Связанные понятия
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Упоминания в литературе
В домах, построенных в 1950-60-х годах, мы обнаруживаем
балконы , сооруженные из каменных либо железобетонных плит (более поздние варианты). Плиты положены на стальные консоли и намертво вмонтированы в стенной массив. У более старых зданий балкон представляет собой просто консольную каменную плиту. В 1970-е годы появились сборные балконы, состоящие из железобетонной плиты, «вставленной» в стенной массив. Сегодня основой для балкона, как правило, служит типовая железобетонная плита. Параметры балкона либо лоджии чаще всего определяются площадью стандартной плиты, являющейся перекрытием между этажами. Примем за средние параметры балконной плиты ширину в 1,20 м и длину в 6 м. Кстати, обычно мы имеем дело с общей лоджией, разделенной посредством перегородки на две равные части. Конструкция типового балкона представлена на рис. 2.1.
Наиболее ярко идеи конструктивизма представлены в доме, который построил для себя в Москве архитектор К. С. Мельников. Это строение даже в наше время выглядит ультрасовременным. Небольшой жилой дом составлен из 2 цилиндров, слегка врезанных друг в друга. Здание включает мастерскую и жилые помещения. Южный фасад, подставляющий солнцу высокий витраж остекления, имеет два этажа, в северном цилиндре на третьем этаже расположена мастерская. Этажи южного и северного объемов расположены в разных уровнях так, что каждый марш винтовой лестницы выходит на один из уровней, а перекрытия второго и третьего этажей продолжаются в виде
балконов в смежные помещения. Множество окон в виде вертикальных шестиугольников обеспечивают помещения достаточным количеством света в любое время дня, поскольку расположены по кругу (рис. 2).
Ко времени смерти Петра I стены здания едва только вышли из земли, однако по архитектуре своей оно целиком относится к петровскому времени и является его интереснейшим архитектурным памятником. Над рустованным нижним этажом с большими полукруглыми окнами поднимаются два верхних этажа, объединенных пилястрами и оживленных незамысловатыми наличниками окон и филенками. В центре каждой из двенадцати частей – небольшой выступ, выделенный
балконом второго этажа и завершенный фигурным фронтоном. Ритмическое чередование одинаково обработанных красно-белых частей фасада, вытянутых вдоль прямой линии, усиливает впечатление регулярности и организованности.
Серия КОПЭ-М «Парус», последняя разработка ОАО «ДСК-2» совместно с ОАО «Моспроект», создана на основе серии КОПЭ-85 и считается ее улучшенным вариантом. Жильцы получают квартиру с большой (5,5 кв. м) остекленной лоджией, за счет длинного коридора при желании можно сделать дополнительную комнату-шкаф. Здесь использована уникальная теплосберегающая технология, позволяющая существенно снизить затраты на содержание дома: между основной стеной и наружной стороной фасада строители оставляют небольшой зазор, где воздух может свободно циркулировать. Зимой это спасает конструкцию от промерзания, а летом, поскольку воздушная подушка поддерживает в здании постоянную температуру, отпадает необходимость в дополнительном кондиционировании. Недавно мы модифицировали проект, придав «Парусу» новый, легко узнаваемый облик: над каждым подъездом на крыше расположен массивный архитектурный элемент («корона»), значительно выступающий над эркерами и
балконами , кроме того, в торцах здания появились остекленные лоджии («стаканы»), которые начинаются с 6-го либо 12-го этажа. Вообще, по выразительности и пластике фасада «Парус» ничем не уступает монолитным домам, а за счет изменения цвета керамической плитки каждый объект можно сделать по-настоящему индивидуальным.
Белый зал – самое значительное по художественной ценности и размерам (его площадь 120 квадратных метров) из парадных дворцовых помещений предназначался для проведения балов и концертов. Так как из этого помещения были проходы в оба Тронных зала – как императора, так и императрицы, то Белый зал служил местом сбора подданных, ожидающих высочайшей аудиенции. Прямоугольное в плане помещение имеет также выходы на
балкон , с которого можно было наблюдать за военными экзерциями на плацу перед дворцом. Они оформлены в виде огромных полуциркульных окон-дверей, занимающих все пространство одной из стен Белого зала. Тридцать две коринфские пилястры с каннелюрами на две трети высоты делят площадь стен на блоки, а потолком объединяются профилированным карнизом. Простенки между окнами украшены парными пилястрами, как и дверные проемы (с большим шагом) и мраморный камин в центре стены, противоположной к окнам и балкону. Эти условные колонны приподняты на довольно высокие постаменты, а в верхней части связаны широким, но без излишеств карнизом. Свободные части стен заняты разной формы панно, с рельефным обрамлением и лепниной в виде цветочных венков, гирлянд и веток.
