У русских людей этот архетип базируется на ценностях
христианской культуры.
В сущности, их беседа – это диалог мусульманина с мусульманином о западно-восточной природе творчества тех, кого считают представителями исключительно западной
христианской культуры.
Можем ли мы, люди конца XX века, надеяться, что мы найдём в себе силы преодолеть кризис, который грозит уничтожить европейскую
христианскую культуру?
Самобытность новой
христианской культуры проявляется с первых десятилетий после крещения.
Очевидно, оттого-то на русских офицеров и направился первый и полный ненависти удар со стороны разрушителей старой мировой
христианской культуры – социалистов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: протопопица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дело в том, что переход к средневековой музыкальной культуре обозначился противопоставлением развивающихся традиций
христианской культуры угасающим античным.
Так уж получилось, что во времена насильственного насаждения
христианской культуры мифы постепенно стали переходить в разряд сказок.
Тем самым можно утверждать, что зачатком великой
христианской культуры и всей цивилизации стал поворот, который произвели аскеты, обратив взор от внешнего к внутреннему и обнаружив там вселенную, бóльшую, чем видимый мир.
Христианская культура складывалась, особенно поначалу, в полемике с экстатическими позднеантичными языческими культами и старалась изгонять из себя избыток физиологии, плотское начало – а ведь музыка ориентирована телесно, предполагает элемент наслаждения.
Что же касается синего, то он, скорее всего, получил полноценный хроматический статус и был уравнен в правах с остальными пятью цветами лишь в эпоху наивысшего развития средневековой
христианской культуры.
Постепенно
христианская культура стала осваивать язык античной культуры по мере разложения последней.
Массово кодекс распространяется ближе к середине первого тысячелетия и становится неотъемлемым элементом
христианской культуры как форма книги.
Споры, развернувшиеся вокруг изучения основ
христианской культуры в средней школе, показали, насколько глубокий клин в общество вбили 73 года разгула большевизма в нашей стране.
Человеку
христианской культуры (а это равносильно тому, чтобы сказать: человеку европейской культуры) не свойственно думать, что он умрёт окончательно.
Это есть основной парадокс в истории
христианской культуры.
С другой стороны, и без того относительно высокий престиж грузинского как литературного языка, а также языка древней
христианской культуры приобретает ещё одно важное символическое значение – именно грузинский язык становится своего рода бастионом против русификаторских практик советской эпохи.
Таким образом, конструирование сакрального пространства в русской
христианской культуре изначально осуществлялось как своего рода визуально-семиотический трансфер – перенос идеи священного места путём воспроизведения ключевых смысловых маркеров в оригинальных местных формах и традициях.
Поэтому, в общем, центр
христианской культуры и жизни – во внутренних переживаниях невидимого смысла видимого мира.
Правда, способ осмысления и практический реализации этого духовного открытия был весьма различен на различных стадиях развития
христианской культуры.
Вместе с тем противостояние западных и восточных типов
христианской культуры не исключало их взаимодействия и определённого культурного синтеза в литературе, книгопечатании, искусстве, праве, образовании, научной, общественно-политической деятельности.
Неотъемлемой и важной частью
христианской культуры было богословие, с успехом решавшее проблемы догматики, литургики, библейской и святоотеческой текстологии, методики полемической борьбы с иноверием и ересями и т. п.
Теперь остаётся продемонстрировать это различие между двумя кругами
христианской культуры, а потому, чтобы не остаться на уровне общих рассуждений, обратимся к текстам этих двух богословов.
В реальности же
христианская культура именно в силу своей нормативности является культурой развивающейся и развивающей человека, позволяющей ему свободно осуществлять интеллектуальный поиск и строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
После веков
христианской культуры нельзя превратиться в настоящего жреца древнего языческого культа, скифа или викинга-берсерка.
При всех издержках она представляет собой отлаженную и сбалансированную систему – ведь и её лидеры, и рядовые граждане, и политики, и бизнесмены, и клерикалы, и интеллектуалы в большинстве являются носителями
христианской культуры и традиционной морали.
