Теперь, из природы субстанции мы выводим её бесконечность и, таким образом, невозможность применять к ней
числовые различия.
Именно так, превращая реальное различие между атрибутами в
числовое различие между субстанциями, мы переводим простое мысленное различие в субстанциальную реальность.
Числовое различие – это деление, но деление имеет место лишь в модусе, только модус делится.
Ибо мы не смогли бы переходить при посредстве трёх или четырёх атрибутов, не привнося повторно в абсолют то самое
числовое различие, каковое только что исключили из бесконечности.
Другими словами, есть
числовые различия, которые в то же время являются реальными или субстанциальными.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: либерийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реальное различие – будь то между субстанциями с разными атрибутами, или между субстанциями с одним и тем же атрибутом – сопровождается неким разделением вещей, то есть, соответствующим им неким
числовым различием.
В любом случае,
числовые различия никогда не различают субстанции, а только лишь модусы, свёртывающие в себе один и тот же атрибут.
Только что из природы
числового различия мы вывели его неспособность быть применимым к субстанции.
Отделённое от всякого
числового различия, реальное различие возводится в абсолют.
Но эти результаты предстают как свёрнутые в аргументе
числового различия.
В случае численно тождественных вещей понятие числового тождества состоит по существу в отрицании их
числового различия, или в исключении такой (201) видимости двойственности, без которой вообще не было бы сравнения.
Если мы придерживаемся того факта, что каждый уратом длится в течение всего мирового процесса, т. е. что ни один не исчезает и ни один не прибавляется, то временные различия перестают быть причиной
числовых различий уратомов, и остаются только пространственные различия; ибо противоположность направления и различие места являются одновременно пространственными различиями.
Ведь там
числовое различие нескольких концепций численно идентичной вещи в себе легко перетекает в саму вещь в себе и, по-видимому, сводит её тождество в узком смысле к тождеству в широком смысле.
Числовое различие никогда не является реальным; и обратно, реальное различие никогда не является числовым.
-Идентичность в узком и широком смысле, или числовая идентичность и просто одинаковость в
числовом различии, часто путают и смешивают, позволяя слову идентичность мерцать в соответствии с обоими значениями.
Сделав шаг в направлении материальной раздробленности (шаг «вниз» в проявленности), мы приобретаем перспективу
числового различия (различения).
Не бывает несколько субстанций с одним и тем же атрибутом,
числовое различие не реально: мы не находимся перед предварительной гипотезой, весомой лишь постольку, поскольку мы ещё не обнаруживаем абсолютно бесконечную субстанцию; напротив, мы присутствуем при генезисе, который с необходимостью ведёт нас к положению такой субстанции.
То, что здесь имеется
числовое различие, это я узнаю, когда считаю, т. е. выполняю с сознанием акт перехода от одного единства к другому.
Числовое различие, таким образом, основано на principium individuationis, то есть на различии пространственных и временных отношений, если только оно не гарантировано и другими неравенствами.
Не выражает прежде всего
числовое различие; например, (212) свидетель клянётся, что обвиняемый не тот преступник, которого он видел совершающим преступление, или судьи делают такой вывод на основании того, что нельзя доказать, что обвиняемый находился на месте преступления в момент совершения преступления.
И наоборот, числовое тождество так же легко перетекает из объективно-реальной или метафизической сферы в субъективно-идеальную и обманывает нас относительно существующего
числового различия идей, которые в разное время или с разных точек зрения представляют эту внутренне тождественную вещь для сознания.
Короче, внешняя причинность и
числовое различие разделяют общую судьбу: они применяются к модусам и только к модусам.
Когда мы превращаем
числовое различие в реальное или субстанциальное различие, мы уносим его в бесконечность, если только обеспечивается обратимость, необходимо устанавливаемая между атрибутом как таковым и бесконечностью конечных частей, кои мы в нём различаем.
Но позитивное доказательство появляется дальше, в схолии к теореме 8: две субстанции с одним и тем же атрибутом отличались бы только in numéro; итак, характер
числового различия исключает возможность создания реального или субстанциального различия.