Проектирование и создание эффективных курсов
электронного обучения связано со множеством проблем, но самые серьёзные из них обычно не имеют отношения к технологиям или разработке учебных материалов.
Нам также нужно быть открытыми новым идеям и учитывать, что будущие формы
электронного обучения могут потребовать расширить, а возможно, и реструктуризировать основную концепцию в её нынешнем виде.
Усугубляет ситуацию неверное понимание сути обучения, возможностей
электронного обучения и того, каких специалистов необходимо привлекать к процессу разработки программ обучения.
Эта книга посвящена всем, кто никогда не мечтал стать педагогическим дизайнером
электронного обучения, но каким-то образом попал в сферу e-Learning и полюбил её.
Электронное обучение может помочь как отдельным людям, так и организациям более полно реализовать свой потенциал и научиться лучше понимать окружающий мир.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запрячься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первая часть включает сценарии из реальной жизни, представляющие связанные с проектами
электронного обучения сложности.
К синхронному
электронному обучению можно отнести образовательные веб-конференции, тематические чаты, обмен мгновенными сообщениями и виртуальные аудитории.
В них рассказывается, как вполне разумные люди принимают неэффективные решения в отношении
электронного обучения, не позволяющие превратить его в ценный ресурс.
Им известно, что многие организации превозносят достоинства
электронного обучения, но они не имеют чёткого представления о том, что это такое.
Каждый сотрудник может пройти курс
электронного обучения вечером, у себя дома и т. п. и получить неотсроченную обратную связь о своих успехах или неудачах, решая тесты, проверяющие степень усвоения материала.
Электронное обучение открывает огромные возможности на индивидуальном и институциональном уровне.
К сожалению, сегодня
электронное обучение часто не оправдывает ожиданий.
Успех
электронного обучения зависит не от планирования и разработки проекта, как в случае классического обучения, а от понимания контекста, управления им и руководства процессом обучения большого количества людей.
Эта небольшая книга посвящена
электронному обучению. Люди не очень понимают, что это такое и что оно даёт помимо сокращения затрат.
В равной мере неверно полагать, что распространяемые электронным образом презентации составляют
электронное обучение, когда в них отсутствует учебный контекст.
Например, простое преобразование рекламных брошюр в pdf-формат и рассылку их сотрудникам нельзя считать
электронным обучением.
К сожалению, это означает отсутствие хорошей терминологической базы для сравнительного анализа методов
электронного обучения, но беспорядочное употребление терминов ещё больше осложняет дело.
Возможно, и вы отождествляете
электронное обучение с одним из типов приложений, который вам доводилось видеть, не осознавая всей широты возможностей.
Подлинный смысл
электронного обучения заключается в формировании нового, более эффективного поведения, в предоставлении отдельным людям и организациям более выигрышных путей приобретения навыков и знаний.
Электронное обучение обеспечивает невысокую стоимость реализации и удобство, а также позволяет адаптировать курс под индивидуальные потребности слушателей и предлагать персонализированную практику.
К сожалению, многие современные курсы
электронного обучения проработаны не слишком хорошо и во многом не отвечают индивидуальным потребностям людей или организаций, а потому не дают значительного эффекта.
Поэтому он неохотно и не говоря об этом вслух думает о необходимости расширения практики
электронного обучения.
Помимо прочего необходимо влиять на руководителей, которые часто не готовы более активно использовать
электронное обучение.
Электронное обучение трудно описать и ещё труднее дать ему определение, так как оно может иметь множество форм.
Например, перчатки SignAloud – инструмент
электронного обучения для учащихся с нарушениями речи.
Пусть я всё ещё работал в отделе предотвращения убытков, я больше этим не занимался – это просто стало предметом моей работы, которая теперь заключалась в проектировании
электронного обучения.
Значимость документов второго уровня отнюдь не меньше, чем самих федеральных законов, поскольку именно в них содержатся конкретные положения и показатели, определяющие возможности применения
электронного обучения в образовательном процессе.
Стоит внести небольшое изменение, и вы получаете оригинальный замысел и нечто такое, что эксперты включают (или исключают) в стандарты
электронного обучения.