Связанные понятия (продолжение)
Ризали́т или резалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано...
Подробнее: Балясина (архитектура)
Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную...
Подробнее: Рустика
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере.
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.
Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Раскрепованный ордер , раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Вестибю́ль (фр. vestibules) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости...
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд...
Тяга (также поясок) — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории.
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась...
Подробнее: Модульон
Нали́чник и — декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
Кессо́н ы (фр. caisson «ящик» от итал. cassetta «ящичек») — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Характерной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.
Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя...
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.
Подробнее: Каннелюра
Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.
Упоминания в литературе (продолжение)
С того времени южный фасад дворца имел четыре этажа. Нижний уровень был украшен десятью тяжелыми арками, а другие – огромными сдвоенными по углам пилястрами дорического стиля. Нарочито ровные поверхности оживляли окна различной величины: крошечные проемы чередовались с большими, сделанными по подобию
балконов . Похожие окна были устроены в башнях восточного фасада.
Балкон – площадка, выступающая из плоскости стены фасада дома. Для регионов с холодным климатом балконы не слишком подходят, хотя их и проектируют с ветро-, снего– и пылезащитными экранами.
В рельефах каменных ворот ступы в Санчи сохранилось изображение большого двухэтажного дома с крытыми
балконами . Индийцы были большими мастерами сложнейших деревянных конструкций. Мощные стволы индийского дуба (тика) давали возможность ставить высокие колонны и перекрывать достаточно большие пространства.
Выбор зависит от площади. Озеленение маленького
балкона кардинально отличается от озеленения просторной лоджии и тем более террасы. Озеленение открытого балкона производится иначе, нежели застекленного. Устройство «оазиса» на отапливаемой лоджии дает совсем другие возможности, чем весенне-летнее озеленение террасы. Мы рассмотрим все возможные варианты. Ваша задача – выбрать и воплотить тот, который наиболее подходит именно вам.
Особняк знатного горожанина по архитектуре напоминал деревенскую усадьбу. Плотно сомкнутые постройки располагались вокруг двора, образовывая сплошную стену, прерывавшуюся в местах входа и въезда. Над жилым домом, хлевом и многочисленными сараями устраивался примитивный портик – деревянный навес на столбах, защищавший строения от дождя и солнца. В городах традиционная планировка дополнилась более практичными и красивыми элементами. Бесполезный в новых условиях большой двор уменьшился в размерах, но сохранил прямоугольную форму и обрел легкую крышу с проемом, преобразившись в жилое помещение. В результате медленного развития сформировался план типичного италийского дома, куда входили жилые комнаты и хозяйственные постройки, огибавшие комплекс по всему периметру, крытый двор (атриум), примыкавший к нему внутренний
балкон (таблинум).
Павел I возвёл в 1797–1801 годах для своего «постоянного государева проживания» Михайловский замок. Четыре фасада – четыре разные многоцветные архитектурные композиции – объединены серым сердобольским гранитом в сплошной облицовке высокого пьедестала здания. Широкая лестница, выходящая в сторону Летнего сада, собрана из розового гранита и ведёт к террасе, поддерживаемой двойным рядом колонн из светло-розового тивдийского мрамора. Аттик декорирован мраморными рельефами. Ещё более красочен главный, южный (со стороны бывшей площади Коннетабля), фасад с высокими воротами, ведущими во внутренний двор замка. Фасад выглядит как красочная картина, словно бы выписанная кистью художника. Розовые стены с рустами тивдийского мрамора и обелисковидные пилоны из серого мрамора поддерживают аттик и треугольный горельеф на фронтоне «История заносит на свои скрижали славу России». Он иссечён в желтоватом пудостском камне, новом для Петербурга скульптурном материале. Почти во всю ширину фасада розовые из тивдийского мрамора колонны объединяют его второй и третий этажи, а над ними тянется фриз из малинового кварцита с выполненной бронзовыми буквами цитатой из Библии. Внутри здания привлекают внимание вставки цветного природного мрамора в стюк в красочном оформлении парадной лестницы. Мощные гранитные (из розового рапакиви) колонны поддерживают
балкон Михайловской церкви.
