Общественности, с помощью различных публикаций, навязывался образ демократического, бесклассового
чеченского общества.
Ярким примером тому является
чеченское общество, которое на всём протяжении своей истории претерпевало разные катаклизмы и негативные состояния.
Сегодня же мы видим то, что видим, а у чеченской элиты, большая часть которой, без всяких оговорок, может считаться элитой российской, никаких сомнений (и, тем более, иллюзий) относительно перспектив дальнейшего развития
чеченского общества не осталось.
Ведь, по сути дела, это были чуждые структуре
чеченского общества элементы, разрушающие его первооснову – народное самоуправление.
Без учёта готовности к этому населения и без учёта того, что некоторые нормы морали, этики, обычаев, права арабского средневекового мира не соответствовали таковым же
чеченского общества, его представлениям о свободе, чести, достоинстве личности и до сих пор нашими предками не применялись.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затепливаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так вот, чеченский этнос обязан пройти все фазы естественного общественно-исторического развития, и сегодня та часть
чеченского общества, где наиболее сильны были родоплеменные отношения (горская часть) очень быстро проходит те самые ступени развития, которые следуют непосредственно за родовым строем: своеобразный, но отчётливо различимый период военной демократии, представленный целой плеядой военных вождей, сформировавших свои, по преимуществу родовые военные отряды для решения, главным образом, задач внутриполитического вооружённого противостояния, как бы это не хотелось представить по-другому; затем стремительное вхождение в период рабовладельческих отношений, на которые сразу же накладываются отношения, характерные уже для феодального общества; это приводит к формированию государства соответствующего толка; а из всего этого уже вырастает внешняя военная экспансия.
Наместник наверняка понимал необходимость уменьшения того опасного для русских властей давления, которое исходило со стороны взрослеющего
чеченского общества.
Но из-за медленного процесса самого объединения
чеченских обществ российское командование уже успело к нему подготовиться, русские войска отразили начавшиеся повсюду атаки на них и подавили большинство очагов сопротивления.
И это вызывает адекватный ответ, теперь уже на правах кровной мести, и не только, так как ваххабиты и их учение становятся несовместимыми с традиционными представлениями о
чеченском обществе, даже враждебными ему.
Адатское правосудие позволило сохранить самобытность чеченцев и ингушей, сохранив культурные ценности и идеалы внутри
чеченского общества, став стержнем самосохранения и развития как народа, так и правовых институтов.
Таким образом, и родовые порядки в той части
чеченского общества, которая выселилась на плоскость, оставались без видимых изменений.
Кризис носил системный характер, так как охватывал социальные основы, экономику, финансы, управление, идеологию
чеченского общества.
Основные горные
чеченские общества, сёла, тейпы никогда никаких договоров ни с российской стороной, ни с кем-нибудь ещё не заключали.
Если абстрагироваться от всех внешних обстоятельств, накладывающих сильнейший отпечаток на внутренний процесс развития
чеченского общества, и рассматривать этот процесс в «чистом виде», то шансы на создание государства феодально-рабовладельческого типа были очень высоки.
Именно такой период мы и продолжаем наблюдать сейчас в текущей истории развития
чеченского общества, хотя длится он уже более 300 лет.
Так что ясно, что речь здесь идёт о вступлении в подданство, а точнее на службу, отдельного, хотя и влиятельного лица, но никак не какого-то
чеченского общества, а тем более народа, а какая-то часть населения была им недовольна.
После выхода из череды кавказских войн в начале 1860-х гг. влиятельные группы
чеченского общества утвердились в мысли о приемлемости вооружённой борьбы как средства полной или частичной ревизии результатов завоеваний или получения надёжных гарантий сохранения или восстановления традиционных форм жизни своего этноса.
Это могло затруднить руководство бесчисленными родами-тейпами, на которые дробилось
чеченское общество.
Чеченское общество по своему типу относится к традиционному, в котором традиции играют главную роль в устройстве общественной жизни.
При все стремлении этого автора представить
чеченское общество обществом равных, у него встречаются знаменательные оговорки.
Сохранение адата до наших дней подчёркивает силу национальных традиций, сложившихся в
чеченском обществе.
Не рос в
чеченском обществе и что-то потерял из традиций и обычаев.
Необходимо чётко осознавать, что без налаженной собственной банковской системы невозможно претворять в жизнь крупные инвестиционные проекты, нельзя победить масштабную коррупцию, затронувшую многие сферы жизни и деятельности
чеченского общества.
Впервые часть
чеченского общества, казалось, интегрировалась с российским, и казалось, что после столетий войны между двумя народами могут зародиться отношения доверия и сотрудничества.
Цель (помимо стремления осветить процесс взросления
чеченского общества): показать, что именно взаимодействие с русским этносом является доминантой развития чеченского этноса независимо от чьего-либо желания.
Жизненный уклад
чеченского общества был вполне самодостаточным и, в условиях слабого взаимодействия с окружающим миром, практически не претерпевал изменений на протяжении нескольких столетий.
