Связанные понятия
Мамблкор (от англ. mumble — «бормотание») — это поджанр независимого кинематографа, для которого свойственны низкий бюджет, участие актёров-любителей, а также фокусирование на естественности диалогов. К этому направлению часто относят режиссёров Эндрю Буджальски, Линн Шелтон, Марка и Джея Дюплассов, Аарона Катца, Джо Сванберга, и Ри Руссо-Янга. Также встречается термин «mumblegore» — им обозначают фильмы, которым свойственны признаки как мамблкора, так и фильма ужасов.
«Ка́пля » — российский международный кинофестиваль (кинопремия) остросюжетного кино и фильмов ужасов. Проходит ежегодно в Москве с 2010 года, в последнюю неделю марта. Учредителем фестиваля (кинопремии) является продюсерская компания «Live Entertainment» в лице её президента, заслуженного деятеля искусств России, куратора внеконкурсной программы Московского международного кинофестиваля «Ночи страха», кинопродюсера, актёра, ведущего и генерального продюсера фестиваля Виктора Буланкина.
«Три цве́та » (фр. Trois Couleurs, польск. Trzy kolory) — кинотрилогия, снятая в 1993—1994 годах польским режиссёром Кшиштофом Кеслёвским: «Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый», «Три цвета: Красный».
Международный кинофестиваль в Токио — кинофестиваль, проводимый ежегодно в октябре. В 1985 году был проведён впервые и одобрен Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (фр. Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Единственный официально одобренный кинофестиваль в Японии.
Приз имени Нобуро Офудзи (яп. 大藤信郎賞) — награда, вручаемая с 1962 года за анимационные фильмы в рамках ежегодной японской кинопремии «Майнити». Награда была учреждена в память об умершем в 1961 году выдающемся японском аниматоре Нобуро Офудзи.
Польская школа кинематографа (польск. Polska Szkoła Filmowa) — неформальное социальное и художественное объединение режиссёров и сценаристов Польши в период середины 1950-х — начала 1960-х годов.
Артха́ус , арт-хаус (англ. Art house букв. «дом искусств») — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных (артхаусных) кинотеатрах. К категории артхауса относят фестивальное не мейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных меньшинств, а также так называемое интеллектуальное кино.
Теория авторского кино (фр. Cinéma d'auteur, англ. Auteur theory) — влиятельное учение, зародившееся во Франции в 1950-х годах.
Международный кинофестиваль в Сиднее (англ. International Sydney Film Festival) — ежегодный кинематографический фестиваль, проводимый в начале июня в Сиднее (Австралия). Аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) как конкурсный специализированный фестиваль, посвящённый новым направлениям в кино. Программы фестиваля включают игровые, документальные, короткометражные, семейные и анимационные фильмы, демонстрируемые в нескольких местах в центре города.
Киноклуб (англ. film club) — общественная организация, основной задачей которой являются просмотры и коллективные обсуждения фильмов, изучение киноискусства. Киноклуб — одна из возможных форм массового кинообразования. Первые киноклубы в России были созданы ещё в 20-х годах XX века. Как правило, в каждой стране киноклубы объединены в национальную федерацию киноклубов. Существует также Международная федерация киноклубов (фр. Fédération Internationale des Ciné-Clubs, англ. International Federation...
Полуночное солнце (англ. Midnight Sun Film Festival, фин. Sodankylän elokuvajuhlat) — ежегодный международный кинематографический фестиваль, проводимый в июне в финском городе Соданкюля (провинция Лапландия).
«Слюни дьявола » (Las babas del diablo) — рассказ Хулио Кортасара, вошедший в сборник 1959 года «Секретное оружие». Написан под впечатлением от хичкоковского «Окна во двор» (1954) и, в свою очередь, послужил основой для сценария фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966), которому была присуждена «Золотая пальмовая ветвь».
Сизл Sizzle — трейлер или небольшой видеоролик, состоящий из кадров уже существующих фильмов или видеороликов. Используется на стадии предпроизводства для презентации кинопроекта на питчинге. И обычно состоит из наиболее зрелищных фрагментов фильмов, чтобы впечатлить инвесторов и заставить их профинансировать производство фильма. Структура сизла строится по принципу структуры тизера или трейлера. Кадры могут комбинироваться в видеоряд из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа, пытаясь оставить...
Сюрреалистический юмор (или юмор абсурда) является одной из форм юмора, основывается на преднамеренном нарушении причинных рассуждений, производящих событий и поведения, которые, очевидно, нелогичны. Конструкции сюрреалистического юмора, как правило, связаны странным сопоставлением, не являющиеся следствием, иррациональные или абсурдные ситуации и выражение глупости.
