Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
Му́рома — финно-угорское, племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром. В прибалтийско-финских языках слово muru связано с обозначением травы и газона. Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Мурома VII—XI вв. // Гришаков В. В., Зеленеев Ю. А. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 1990 «Для нашего вопроса особенно важна судьба мощинской культуры, соотносимой с летописной голядью. Районом расселения мощинских племен в IV—V вв. была Верхняя Ока. Но после V в. их памятники прекращают здесь своё существование. Видимо, часть этого населения была ассимилирована пришлыми славянскими племенами, но часть его начинает движение вниз по реке Оке, вовлекая в него и финские племена. На средней Оке складывается финно-балтский субстрат. Причем местное финское население начинает практически сразу же играть в нем главную роль. Это связано с тем, что в этом районе к V в. уже существовало достаточно многочисленное финское население с развитыми хозяйством и культурой. Поэтому не следует преувеличивать роль пришлого балтского населения, как это делает В. В. Седов (3, с. 96). Быстрая ассимиляция балтов была связана скорее всего с тем, что контакты между финнами и балтами в этом // (С.56) регионе имели давнюю и прочную традицию. Сказывалась также близость хозяйственно-культурного типа и возможные заимствования в языке у этих народов. Некоторые элементы культуры и языка верхнеокских балтов прочно входят в материальную, духовную культуру и язык складывающихся финских народностей. К ним относятся изделия с эмалью, чернолощеная керамика, может быть, захоронения коней, некоторые типы трупосожжений (2, с. 85) и трупоположения с восточной ориентировкой, а также некоторые слова балтского происхождения, до настоящего времени сохранившиеся в языках поволжских финнов (4, с. 83—84).».
Все значения слова «мурома»Теперь же народ мурома не хотел больше быть под рукой киевских князей и взялся добыть себе свободу и независимость.
А за муромой двинется эрзя.
Другие исследователи считают, что племена городецкой культуры и вовсе были предками муромы, мещеры и мордвы [10. -с.15].