Современное
юридическое мышление «застыло» на позитивизме и серьёзно отстало от их уровня, оказалось в тупике, к которому её привела строгая приверженность односторонним подходам, не нашло путей, по которым юридическая наука могла бы оказать серьёзную поддержку эффективному развитию общества, государства и личности, удовлетворившись созданным множеством типов правопонимания.
Значение римского права призвано активно формировать
юридическое мышление – «способность видеть тот или иной факт (случай) через призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону,… его духу, его цели и даже такому критерию действенности права, каким является нравственный критерий».
Принципы права представляют собой абстракцию по отношению к норме и «возникают лишь на определённом этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого
юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей».
Чисто
юридическое мышление пронизывает также принцип «то, что невозможно в обычных условиях, равносильно тому, что является невозможным в действительности».
Вместе с греческой философией и римским правом идея естественного права проникла к новым народам и в течение всей дальнейшей истории составляет неотъемлемую принадлежность
юридического мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поддиректория — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Способность обучающихся решать задачи различного уровня сложности выступает, прежде всего, критерием развития интеллектуальных способностей, профессионального
юридического мышления.
Освоение дисциплины «Наследственное право» способствует расширению базовых знаний в области гражданского права, развитию
юридического мышления и практических навыков.
Это касается, прежде всего, этатистско-позитивистского стиля
юридического мышления и патерналистской политической культуры, которые продолжают доминировать в общественном сознании.
Но и в опубликованном сокращённом варианте «Обязательственное право» поражает не только своим объёмом, но прежде всего обстоятельностью, гармоничностью, убедительной логикой
юридического мышления, демонстрируемой автором.
Последовательно развивавшееся таким образом античное
юридическое мышление способно нам объяснить и такое понятие, как capitis deminutio media, западному человеку в высшей степени чуждое: мы в состоянии себе представить лишь то, что у личности, в нашем смысле, оказались отобранными некоторые или же все права.
Можно утверждать, что правовая культура отражает не только высокий уровень
юридического мышления, но и высокое качество всей юридической деятельности.
Изучение историко-правовых дисциплин направлено на формирование
юридического мышления, правовой культуры, развитие правосознания.
Предвидя возможные новые проблемы, с которыми столкнётся человечество, она глубоко изучила образ
юридического мышления предшествующих веков и, строя чёткие конструкции права, опробованные тысячелетиями, предлагает их новое развитие в той краткой и сжатой форме, которая требует современность.
Тем самым автор призывает самостоятельно задуматься над ними: это позволит развить
юридическое мышление, которое, несомненно, поспособствует развитию юридического мировоззрения.
Такой метод
юридического мышления подменял тщательное изучение реальной жизни общества системой абстрактных понятий.
На уровне правовых систем невозможно обнаружить характерный для семьи права тип
юридического мышления.
Первый суд по делам несовершеннолетних (чикагский) и появившиеся вслед за ним в начале XX в. суды в других странах, прежде всего европейских, были необычны именно своей несогласованностью с философией права, с традиционным
юридическим мышлением.
Непосредственно следовавший за временем составления глоссов период был временем упадка, когда среди глоссаторов самостоятельное
юридическое мышление полностью прекратилось.
Оно есть у нас, всё наше
юридическое мышление неразрывно связано с ним в течение столетий, и вопрос заключается лишь в том, должно ли оно из-за этого поработить наш разум или, напротив, раскрепостить и обогатить его.
В конечном счёте, если бы мы попытались до крайней степени развить логику сугубо
юридического мышления, то в качестве подлинного правового идеала перед нами предстало бы такое состояние общества, при котором точно и неукоснительно соблюдаются установленные соответствующими инстанциями нормы права.
Догма права имеет первостепенное значение и освобождает
юридическое мышление и юриспруденцию от «иных влияний» («мыслей»): идеологии, этики, философии и т. д., которые вносят в практику реализации права «метаюридические» начала.
Она заключена, с одной стороны, в самих основах логики как формальной системы, и, с другой – в специфичности актуального
юридического мышления практика.
Юридическое мышление формируется в столкновении правительственной инициативы, их идей и предлагаемых формул кодификаций, и права, рождённого из практики работы отдельных социальных групп.