«Свободное кино » (англ. Free Cinema) — движение в документальном кинематографе Великобритании, сформировавшееся к середине 1950-х годов. Название отражает стремление участников движения создавать фильмы вне рамок коммерческой киноиндустрии, использовать экспериментальные подходы и обращаться к социальной проблематике.
Гра́йндха́ус (англ. Grindhouse) — сейчас в Америке этим термином обозначается кинотеатр, показывающий в основном фильмы эксплуатационного кино. До этого грайндхаусами называли ныне не существующие «театры бурлеска» (англ. burlesque theaters) на 42-й улице Нью-Йорка, где демонстрировался стриптиз и эротические танцы (англ. bump-and-grind dancing), от которых и произошел термин.
Таллинский кинофестиваль «Тёмные ночи» (эст. Pimedate Ööde Filmifestival; PÖFF) — ежегодный кинофестиваль, который проходит с 1997 года в городе Таллин (Эстония) в конце ноября. С мая 2006 года фестиваль — доцент, с 2008 — полноправный член Международной федерации кинопродюсеров (FIAPF). В 2014 году FIAPF сертифицировала международную конкурсную программу Таллинского кинофестиваля в число важнейших 15 кинофестивалей мира..
Актёр второ́го пла́на или подде́рживающий актёр (англ. Supporting actor) — актёр театра и кино, который исполняет роль второго плана в пьесе или фильме по значимости ниже ведущих актёров, но выше эпизодической роли и роли статиста в массовках. Признавая важность и значение этой работы, театре и киноиндустрии выделяют отдельные награды для лучших актёров второго плана — актёров и актрис.
Синемá веритé (фр. cinéma vérité букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
Подробнее: Синема верите
Японский киберпанк — это жанр андеграундных фильмов выпускаемых в Японии начиная с конца 1980-х годов. Жанр не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Компьютеры в японском киберпанке отсутствуют. Основы жанра сформированы фильмом «Тэцуо — железный человек».
Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии. С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик...
Фильмоте́ка (от англ. film — плёнка и греч. θήκη — хранилище; по аналогии с библиотекой) — отдел киносъёмочной или кинопрокатной компании или организации, а также специальное учреждение, предназначенное для сбора и хранения фильмов и связанных с ними материалов (негативы, позитивы, фонограммы и т. д.), а также имеющей к ним отношение документации (раскадровки, монтажные листы, сценарии, критические и аналитические публикации, фотографии и т. д.). Фильмотеками также называется частное домашние собрание...
«Полуденные сети » (Meshes of the Afternoon) — 14-минутный экспериментальный немой фильм Майи Дерен и Александра Хаммида (1943), который считается вехой в истории артхаусного кинематографа в США. Этот шедевр сюрреализма был включён в Национальный реестр фильмов на второй год после создания реестра (1990). Обе роли в фильме сыграли Хаммид и Дерен, которые во время его создания состояли в браке. Следующий муж Дерен, композитор Тэйдзи Ито, в 1959 году написал музыку к фильму.
Дубль два (литспик — Ду́бль дв@́) — ежегодный онлайн-кинофестиваль, который проводит «Российская газета» с 2011 года. Автор проекта и программный директор фестиваля — Валерий Кичин.
Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, а также в более ранних его статьях.
Космический вестерн (от англ. Space Western) — жанр приключенческой научной фантастики, определяемый характерными элементами вестерна, перенесёнными в фантастический антураж (в отличие от жанра science fiction western, который переносит фантастические элементы в антураж Дикого Запада). Иногда рассматривается как поджанр космической оперы.
Анимация возникла в начале XX века как кустарное производство, пока не начала использоваться как часть военной пропаганды, что привело к появлению первых полнометражных анимационных фильмов, как Momotarou: Umi no Shinpei в 1945 году. Телевидение расширило аудиторию в 1960-х годах. Появление устройств для просмотра видео в домашних условиях в 1970-х и 1980-х годах, в особенности, видеомагнитофонов, позволило снимать нишевые аниме, предназначенные для более узкой аудитории, и в конечном итоге студии...
Подробнее: Индустрия аниме
Де́тское кино ́ — это фильмы, предназначенные как для просмотра детьми, так и для более широкой аудитории (т. наз. «семейные фильмы» (англ. family films)). Оно может быть разным по жанру: художественным, мультипликационным, документальным, научно-популярным.
Кинофестива́ль в Кра́кове (польск. Krakowski Festiwal Filmowy) — один из старейших европейских кинофестивалей, специализирующийся на документальных, анимационных и короткометражных фильмах. На протяжении семи фестивальных дней у зрителей есть возможность посмотреть приблизительно 250 фильмов польского и европейского происхождения. Фильмы представлены в номинациях и специальных группах, таких как ретроспективы, тематический цикл, архивный просмотр. Фестиваль сопровождается выставками, концертами...