Построенный в 1904 году по проекту И. П. Машкова на новой красной линии нарядный пятиэтажный доходный дом № 3 украшен большим керамическим панно и вставками работы талантливого, но очень рано умершего театрального художника Н. Н. Сапунова. Весьма необычны оба
балкона над эркерами с их причудливыми козырьками. Нижние этажи здания сдавались под торговые помещения, верхние – под квартиры. В последние годы этот дом занят представительствами иностранных авиакомпаний. Трехэтажный дом с большими окнами слева – более ранняя постройка (1901 г., архитектор М. А. Арсеньев) – был целиком предназначен под магазины и конторы.
Не менее изящно ионическое ордерное украшение пятого этажа с шестнадцатью пилястрами и семью крупными полуциркульными окнами. Над белокаменными архивольтами окон помещены барельефные композиции фигур полуобнаженных женщин и мужчин. Это либо древнегреческие боги, слушающие музыку, «доносящуюся» с барельефов нижнего этажа, либо меценаты, покровители искусств, которых изображали в скульптуре мастера эпохи Возрождения. Второй этаж украшен
балконом со спаренными дорическими колоннами и пилястрами. Массивные парапеты балконов как будто держат излишне декорированную и перегруженную конструкцию третьего и четвертого этажей. Возникает ощущение четкого членения парадного фасада дома И. Ф. Нейштадта на отдельные ярусы. Венчает этот необычный доходный дом элегантный центральный фронтон.
В 1936 году на Сущевском Валу, 12/39 заложили еще одно школьное здание, резко выделявшееся среди своих ровесников. Оно имело необычный для того периода сложный асимметричный план, хорошо разработанное убранство фасадов (хотя
балконы , конечно, – вещь совершенно излишняя для школы). Здание, спроектированное архитекторами И.П. Муравьевым и А.В. Тишиным, предназначалось для опытной школы имени Максима Горького. Видимо, «опыт» завершился не совсем удачно, поскольку больше подобных школ не сооружали[31].
Первый способ давно известен. Он популярен давно, так как решает две проблемы – остекления
балкона и утилизации старых рам. В разной литературе встречается описание разных конструкций, но суть одна – конфигурация каркаса для остекления зависит от количества, качества и формы уже имеющихся рам.
Эта книга будет интересна всем – и тем, кто планирует или уже начал строительство своего частного дома, и тем, кто проживает в обычной городской квартире. И в самом деле, оформление окон – важная и всегда актуальная тема. И недостаточно просто заказать и установить рамы в оконные проемы или застеклить
балкон (лоджию). Как правило, окна нуждаются в дополнительной защите, особенно если квартира расположена на первом или втором этаже многоэтажного дома. Что касается частного дома, особенно, если хозяева проживают в нем не постоянно, а время от времени, то защита от грабителей, шума или солнца ему необходима в первую очередь. Наиболее удобными и красивыми элементами, защищающими окна, считаются ставни.
Понятно, что на выбор стиля будущего дома влияет не только факт того, закончили ли вы изошколу и как у вас с чувством красоты и меры, но и каков ваш достаток. Отсюда и разнообразие на рынке проектов. Поэтому сейчас весьма популярны архитекторы, способные создавать в большом количестве непохожие друг на друга проекты, в основу которых положен принцип экономии. Здесь, конечно, слово «архитектура» употребляется условно, зато в итоге мы имеем дом компактный, удобный и добротный. Если вы не стеснены в средствах, то хороший архитектор поможет не потеряться в море вариантов наружного украшения – эркерах, сложных формах кровли, французских
балконах , венецианских террасах. Однако, ухватившись за потрясающую картинку в каталоге, помните: дом должен нравиться вам и через много лет, а значит, не надоесть.
Индустриальное домостроение, в основе которого всегда были панельные дома, ведется в нашей стране уже более 50 лет, и начиналось оно с «хрущевок» сносимых серий (подробнее см. Приложение 2 к нашей книге). Сегодня ситуация совершенно иная, и среди риэлтеров даже появился термин «улучшенная панель» – это дома усовершенствованных серий с весьма приемлемыми потребительскими качествами (кухни 10–15 м2, комнаты с эркерами, несколько
балконов или лоджий, гостевые санузлы, гардеробные и т. д.). Условно основные типы панельных домов можно классифицировать на три группы:
В настоящее время существует множество разновидностей стекла и изделий из него, используемых при строительстве домов. Оконное листовое стекло является наиболее распространенным. Оно используется для остекления оконных и дверных проемов,
балконов и лоджий. Стекло выпускается листами длиной 0,22–2,2 м, шириной 0,25–4,6 м, толщиной 2–6 мм. Обычное оконное стекло пропускает около 85–90 % света.
