Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении
христианского совершенства.
Это значит, что один в силах выполнить третью часть того, что от него требует высший идеал
христианского совершенства, другой – почти две трети, и лишь немногим удаётся исполнить всё полностью и в совершенстве.
Однако ж все эти добродетели одни не составляют искомого
христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к достижению его.
Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть
христианского совершенства.
Все формы аскезы вытекают из однородного понимания идеала
христианского совершенства, а то, что иногда лавра – совокупность анахоретов – образуется в результате случайного соседства пустынников или сплочения их около известного своей святостью аскета, является моментом внешним и случайным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изолировщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В этом состоит также и
христианское совершенство(perfection), как его понимают квакеры.
Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостью, которая заключает в себе и увенчавает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть союз
христианского совершенства.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе требований
христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Задача аскетики не столько в раскрытии
христианского совершенства и христианских обязанностей, сколько в указании пути к их постепенному достижению.
Посему если мы действительно хотим самым делом достигнуть
христианского совершенства, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нём, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его.
– Душа входит в своё естественное нравственное и пока ещё человеческое состояние, которое можно определить как состояние самой благой человечности, которая и считается эталоном
христианского совершенства, но по учению отцов – это только человеческое совершенство.
Например, его «учение о
христианском совершенстве» подвергалось суровой критике со стороны англиканских теологов, а учение «об уверенности в спасении» вряд ли можно назвать ортодоксальным в исторической реперспективе.
Это – верх
христианского совершенства.
Восходя в порядке по лестнице духовной жизни к
христианскому совершенству, он достиг теперь значительной меры возраста мужа духовного.
В этой любви христианину заповедано возрастать всё более и более, в чём и состоит
христианское совершенство.
Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать
христианское совершенство тому, кому нужна ещё пища младенцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель – будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами.
А если хочешь
христианского совершенства и войти в вечные обители неба, постарайся по возможности облегчать участь этих бедняков, чем можешь и как можешь: ходатайством ли перед другими, деньгами ли или чем другим.
Первое, то есть невозможность достигнуть
христианского совершенства без руководителя, будет для нас ясно, если обратим внимание на то, что, с одной стороны, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою, ибо ум человеческий по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла ходит лукаво, а душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою.
Святители были обучены со всею точностью и подробностью православному богословию, потом святою жизнью вознеслись на высоту
христианского совершенства: богомыслие было для них естественным.
Даже эти три молитвы, по словам святого, позволяют достичь «меры
христианского совершенства», так как в них заключена вся суть христианского вероисповедания.
Некоторые христиане, движимые особой внутренней ревностью к
христианскому совершенству, желали идти ещё на бОльшие жертвы: добровольно лишали себя различных жизненных благ, накладывали на себя серьёзные воздержания, строгие посты и молитвы.
Святители были обучены со всей точностью и подробностью православному богословию, потом святой жизнью вознеслись на высоту
христианского совершенства; богомыслие было для них естественным, оно неестественно для подвижника, не имеющего основательных, точных познаний в богословии, не очищенного покаянием.
А если хочешь
христианского совершенства и войти в вечные обители неба, постарайся по возможности облегчать участь этих бедняков чем можешь и как можешь: ходатайством ли пред другими, деньгами ли или чем другим.
Но если тот же самый человек ведёт себя в точности так же, дабы укрепить свой супружеский союз, свою близость с женой, скрыть свою страсть, не дать ей проявляться и без остатка её уничтожить, то он на верном, спасительном пути
христианского совершенства.
Однако ж все эти добродетели одни не составляют искомого
христианского совершенства, но они лишь средства и способы к его достижению.
В чём состоит
христианское совершенство?
Подобное настроение, конечно, весьма похвально, если оно чуждо помысла гордости и осуждения всех товарищей, поступающих в города, и, кроме того, если оно не соединено с презрительным взглядом на крестьян как на людей, будто бы наиболее далёких от
христианского совершенства, а на себя как на их культиватора.
Такое же возможно только тогда, когда верующий человек достигнет
христианского совершенства и будет думать не о своей личной пользе, но о пользе других.
Христианское совершенство состоит не столько в обладании определёнными качествами, сколько в воле и устремлении, соединённых с верой.
Желающие
христианского совершенства вполне оставляют земное стяжание23; желающие спастись должны подавать возможную им милостыню24 и воздержаться от злоупотребления стяжанием.