Азиатская кинопремия (англ. Asian Film Awards) — кинопремия, вручаемая за лучшие азиатские картины международного проката. Первая церемония состоялась 20 марта 2007 года в Гонконге, некоторые СМИ сразу же окрестили премию «азиатским Оскаром».
Якудза эйга (яп. ヤクザ映画, буквально — гангстерское кино) — жанр японского кинематографа, посвящённый якудза, в разные свои периоды допускавший то героизацию, то абсолютное отрицание данных персонажей. В 1960-х — первой половине 1970-х годов жанр абсолютно доминировал в кинопрокате этой страны.
Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.
Подробнее: Независимый кинематограф
Ку́льтовый фильм (от англ. cult film) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах. Почитание может проявляться в регулярных просмотрах, традициях при совместном просмотре («Братья Блюз», «Шоу ужасов Рокки Хоррора») и вплоть до создания субкультуры на основе...
Международный кинофестиваль в Стокгольме (швед. Stockholms filmfestival) — кинофестиваль, проводящийся ежегодно во второй половине ноября в Стокгольме (Швеция) с 1990 года. Фестиваль аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров. Главный приз фестиваля — «Бронзовая лошадь» (швед. Bronshästen), вручается лучшему фильму по результатам голосования жюри.
Фантасмагория — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
Фильмы, выпущенные российскими дистрибьюторами — легитимно изданные кинофильмы и иные аудиовизуальные программы на различных носителях (видеокассетах, Video CD, дисках DVD-5 зона) по лицензионному соглашению правообладателем, и получившие соответствующие прокатные удостоверения от Госкино (впоследствии — Минкультуры и Роскультуры).
Вайтвошинг (от англ. «whitewashing», дословно — «побелка») — это практика проведения кастинга в кинематографе, при которой на выбор актёра не влияет расовая или национальная принадлежность исполняемого им персонажа. Вайтвошингом называется явление, при котором, как правило, изначально героев, являющихся представителями этнического меньшинства, играют белые актёры.
«Черну́ха » (также прямое кино, нуар, трэш, фр. noir) — тёмные стороны жизни, быта, проникнутые обречённостью и беспросветностью, сопровождающиеся сценами жестокости и насилия, а также показ таких мрачных, неприглядных сторон жизни, быта. Распространена в первую очередь в кинематографе и литературе как одно из проявлений гиперреализма.
Золотая пальмовая ветвь за короткометражный фильм (фр. Palme d'Or du court métrage) — главная награда конкурса короткометражных (до 15 минут хронометража) фильмов Каннского кинофестиваля. Вручается жюри конкурса короткометражных фильмов (которое также работает на программе «Синефондасьон»).
Эксплуатационное кино (англ. exploitation film) — жанровые фильмы, эксплуатирующие какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка. Термин «эксплуатация» в киноиндустрии обозначает рекламу и раскрутку (промоушн). Фильмы, которые называют эксплуатационными, привлекают зрителя в основном именно сенсационной рекламой и яркими постерами, а само качество фильма вторично, поскольку главное для продюсеров — привлечь зрителя. Темы подобных фильмов нередко связаны с сексом и насилием, но в то же время...
Международный кинофестиваль «
Зеркало » имени Андрея Тарковского — ежегодный кинофестиваль, который проводится в российском городе Иваново с 2007 года.
«Цу́кер-А́брахамс-Цу́кер » (англ. Zucker, Abrahams and Zucker, ZAZ) — традиционное среди кинокритиков название голливудского триумвирата создателей пародийных комедийных фильмов — братьев Джерри и Дэвида Цукеров, и Джима Абрахамса.
Новый Голливуд (англ. New Hollywood) — период в истории Голливуда, который продолжался с момента отмены в 1967 г. кодекса Хейса, на котором строилась классическая студийная система, приблизительно до 1980 года.
Междунаро́дный студе́нческий фестива́ль ВГИК — российский фестиваль кино-, теле- и театральных работ студентов российских и зарубежных кинематографических школ, проводящийся в Москве, начиная с 1961 года, а с 1998 года — ежегодно в октябре и ноябре.
Мультипликационная порнография — изображение иллюстрированных или анимированных вымышленных мультипликационных персонажей в эротических или сексуальных ситуациях. Анимационная порнография (эротическая анимация) относится к более крупному направлению, анимации для взрослых, не все подгруппы и примеры которой являются явно и откровенно сексуально-тематическими или эротическими.
Подробнее: Порномультфильм
Фантастическая драматургия (англ. speculative drama) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая драматургическую форму.
Киноповесть (греч. kineo — двигаю) — один из поджанров кинематографа, выделяемый наряду с кинороманом и кинодрамой. Произведение киноискусства, сюжет которого сравнительно сложный, базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности. С появлением Голливуда в начале XX века, киноповесть, как правило, в форме художественного фильма, доминирует в коммерческом кино.