Постепенно повесть переросла в нечто более универсальное, чем текст только для детей, и стала скорее кратким навигатором по основным смыслам православной
христианской культуры, который может помочь и педагогам как философское дополнение к основным курсам воскресных школ и основ православной культуры в школах общеобразовательных.
Проблема
христианской культуры встала опять как одна из самых главных проблем нашей жизни лет 15–20 назад в связи с приходом в церковь множества образованных неофитов.
И он же лёг в основание важнейших культурно-общественных явлений: им питался язык политического действия (защита национальных святынь, мирная колонизация земель и просвещение туземцев-язычников, вовлечение их в орбиту высокой
христианской культуры), язык социального служения, язык бытовой жизни и язык искусства.
Только в христианской цивилизации современный призыв к деятельному изменению социального устройства в пользу бедных и униженных слоёв населения мог найти такой живой отклик, поскольку актуализируя его, общественное движение взывает к хорошо понятным для представителя
христианской культуры ценностям, хотя и растворенным в гуле официозного индивидуализма.
На протяжении двух тысячелетий
христианская культура жила в соответствии с противоположной концепцией времени, которую можно назвать эсхатологической.
Несмотря на последующее разрушительное влияние
христианской культуры, ему удалось найти некоторые реликвии утерянной культуры.
Формирующаяся
христианская культура вбирала в себя всё самое лучшее, чистое и возвышенное, что было в этих культурах, совершенствуя и развивая достижения человеческой мысли в разных сферах общественной жизни.
Значение
христианской культуры для всего человечества грандиозно и непреходяще.
Ни передовые технологии и материальные практики, представленные в самом широком формате инновационных проектов, ни весь набор юридически изощрённых регулятивных стандартов (в виде норм, правовых санкций, технологически совершенных паттернов – образцов поведения и деятельности), а также самых изощрённых трансформаций религиозных культов с их эзотерической символикой не могут выразить того универсального содержания духовности, которое в максимальной полноте представлено в символах
христианской культуры.
Существовал обычай, опиравшийся на хорошее знание и понимание всеми авторитетных текстов
христианской культуры, служивших универсальным образцом – парадигмой.
Целью ставилось уничтожение оплота
христианской культуры.
В таких координатах нам явственнее становится и борьба двух начал
христианской культуры – эллинизма и гебраизма.
Таким образом
христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы.
Христианская культура позволяла такую вольность.
Значение теоретического наследия представителей современной русской религиозной мысли полезно для переоценки путей русского богословия и понимания развития современной
христианской культуры.
Вопрос о возможности
христианской культуры – это, действительно, проблема, или, как сказали бы, вероятно, сами византийцы, тайна христианской истории.
Это духовное основание пронизывает многослойные тексты, исторически охватывающие многовековую
христианскую культуру.
Так, например, народы, в которых преобладает
христианская культура, могут делать акцент на прощении и милосердии, в то время как общества, формировавшиеся под влиянием восточных философий, могут выделять идеалы самообладания и внутреннего мира.
Без понимания уникальности этого события, его беспрецедентности нам невозможно будет понять
христианскую культуру в принципе.
Речь идёт о восприятии происходившего с точки зрения
христианской культуры.
Ритуальные надругательства над
христианской культурой американских иудеев проявляются во всём, и прежде всего в моде, которую еврейские модельеры навязывают обществу.
И лишь после того, как тот заверил её, что подобные фантазии и чувства являются вариантом нормы и многие женщины мечтают родить «настоящего мужчину», что является наследием
христианской культуры и мощных сил бессознательного, успокоилась.
Первый нёс
христианскую культуру туземцам, населяющим многочисленные неисследованные острова, а второй отстаивал независимость от европейских пришельцев.
– Вы называете новый «Континент» журналом русского возрождения и в то же время журналом
христианской культуры.
Однако при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в XVI – XVII вв. в кровавые религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей
христианской культуры прослеживаются некоторые общие свойства.