ВЕДЬ, частица и союз.
1. частица. Употребляется для усиления основного содержания высказывания (предположения, утверждения, вопроса и т. п.). — Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи! Лермонтов, Бэла. — Слушай, Влас! Ведь ты честный человек? да? Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. А между тем ничего ведь не может быть легче, как переоценить свои силы. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают. || Употребляется для усиления экспрессивности высказывания, особенно в сочетании с наречиями и с другими частицами. Вот ведь какой человек! Ишь ведь что выдумал! □ [Фамусов:] Ведь экая шалунья ты девчонка. Грибоедов, Горе от ума.
2. союз. а) После условного предложения начинает главное предложение и соответствует по значению словам: то, тогда, в таком случае. — Что, если бы с такою властью Взялся он за дела, к несчастью, — Ведь погубил бы целый край! И. Крылов, Вельможа. б) Присоединяет предложение, служащее обоснованием мысли первого предложения. Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. И. Крылов, Квартет. Партизаны должны быть где-то здесь, поблизости! Ведь это их ногами истоптан жухлый снег в кустах и вокруг деревьев. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. в) Употребляется в уступительных предложениях. Ведь тебе говорили, а ты не слушаешь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. разг. указывает на причину или обоснование предшествующего утверждения ◆ Жутко! Ведь этак ежели всю ночь здесь просидеть, то со страху помереть можно… Чехов, «Лебединая песня», 1887 г. ◆ Он не мог туда пойти, ведь у него нет пропуска.
1. разг. служит для подчёркивания мысли, обоснования общей позиции говорящего или при противопоставлении сказанного чему-либо другому ◆ А главное ведь в том, что тут и злодейств никаких таких не было, которым бы ей пришлось подыскивать оправдания. Достоевский, «Кроткая», 1876 г. ◆ Она ведь женщина, а у женщин, Николай Ильич, всегда что-нибудь болит. Чехов, «Житейская мелочь», 1886 г.
Источник: Викисловарь
ВЕДЬ [без удар.] (разг.). 1. союз причинный. Служит для обоснования непосредственно предшествующей мысли. — Тут посмейся, там отзовись с... уважением про добродетельных и нравственных, и готов фельетон. В. мысли теперь продаются совершенно готовые, на лотках, как калачи. Дствскй. — Как музыке итти! В. вы не так сидите. Крлв. 2. В сочетании с противительными союзами: «но», «а», «даже», усиливает их смысл. Но в. это всем известно. А в. я вам говорил это давно. 3. После условного предложения означает «тогда», «в таком случае». Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица? в. ты б у нас была царь-птица. Крлв. 4. Указывает на утверждение, из к-рого в дальнейшем делается вывод. В. это правда? так нечего и возражать. В. он в опасности? так поспешим ему на помощь. 5. В разг. речи придает эмоциональную окраску высказыванию. — Ребята, говорит, вы знаете Фому? В. в нынешний набор забреют лоб ему. Крлв. 6. В вопросительных и восклицательных предложениях означает неужели не?, разве не? В. ты исполнишь свое обещание? правда? || То же с отрицанием в знач. неужели?, разве? В. не ребенок же я, сам понимаю.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дезорганизоваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ты ведь знаешь уже очень много на тему того, как поселить в своём доме счастье, любовь, уважение и другие важные вещи.
А ведь именно там закладываются программы, по которым строится наша жизнь!
А кроме интонации, можно ведь ещё сказать одно и то же слово громко – и тихо, с чувством – и равнодушно, нежно – и грубо, быстро – и медленно, звонко – и хрипло, высоким голосом – и басом.