Это так существенно расширило понимание экзистенции, изменило взгляд на человека и практический подход, что можно говорить о новой парадигме современного
экзистенциального анализа.
Представителей феноменологической психиатрии объединяет практический метод, представителей
экзистенциального анализа – теоретический подход, при этом первая эклектична, второй синкретичен.
Различных аспектов творчества основателя
экзистенциального анализа касаются и статьи.
Тем самым важнейшей категорией
экзистенциального анализа становится уникальный личный опыт бытия конкретного человека в современном ему мире.
Это не совсем так, поскольку развитие феноменологической психиатрии продолжалось и после возникновения
экзистенциального анализа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: закоптеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При определении степени и характера влияния философской феноменологии на феноменологическую психиатрию и
экзистенциальный анализ можно предположить несколько его возможных вариантов.
Клинический
экзистенциальный анализ даёт феноменологическое описание образцов переживаний больных с различной нозологией.
В этих рамках
экзистенциальный анализ ставит акцент на экзистенциальном доступе к человеку.
Она является специалистом в области
экзистенциального анализа и прекрасно владеет немецким языком.
Многообразная проблематика феноменологической психиатрии и
экзистенциального анализа охватывает проблемы онтологии и гносеологии, антропологии и этики.
Сохраняя структурный подход,
экзистенциальный анализ вырабатывает собственную систему метаонтической интерпретации.
Ситуация с
экзистенциальным анализом кажется более обнадёживающей, но это только на первый взгляд.
Отличительная черта практически всех работ, касающихся
экзистенциального анализа, – их психологическая направленность.
Психологические работы, привлекающие
экзистенциальный анализ, пытаются выдать вторичное за первичное, психологию за психиатрию.
Имеющиеся на настоящий момент работы по феноменологической психиатрии и
экзистенциальному анализу представляют нам, главным образом, описание, даже если оно и является философско-клиническим по своей сути.
Поскольку идеи феноменологической психиатрии и
экзистенциального анализа развиваются психиатрами, дисциплинарное пространство психиатрии для них является родным, чего о философии мы сказать не можем.
Методы персонального
экзистенциального анализа (PEA) и нахождения персональной позиции (РР) придают методичности этой фасилитаторской работе, определяя её конкретные шаги.
По своей исследовательской направленности феноменологическая психиатрия более статична, в ракурсе её исследования – сущность опыта и его феномены, в то время как
экзистенциальный анализ интересует процесс развёртывания этого опыта в окружающем мире, т. е. существование человека.
Сборник предназначен как для специалистов – действия терапевтов интерпретируются с позиции основных положений
экзистенциального анализа, – так и для широкого круга читателей, которым интересны человеческие судьбы и переживания.
Статьи имеют одну и ту же структуру, которая выдержана в логике представления терапевтического «случая» на интервизию или супервизию, и включают в себя фрагменты теории
экзистенциального анализа, имеющие отношение к работе с пациентом.
Кроме того, любое философское исследование феноменологической психиатрии и
экзистенциального анализа ставит совершенно типичную для любого сравнительного исследования проблему – проблему вызревания концептуального пространства на основании «заимствования как копирования» или «заимствования для постановки новых собственных задач».
Феноменологическая психиатрия и
экзистенциальный анализ вызревают в философско-клиническом пространстве XX в., когда философия и психиатрия в поисках ответа на кантовский вопрос «Что такое человек?» обращаются друг к другу.
Феноменологическая психиатрия и
экзистенциальный анализ включены в историко-философский процесс XX в. не только потому, что вызревают как развитие идей кантианства и неокантианства, феноменологии и экзистенциальной аналитики, и даже не столько потому, что прилагают эти идеи к неведомому философии пространству клиники, но главным образом поскольку в пространстве клинической практики они вырабатывают оригинальный философский взгляд на психическое заболевание, на человека и окружающий его мир.
Окончательного оформления достигла в
экзистенциальном анализе онтологически-онтическая область как основное пространство философско-клинического исследования, а концепт экзистенциально-априорных структур выступил первым достаточно проработанным концептом этого метаонтического философско-клинического пространства.
