
Некоторые исследователи называют шаманство
формой религии.