Следовательно, принцип
эволюционной эпистемологии принадлежал к нормативной методологии, которая предписывала требования к истинно научным теориям.
Важной частью этой общенаучной парадигмы является
эволюционная эпистемология, уподобляющая историческое развитие науки и научных дисциплин процессу биологической эволюции, при этом вместе с эволюцией самой науки меняются и критерии научности знания (Hull, 1988; Гайденко, 1991; Меркулов, 1996; Хахлеег, Хукер, 1996; Поппер, 2000).
Эволюционная эпистемология исследует когнитивный аппарат человека и его эволюционное происхождение.
По мысли её основателей,
эволюционная эпистемология призвана конституироваться как некая всеобъемлющая эволюционная теория познания и знания, т. е. теория, которая объясняет когнитивные феномены как результат эволюционного процесса и описывает саму эволюцию как когнитивный процесс.
Эволюционная эпистемология позволяет считать развитие основных классификационных доктрин, упомянутых выше и иных, проявлением «таксономической макроэволюции», в которой можно увидеть как дивергенцию, так и параллельные тренды и конвергенции (Hull, 1988; Wilkins, 1998а).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выстаивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она дополнит уже достаточно развитую теорию
эволюционной эпистемологии, двигаясь параллельно и в то же время во многом отличаясь от неё.
Эволюционная эпистемология интересуется не тем, почему конкретные проблемы научного познания возникли в конкретный исторический период, а тем, как к ним адаптируется текущая научная деятельность.
Центральным моментом
эволюционной эпистемологии стал банальный тезис, что в науке теории появляются и сменяют друг под влиянием критики и самокритики.
Эволюционная эпистемология исходит из представлений о сходстве механизмов развития биологической эволюции (биоэпистемология) и соответственно рассматривает развитие когнитивных механизмов в их эволюции.
Практически все проблемы, обсуждаемые
эволюционной эпистемологией, это проблемы психологии творчества и социологии научного сообщества.
Хотя следует признать, что во многом перечисленные претензии к
эволюционной эпистемологии имеют терминологический характер.
Вообще-то, все эти особенности
эволюционной эпистемологии полностью соответствуют своему биологическому прототипу – дарвинисткой теории, предметом изучения которой являются не сами эволюционные феномены (системные новации), не их последовательность, взаимосвязанность, закономерность распределения во времени и пространстве, а лишь механизм их локальной реализации.
Поскольку теория эволюции играет в этой книге очень важную роль, я должен отметить, что одним из перспективных достижений последних лет стало развитие
эволюционной эпистемологии (Campbell, 1977, 1987; Radnitzky & Bartley, 1987).
Нет «доказательств», но есть «опровержения относительно плохих объяснений» (поперовская
эволюционная эпистемология), и вы будете всю жизнь выдвигать какие-то догадки и критиковать свои же догадки, а также чужие догадки по тому, как устроен мир.
– Исследования в области
эволюционной эпистемологии [ср: 39].
Практики деконструктивизма и постмодернизма, а также
эволюционная эпистемология существенно расширили и обогатили теорию познания, при этом если, не «похоронив», то, по крайней мере, «лишив жизненной энергии» её классические концепты и конструкты.
Эволюционная эпистемология давно показала, что физика вымерла примерно в 22 веке, последний физик скончался… если память не изменяет… в 2157 г.
Как эволюционная биология занимается не анализом исторического движения биосистемы, а лишь изучением биохимического обеспечения изменчивости, по сути, являясь лишь теорией популяционной адаптации к единичным изменениям среды, так и
эволюционная эпистемология интересуется не содержанием эволюционирующего знания, а лишь психофизиологией его формирования методом перебора и социологией конкуренции его единиц (теорий) в научном сообществе, то есть психосоциальным антуражем, локально обеспечивающим научный процесс.