Именно поэтому в теориях представителей феноменологической психиатрии и
экзистенциального анализа различные фрагменты философских систем и концепций, отдельные понятия и сюжетные линии философии окутывают клиническое описание болезни.
Для
экзистенциального анализа критика психоанализа является одной из составляющих, именно поэтому по отношению к нему не менее распространено название «экзистенциальный психоанализ».
Впоследствии в феноменологической психиатрии и
экзистенциальном анализе структуру психического заболевания, и, соответственно, структуру человеческого существования не только в патологии, но и в норме, будут составлять именно пространство и время.
Призыв философа обратиться «к самим вещам» был истолкован представителями феноменологической психиатрии и
экзистенциального анализа достаточно своеобразно.
Предлагаем вашему вниманию уникальный сборник терапевтических историй, изданный в серии «Теория и практика
экзистенциального анализа».
Логотерапия и
экзистенциальный анализ исходят из клинической практики; но нельзя избежать того, что они приходят к метаклинической теории, которая в неявной форме лежит в основе всякой психотерапии, а теория означает демонстрацию, демонстрацию представления о человеке.
Как это характерно для современных психотерапевтических подходов, с одной стороны,
экзистенциальный анализ может рассматриваться в качестве самостоятельного подхода, который в значительной степени повлиял также на другие подходы и дал толчок их развитию.
С другой стороны, при постановке вопроса о соотнесении
экзистенциального анализа с основными психотерапевтическими направлениями, которые играют важную роль в некоторых дискурсах, правильнее отнести его к спектру гуманистических подходов психотерапии – и при этом данный вопрос имеет скорее академический характер, а не ставит в центр внимания задачи терапевта и пациента.
Фрейда о противопоставлении депрессии и нормальной грусти получает в современной концепции
экзистенциального анализа своё плодотворное развитие.
И тем не менее, несмотря на всю важность и значимость,
экзистенциальный анализ является отнюдь не самым популярным видом терапевтической помощи.
Теперь, после того как мы сформулировали общее определение
экзистенциального анализа как теоретического и терапевтического направления, в этом разделе речь пойдёт о нём как о психотерапевтическом методе.
Правда, в рамках таких выкладок об общей проблематике психотерапии и об обосновании общего
экзистенциального анализа мы не поощряем эту специальную часть.
Хотя включённые в данную книгу статьи не исчерпывают имеющиеся в современном
экзистенциальном анализе представления о психотерапии депрессии, они всё же отражают уровень её понимания.
Глубина, обстоятельность и точность представленных материалов позволяют рассматривать
экзистенциальный анализ депрессии как одно из достижений феноменологического подхода.
За ней последовала длинная череда работ, посвящённых исследованию отдельных тезисов и идей
экзистенциального анализа как научного направления или логотерапии как терапевтического метода.
Речь идёт о форме определённого
экзистенциального анализа, исходящего из очевидной прасущности человеческой ответственности как сути человеческого существования.
Следует отметить также, что чувства в
экзистенциальном анализе рассматриваются как индикатор стоящих за ними содержаний переживания.
Возникновение депрессии в
экзистенциальном анализе объясняется не только активированием латентно существующих когнитивных схем и непроработанной ранней потерей.
Эти представления о терапевтической исходной позиции естественным образом вытекают из имеющихся в
экзистенциальном анализе антропологических представлений и теории эмоций.
При психотерапии депрессии, как и в других случаях использования
экзистенциального анализа, пациенты чувствуют себя понятыми в своём страдании, что способствует развитию доверительных отношений и включённости в работу.
Экзистенциальный анализ видит своей целью подвести человека к таким возможностям и помочь ему их реализовать.
Экзистенциальный анализ включает в себя рефлексию человеческого бытия.
Однако прикладная составляющая
экзистенциального анализа не ограничивается только разработкой методов.
Экзистенциальный анализ работает преимущественно с персональными силами.
В персональном
экзистенциальном анализе описаны этапы психотерапевтического процесса.
Ключевым понятием
экзистенциального анализа является миропроект, открывающий целостное понимание человеческого бытия-в-мире, в единстве его способов осуществления.