Не любую, даже наилучшим образом спланированную и построенную квартиру можно назвать полноценным жилищем. Ее надо благоустроить, разумно распланировать жилую площадь, создать комфорт и уют. Такую задачу можно решить лишь с учетом функциональных зон в доме, квартире, рационального разделения их при необходимости и совмещения по возможности. Различают две основные функциональные зоны: зона дневной активности и зона сна и отдыха. Зона дневной активности городской квартиры включает в себя переднюю, общую комнату, кухню и кладовки. Эта зона должна удобно соединяться с входом в квартиру, а также с помещениями, где обрабатываются и хранятся продукты питания. К зоне сна и отдыха относятся личные комнаты, ванная и туалет. Лучше, если эта зона будет удалена от остальных помещений квартиры и займет наиболее тихую часть дома. Хорошо, когда из комнат есть выход на
балкон или веранду.
Второй изъян домов – ужасные дворы и тыльные фасады. Ответственность за предельно малую площадь дворов на проектировщиков возлагать нельзя – ведь дома ставили в плотно застроенной части Москвы, где даже лишний квадратный метр выкроить тяжело. А вот слегка замазанные кирпичи тыльных фасадов с безобразными пожарными лестницами и металлическими
балконами оставляют тяжелое впечатление. Особенно скверно выглядит все та же огромная арка, если смотреть на нее не с улицы, а из Георгиевского переулка.
Прозрачные бетонные блоки удобны для устройства световых проемов на
балконе мансарды, возведения торцевых стен, устройства внутренних перегородок.
В ходе дальнейшей разработки проект претерпел некоторые изменения[11]. Высота корпусов выросла на два этажа, что позволило увеличить вместимость гостиницы. Упростилась, стала более строгой форма башенного объема, решено было отказаться от не особенно нужных в городской гостинице
балконов .
При перепланировке и переустройстве в жилых домах не допускается нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий; запрещены мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство
балконов , козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений).
В китайском стиле доминируют решетки, плетенки, фарфор. В средиземноморском стиле все лишнее убрано в угоду максимальному проникновению солнечного света, характерно обилие флористического и «морского» декора, много вещей грубоватой ручной работы. В скандинавском – главенствует простота быта воинов-викингов, декора почти нет, много текстиля флористической тематики, полы из досок светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель, цветовая гамма – зеленоватая, серая, бежевая, голубоватая, мебель одета в льняные чехлы. Во французском, или прованс-стиле, прежде всего – шарм и комфорт французской провинции, нарядность, контрастное сочетание цветов, но теплой гаммы, низкие и глубокие кресла, набитые морскими водорослями или конским волосом, столик с деревянной столешницей на металлическом основании в виде трех прутьев, столы с ножками в форме лап льва, жаккардовые занавески с растительным рисунком на окнах с маленькими
балконами , идущими от пола, в столовой – шкаф с фарфоровой посудой, контрастная обивка стульев – полосатая, обязательно идентичная с абажуром светильника, смешение цветочных узоров и узоров в полоски, обилие ворсистых тканей, которыми отделаны стены, картины висят в красивых окладах, гобелены, зеркала в позолоченных рамках. Манга – стиль подростков, в первую очередь это аниме: комбинирование анимационных элементов с деталями английского и скандинавского интерьеров.
В местах с повышенными физическими нагрузками (террасы,
балконы , отапливаемые полы), где возможна постепенная деформация покрытия, применяются клеи для плитки с повышенной эластичностью.
Вам это не напоминает наши городские многоэтажки, где иногда на
балконах есть лестницы, их называют пожарными: они соединяются люком с нижним балконом. Увы, в городах они почти всегда заставлены, жильцы стараются от них избавиться. Да и жизнь в многоэтажках совсем не та, что была в горах.
9) устройство ограждений
балконов и лоджий асбестоцементными листами, алюминиевыми, пластиковыми и другими изделиями.