Согласно теории «единого потока», взятой на вооружение дворянской историографией и чеченскими сепаратистами,
чеченское общество в социально-классовом отношении было однородным, в этническом и религиозном плане – сплочённым, монолитным, и чуть ли не на ментальном уровне отторгало прогресс и отстаивало свою самобытность, приверженность к тейповой организации жизни, адату и шариату.
Не пытаясь делать ссылки на многих известных историков, обществоведов, досконально исследовавших данный присущий большинству народов на определённой стадии развития процесс, форму самоуправления, я охарактеризую его проявление в
чеченском обществе словами наших современников.
И если это произойдёт, то это будет по-прежнему означать наличие в недрах
чеченского общества предпосылки к очередному, возможно, уже и не столь кровавому конфликту.
Говоря об ударах извне по родовому укладу чеченцев, думается, что одним из наиболее сильных потрясений, пережитых
чеченским обществом, было принятие ислама – могучего фактора, цементирующего разрозненные части этноса постепенно и неуклонно.
По-моему, достаточная характеристика
чеченского общества рассматриваемого периода.
Таким образом, ислам, в догматике которого имеется немало положений о необходимости и благости борьбы с неверными (а таковыми были русские, ставшие препятствием на пути развития чеченского этноса), положительно оценивающий и поощряющий факт военной добычи, пришёлся весьма кстати тогдашнему
чеченскому обществу.
Особенностью
чеченского общества является отсутствие классового деления.
И это же предопределило переход настроений
чеченского общества по отношению к русским от вполне лояльного и терпимого к непримиримо враждебному.
В прежние времена тайп составлял основу всей организации
чеченского общества.
Создаются государственные структуры в рамках автономных национальных образований (главами которых назначаются, тем не менее, русские), призванные регламентировать жизнь
чеченского общества в условиях строительства социализма.
Чеченское общество сохранило эти формы вплоть до начала контактов с российским, тоже только складывающимся централизованным государством.
Таким образом, историческое движение со стороны определённой части
чеченского общества в определённый (современный) период вызвано необходимостью роста, связано с взрослением чеченского этноса и поэтому носит неизбежный характер.
Отсюда вытекает необходимость детального исследования сложного процесса интеграции
чеченского общества в новую государственную систему, изучения важных психоментальных проблем адаптационного периода.
Даже под пятой особенно жёсткого режима управления, созданного при советской власти, большая часть
чеченского общества стремилась (и часто получала искомое) к увековечению своего традиционного образа жизни под камуфляжем «советизации».
Интеграция
чеченского общества в российское происходила крайне сложно, трудно, с огромными издержками, с применением зачастую насильственных методов, и это обстоятельство вызывало сопротивление значительной части населения.
Здесь необходимо сделать некоторое уточнение: разногласия на религиозной почве в
чеченское общество в этот период внесены были более политическими, нежели религиозными деятелями.
Именно развитие хозяйственных отношений, к тому же стимулируемое извне, начало толкать
чеченское общество с гор на равнину.
Условия проживания в труднодоступной даже сейчас горной местности были крайне удобными для того, чтобы родоплеменные отношения в
чеченском обществе сохранялись максимально долгое время, не испытывая серьёзного влияния извне.
Это был очередной сильнейший удар по родоплеменным отношениям, которые уже было начали отступать под натиском советской государственной системы, настойчиво внедряемой в живую плоть
чеченского общества.
Когда-то эти качества очень сильно ценились в
чеченском обществе.
Процесс этот начал разворачиваться в недалёком хорошо освещённом источниками историческом прошлом и продолжает до сих пор разворачиваться на наших глазах всё в тех же рамках перехода
чеченского общества из состояния «детства» (через отрочество и юность) в состояние зрелости, сопровождаясь огромным выбросом энергии, неуёмной жаждой деятельности (пассионарный импульс, пассионарный подъём).
И в какой-то момент – как результат роста национального самосознания быстро растущего этнического организма – возникла необходимость освобождения
чеченского общества от кабардино-русской зависимости (впрочем, как и от кумыкской и аварской).
Но в данном случае, мы наблюдаем ещё и разделение
чеченского общества на две очень сильно различающиеся группы: чеченцев, представляющих горские тейпы, и чеченцев, проживающих на равнине и представляющих, в целом, исторически более развитую часть общества.
Во-первых, это те стадии развития государства, которые следуют сразу за периодом военной демократии, как бы естественно сменяя родоплеменное устройство; во-вторых, как это не парадоксально, элита
чеченского общества: учёные, деятели культуры, государственные деятели, промышленники и финансисты, интеллигенция в целом – к патриархальным обычаям относятся и по сей день куда с большим трепетом и уважением (иначе и быть не может, ибо за этим стоит самобытность народа, которой они дорожат), нежели устроители феодально-рабовладельческого государства, которые для достижения своих целей решительно попирают национальные моральные ценности.