Он делит историю этого учреждения на следующие этапы: «примитивная» инквизиция времён раннего христианства; императорская, которая осуществлялась по указаниям
христианских императоров римскими префектами и губернаторами; епископальная – от распада римской империи до XIII в.; собственно инквизиция («священный» трибунал), возглавляемая папой и непосредственно руководимая доминиканцами и францисканцами; государственная инквизиция, проводимая совместно светской и церковной властью (князем, королём или императором) при поддержке церковной иерархии; испанская инквизиция, возглавляемая великим инквизитором, назначаемым королём и утверждаемым в должности папой римским; колониальная (испанская и португальская) инквизиция и, наконец, всеобщая, или вселенская, она же римская, инквизиция в лице конгрегации священной канцелярии, просуществовавшая с 1542 г. до наших дней.
Характер его был столь омерзителен, что даже церковные историки, обычно льстящие всем
христианским императорам, его не любили.
Но
христианские императоры уже не могли позволить себе проявлять такую веротерпимость.
К тому же на протяжении большей части VIII века
христианский император был еретиком, иконоборцем, притеснителем всех православных, которые поклонялись святым образам.
– А если бы даже так, то ведь ты знаешь, что я христианин, служу
христианскому императору и его августейшей сестре…
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шеллачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Несмотря на отдельные вспышки гонений, несмотря на немногие уничижительные правила, им жилось лучше, чем при
христианских императорах.
Этот безжалостный к соперникам первый
христианский император вовсе не был тем святым героем, каким его благоговейно рисует предание, и образцом христианской добродетели тоже отнюдь не был.
Подобные утверждения постоянно опровергались церковью, а также
христианскими императорами, королями и турецким султаном, не говоря уже о самих евреях и многих крещёных евреях.
Эти естественные выводы очень рано укоренились в сознании как самих христиан, так и уже первых
христианских императоров.
Единство веры представлялось
христианским императорам как условие политического могущества государства; к религиозным несогласиям и распрям, возмущавшим спокойствие церкви, они относились враждебно и считали себя вправе предпринимать против еретиков известные меры.
Затем, у самих римлян большая часть исков и важнейшие из них до эпохи
христианских императоров не подлежали никакой давности; вот почему римляне и не могли смотреть на давность как на юридический институт, общий всем цивилизованным народам.
Скоропостижная кончина первого
христианского императора вызвала глубокое потрясение в сердцах его подданных.
Уничтожая конкурентов в области коллегий,
христианские императоры преследовали материальную цель: имущество коллеги конфисковывалось в пользу государства.
Мы называем некоторых
христианских императоров счастливыми не потому, что они долго управляли, или, скончавшись мирной смертью, оставили после себя управляющими своих сыновей, или покорили врагов государства, или в состоянии были избегнуть и усмирить возмутившихся против них граждан.
На тот момент «первый
христианский император» был язычником (в принципе есть большие сомнения относительно того, принял ли он крещение, многие учёные склоняются к мысли, что нет).
Однако множество чудесных событий буквально подталкивало
христианских императоров к единственно верному пониманию первооснов своей власти.
И она в таковом качестве будет иметь прямое отношение к сакрализации власти
христианских императоров и королей, которая имеет несколько другую мифологию (корректнее говорить о теологии) и другое ритуальное оформление, о чём речь пойдёт в следующем параграфе («Парадоксы христианской теологии власти: монотеизм и амбивалентность сакрального»).
По римским законам, подтверждённым уже
христианскими императорами, гарантировалась абсолютная неприкосновенность могил.
Но и этот относительно мирный период в жизни
христианского императора нередко озарялся всполохами войны.
Такие ассоциации позволяли применять языческую имперскую риторику о периодических обновлениях империи или возвращении золотого века к средневековым
христианским императорам, сохраняя в христианизированной форме содержавшийся в ней циклический взгляд на историю.
Ещё при жизни первого
христианского императора появилось новое опасное течение в христианстве – арианство.
Как
христианский император, он считал себя ответственным за распространение христианства во всех странах.
Однако первый
христианский император имел, как уже упоминалось выше, выдающиеся и неоспоримые заслуги в самых разных сферах.
Если
христианские императоры и мусульманские халифы видели своих противников врагами, с которыми никогда не было прочного мира, они также видели в них достойных врагов, с которыми можно бороться почти на основе равенства.
Заботясь о блеске новой столицы, первый
христианский император построил множество богатых зданий, собрал массу памятников и драгоценностей из всех мест своей империи.