Рассматриваются системные формы
эвристического обучения, такие, как «погружения», олимпиады, проекты.
Рассмотрим специфику
эвристического обучения, отличающую его от проблемного обучения, понимаемого в классическом (уже!) смысле.
Эвристическое обучение личностно, поскольку предполагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений природы и культуры в собственном творчестве.
Объектами поисковой познавательной деятельности в
эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.
Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения;
эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: знатьё — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые педагоги склонны считать, что
эвристическое обучение эффективно лишь относительно точных наук.
Талантливых педагогов приводит к
эвристическому обучению их профессиональная интуиция.
Целью
эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Эвристическое обучение с успехом ведётся как в начальной школе, так и со старшеклассниками.
Очевидно, что гуманистически понимаемое
эвристическое обучение предполагает первичность развития ребёнка и вторичность изучаемых им предметов.
Роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов в
эвристическом обучении меняются.
Поскольку
эвристическое обучение предполагает получение особых результатов, отличающихся от традиционно ожидаемых отметок, то и система контроля здесь своя, ориентированная на диагностику творческих достижений учеников и их личностное приращение.
Эвристическое обучение можно было бы отождествить с проблемным обучением, если бы не ряд принципиальных его отличий, возникших благодаря новым условиям и возможностям современного общества.
Именно их уроки разнообразны по форме и интересны учащимся, потому что максимально соответствуют естеству человеческой психики и естеству нашего мышления, ведь
эвристическое обучение не только не отвергает алгоритмические приёмы, а предполагает их чередование с методами, пробуждающими интуицию.
Для педагогических университетов и институтов изданы наши учебники «Педагогика», «Дидактика», «Педагогическая инноватика», в которых реализуется технология
эвристического обучения.
Не стоит забывать и об
эвристическом обучении, синтезирующем научно- исследовательский подход с использованием творческих методов.
В самом деле, при
эвристическом обучении учитель вместе с учениками часто приходит к ситуации, когда для решаемой проблемы не оказывается однозначного или определённого ответа.
Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Психологической основой
эвристического обучения являются научные представления о природе творчества ребёнка, его личностных качествах, определяющих и обуславливающих продуктивную образовательную деятельность.
В результате
эвристическое обучение приводит к изменению (развитию) не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях «незнания» истины.
Поскольку ученик в
эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика.
Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры.
Книга помогает читателю сориентироваться в целостной системе
эвристического обучения, обрести начальный методический инструментарий и применить его в своей педагогической практике для развития одарённости детей.
Кратко остановимся ещё на одном педагогическом направлении, без которого
эвристическое обучение не могло бы получить прочную основу – это методологизация образования.
Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предмета эмоционально-образного цикла.