1. муз. истор. графема в системе средневековой вокальной нотации, певческий знак соответствующий хирономическому жесту византийской традиции, последовательность которых использовалась для указания певцам ритма, динамики и характера исполнения песнопений ◆ Уже во второй половине XIX века, ― продолжает ученый, ― группа немецких исследователей, занимавшаяся расшифровкой византийских невм, вплотную занялась хазами. Василий Захарченко, «Пробуждение окаменевшей музыки», 1976 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Памятники старовизантийской нотации содержат невмы двух видов — малые и большие, среди которых особо заметное место занимает «исон», обозначающий повторение тона, что свидетельствует об относительной простоте песнопений, тяготеющих к типу псалмодии. В. И. Мартинов, «История богослужебного пения», 1994 г. ◆ Из 47 шартрских невм лаврского кодекса несколько (13) используются в нотации демественной: это апостроф, вария, дио, оксиа, пиасма, лигисма круглая и угольная, параклитики и ревма, петасти, псилон, ставрос, хамилон. Греческие названия знаков не были приняты в певческом обиходе и музыкальной теории — они были заменены русскими, соответственно: запятая и ометный знак, палка, статья, сложитье, сложитье закрытое, параклит, крюк, запятая и крюк, сорочья ножка, крыж, знак ключа. Г. А. Пожидаева, «Лексикология демественного пения», 2010 г.
Источник: Викисловарь
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: призываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В каролингскую эпоху, начиная с IX века, можно видеть, как над словами, пропеваемыми во время богослужения, появляются невмы – значки, которые образуют сложную систему музыкальной графики.
Впрочем, некоторые из песен, считающихся вагантскими, снабжены невмами, что позволяет их приблизительно реконструировать.
При помощи невм, разновидностью которых являлись русские знамёна, записывались только церковные песнопения, позднее ими записывались образцы внекультового пения, но это было редким исключением.