Нетрудно сообразить, что вопросы следователя должны удовлетворять разобранной здесь логике и процедурам
юридического мышления.
Эта книга – ваш личный проводник в мир
юридического мышления.
Не имея практического значения, римское право определённым образом оказало воздействие на
юридическое мышление англичан, передав им запас юридических терминов, приучив к юридическим определениям и познакомив с некоторыми общими понятиями римской юриспруденции.
Основной характеристикой
юридического мышления является процесс категоризации – соотношение воспринимаемого с уже известным, наделённым статусом юридического.
Юридическое мышление представляет собой частный случай, момент или сторону мышления как такового.
Такого рода фреймы и скрипты образуют структуру и содержание
юридического мышления.
Рациональное
юридическое мышление должно учитывать особенности современного российского правопорядка, среди которых выделяется растущая необъективность судопроизводства.
Полагаем, что отказ от «объективной истины» (или замена корреспондентской теории истины на прагматическую или когерентную) в юридической науке, прежде всего, в процессуальных отраслевых дисциплинах и законодательстве достаточно глубоко меняет практическое
юридическое мышление в сторону его риторичности.
Для выявления общих закономерностей
юридического мышления приходится выходить за пределы знаково-символических образов и погружаться в поля прикладной юриспруденции, чтобы установить соотношение между разнонаправленными теоретическими концепциями и процессуальной реальностью.
Наиболее важным и сложным в данном измерении является вопрос о взаимной обусловленности, диалогичности этих видов или аспектов
юридического мышления.
Следует отметить, что связывание отдельных атомарных фактов в единое целое правовой реальности на дорефлективной стадии развития
юридического мышления осуществлялось при помощи ассоциаций, имевших общекультурное значение.
Причём субъективное и интерсубъективное конструирование правовой реальности имеет своей необходимой предпосылкой самоконституирование
юридического мышления индивида в практической, творческой и познавательной деятельности последнего.
Очевидно, что столь односторонний подход не способствует описанию базовых структур
юридического мышления, лежащих в основе универсальных закономерностей, определяющих эволюцию правовой реальности и знаковых средств её конструирования.
Особенно большое значение в плане конструирования правовой реальности и формирования его знаковых средств играет правовая наука, являющаяся наиболее организованным и высоко рефлектированным проявлением
юридического мышления.
Прогностическая функция
юридического мышления судьи, адвоката, следователя, прокурора и других профессиональных участников судопроизводства реализуется с учётом интеллектуальных способностей истцов, ответчиков, свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т. д.
Предположение о том, что
юридическое мышление имманентно только юристам, безосновательно.
Эти и другие юридические закономерности следует принимать во внимание в ходе исследования
юридического мышления.
Преимущество таких лекций в формировании у студентов
юридического мышления, недостатки – в отсутствии последовательного системного изложения всего материала.
Прагматическая риторичность
юридического мышления воплощается в значениях и смыслах, приписываемых конкретным ситуациям и определяют содержание юридической повседневности.
Правовая реальность конструируется целенаправленными действиями индивидов, опосредованными скриптами и штампами
юридического мышления.
Тем самым,
юридическое мышление участвует в конструировании правовой реальности и одновременно входит в неё имманентным аспектом, а также обусловливается ею.
Рефлексия о природе права и феноменов правовой реальности относится к числу задач
юридического мышления, которое мы рассматриваем как совокупность ментальных процессов, реализуемых в сознании не только профессиональных юристов или учёных правоведов (хотя именно их правовое мышление наиболее репрезентативно для его характеристики), но и любых акторов социального действия, обращающихся к восприятию правовых феноменов.
Представляется, что именно
юридическое мышление и правовая коммуникация индивидов наделяют феномены социального мира юридической релевантностью, организуя и упорядочивая их определённым образом в пространстве смысловых полей, необходимо присущих самой же правовой реальности.
Юридическое мышление чаще всего воспринимают как духовное образование, делая основной упор на его цивилизационную и культурно-историческую детерминированность.
Отдельную проблему составляет соотношение
юридического мышления и правосознания.
Таким образом,
юридическое мышление играет троякую роль в конструировании правовой реальности.