ФА́ТУМ, -а, м. Книжн. Неотвратимая судьба, рок. [Санин] завел было речь о том, что такое фатум или предопределение судьбы. Тургенев, Вешние воды. Бессильные и тщетные порывы человеческой души, сраженной в борьбе с неотразимыми ударами фатума — вот мысль, к которой часто возвращался Бетховен. Чайковский, Шестой концерт Музыкального общества.
[Лат. fatum]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. книжн. неотвратимая судьба, рок, доля ◆ С первой встречи она поразила его, как бы заколдовала чем-то. Это был фатум. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1874-1875 г.
Источник: Викисловарь
Фа́тум (лат. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. Фатами назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.
У древних римлян — проявленная воля Юпитера как верховного божества и мироправителя. Во множественном числе означает как отдельные судьбы людей, городов и прочее, так и объявленную устами прорицателей и сивиллы волю богов: отсюда фатами (fatae) назывались и прорицательницы. В литературе после эпохи Августа слово Fata стало употребляться в значении Parcae (см. Парки), причём в народном языке отсюда возникли названия фей (Fata) и волшебников (Fatus) и эпитет Фавна — Fatuelus (вещий).
Источник: Википедия
ФА'ТУМ, а, мн. нет, м. [латин. fatum]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: иорданка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он знал, что его супруга любит усматривать во всём знаки всесильного фатума.
Тем самым, не желая того, помещая человеческую волю в детерминированные казематы внешних условий, которые похуже любого фатума предопределяют и характер действий человека, и его сознание.
На первом этапе духовной эволюции у человека появляется мистическое ощущение связности, единства мира, понятие судьбы (либо фатума, изначальной предопределённости) – вместо восприятия жизни, как цепи совершено случайных событий.