Вариант дистантного обучения, который называется
электронным обучением (по аналогии с электронным бизнесом), также получил распространение.
К сожалению, из-за того, что эта форма подачи материала не лучше и не хуже других форм, необходимо добавить оговорку: какие-то курсы
электронного обучения очень эффективны, какие-то – нет.
Это определение
электронного обучения полезнее, так как исключает простую электронную коммуникацию и электронную рассылку документов (электронную публикацию или электронный кастинг), если они не используются в контексте обучения.
Пусть я и старался собрать как можно больше практических и полезных советов, чтобы помочь вам начать работу, в мире
электронного обучения остаётся ещё бесчисленное множество других процессов, методик и тем, которые вам предстоит изучить.
Выберите платформу
электронного обучения для размещения и продажи вашего курса.
Более широкий спектр специальных терминов, встречающихся в процессе организации
электронного обучения, представлен в разделе «Краткий терминологический справочник» в конце пособия.
Всем, кто испытывает сложности, мы помогаем адаптироваться, рассказываем об инструментах самоконтроля и планирования, проводим
электронное обучение.
Примерами выступают
электронное обучение, смешанное обучение, дистанционные образовательные технологии.
Ответом на вызовы цифровизации в общемировом масштабе являются концепции Smart University (умный университет), STEM образование (Science, Technology, Engineering and Mathematics), STEAM образование (Science, Technology, Engineering, Art and Mathematics), платформы массовых онлайн курсов (МООК), адаптивных систем
электронного обучения, прогнозные модели компетенций IFTF (Institute for the Future) [Future Work Skills Summary Map, 2011], европейский проект SELFIE для цифрового образования в школах [SELFIE], рамочный инструмент диагностики цифровых компетенций Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu) [Redecker, 2017], образовательное сообщество International Society for Technology in Education (ISTE) и др.
Поэтому в развитых государствах есть государственная политика на поддержку и развитие
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При реализации программы бакалавриата организация вправе применять
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Разработка педагогических основ
электронного обучения, которое обеспечит гармоничное сочетание современных достижений технологий компьютерного обучения с общечеловеческими непреходящими ценностями духовной культуры в условиях духовно-нравственного кризиса, связанного с общим социально-экономическим положением в стране, должна быть реализована на твёрдой методологической основе.
Во второй главе отмечена рассогласованность технологической подготовки в общеобразовательной школе с требованиями работодателей и профессиональной школы к качеству такой подготовки; проведён обзор некоторых реалий и тенденций, которые необходимо учитывать в поисках разрешения проблем качества технологического образования; приведены примеры перспективных направлений работы школьных учителей, связанные с целеполаганием, выбором образовательной технологии, внедрением
электронного обучения.
Духовно-гуманистический воспитательный аспект
электронного обучения рассматривался в русле принципа гуманистической психологии – изучения личности как целостности, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
При переходе «от усовершенствования традиционного учебного процесса в вузе к его модернизации, качественному изменению, от разовых воздействий на практику – к устойчивому и постоянному взаимодействию с ней, от удовлетворения отдельных потребностей практики – к системному обеспечению целостных её участков» [5] требуется разработка нового дидактического направления (дидактики
электронного обучения) в подготовке высококвалифицированных специалистов и организации учебного процесса на основе электронных информационно-образовательных технологий.
– Методика решения планиметрических задач с использованием элементов
электронного обучения.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Современные среды коллективной работы с электронными документами, как и среды
электронного обучения, позволяют сохранять в электронной памяти записи о действиях пользователей и записи об изменении или использовании цифровых объектов.
Причина этого не только в отсутствии нормативной базы, стимулирующей развитие такого образования, но и слабое понимание в педагогических и государственных кругах российского образования необходимости приоритета
электронного обучения.
Следствием является существенное отставание развития педагогики
электронного обучения и низкий уровень использования её достижений в педагогической практике.
Сам контент
электронного обучения образовательного учреждения должен быть разработан таким образом, чтобы учащийся имел возможность получать желаемые знания согласно своему ритму жизни и возможностям.