Изначальная тематика (изображение безмятежной жизни пастухов и пастушек в идиллии), функция (эпиграмма в дословном переводе с греческого означает надпись; первоначально она имитировала посвятительные надписи, надписи на могилах, эпитафии, поучения, любовные и сатирические обращения и лишь потом стала жанром комическим), стихотворный размер (так называемый
элегический дистих в элегии и той же эпиграмме, одическое десятистишие четырёхстопного ямба в русской оде) оказываются для этих жанров сопутствующими признаками.
Когда же античный поэт обращался к жанру элегии, он применял
элегический дистих – сочетание гекзаметра с пентаметром.
Часы отщёлкивали стрелками
элегический дистих, и засыпать, не услышав знакомого голоса, становилось всё труднее.
Когда александрийские поэты III века до н. э. стали разрабатывать камерную лирику вместо громкой, то они брали любовные темы у больших лириков-архаиков и перелагали в короткие и чёткие эпиграммы, писанные
элегическим дистихом.