Связанные понятия
Уналачтиго или уналактиго (Unalachtigo, W’nalātchtko) — одна из племенных групп в составе делаваров.
Бамбук (иногда Бамбуху) — традиционное название для территорий в восточном Сенегале и западном Мали, охватывающих горы Бамбук на восточной окраине, долину реки Фалем и холмы страны к востоку от долины реки. Это был официальный район во Французском Судане, но в 1895 году граница между Суданом и Сенегалом стала проходить по реке Фалем, размещенной в западной части Сенегала. Термин до сих пор используется для обозначения региона, но нет формального административного района с таким именем.
Арутани (Aoaqui, Arutani, Auake, Auaqué, Awake, Awaké, Oewaku, Orotani, Uruak, Urutani) - почти исчезнувший индейский язык, на котором говорит народ ауаке, который проживает на территории штата Рорайма в Бразилии, а также на истоках рек Параква и Урарикаа (ниже территории реки Карум) штата Боливар в Венесуэле. Арутани является одним из плохо изученных существующих языков Южной Америки и, возможно, является изолированным языком.
Евреи-оберландеры (идиш אויבערלאנד, транслитерация ойберланд, что означает «нагорье; высокогорная местность»; ивр. גליל עליון, транслитерация Galil E’lion (Галиль Эльон), «верхняя провинция») — это евреи, которые жили в северо-западных регионах исторического Королевства Венгрии, в настоящее время это западная Словакия и восточная федеральная земля в Австрии Бургенланд.
Ньянколе , Нколе, Ньянкоре, Руньянкоре, Оруньянкоре — бантуанский язык Уганды, родной язык народа нколе, второго по численности народа Уганды (после ганда). Ньянколе распространён на юго-западе Уганды между озёрами Эдуард и Виктория, в основном этносубрегион и историческую землю Анколе — на юго-востоке Западной области (округа: Бушеньи, Нтунгамо, Мбарара, Кирухура, Ибанда, Исингиро). Ньянколе близок языку Кига и в некоторых описаниях рассматривается как единый язык Нкоре-Кига.
Упоминания в литературе
На западном берегу Днепра построили небольшую крепость – Канев, а еще дальше – другую, Черкассы. К югу от них простиралось уже Дикое поле; населенная полоса страны поворачивала на запад, и южная граница Киевской земли и болот Подолии была отмечена небольшими городами Белая Церковь, Брацлав, Винница и
Бар . В середине XVI в. во всем юго-восточном приграничном районе Русско-Литовского государства проживало не более 50 тысяч человек. Но с 60-х гг. этого века население стало быстро расти. Так родилась Украина.
Ее северная часть подвергалась постоянному влиянию с севера. На побережье преобладало (по крайней мере было очень сильным) египетское влияние, а расположенные на востоке и юге засушливые земли принадлежали кочевым и полукочевым племенам. В этот период в Палестине стали преобладать города-государства, очень похожие на те, что появились в Европе в Средние века (между двумя этими явлениями все же, вероятно, есть разница: если город-государство ограничивается прилегающими к городскому поселению землями, он независим и во главе его стоит один или несколько правителей, решения которых никто не имеет права оспаривать, то европейские средневековые города хотя и пользовались независимостью, но все же находились в рамках какого-либо государства и не отрекались от власти короля. – Пер.). Каждый город был крепостью, в которой располагалась резиденция местного царька или князя. Вокруг него обычно размещались небольшие деревушки или отдельные хозяйства, чьи владельцы в основном занимались земледелием и животноводством и платили дань своим
господам . В то время как в усиливавшихся Египте и Месопотамии распространялась грамотность, в Палестине все еще не было письменности и ни один местный князек не мог настолько укрепить свою власть, чтобы подчинить достаточно большие территории.
Таким образом, Европа стала частью мировых торговых путей. Отсюда по волжскому пути можно было добраться до Ирана и далее – в Индию и Китай. Город Ладога на Волхове был мировым торговым центром. На территории нынешнего Васильевского острова найден большой клад арабских монет IX-X веков. В IX веке водь, ижоры, ильменские славяне вошли в состав первого древнерусского государства (столицы его – Ладога, Новгород, Киев). Постепенно Ладога вышла из-под власти киевских князей и стала, как и Псков, пригородом Великого Новгорода. Местные племена на правах федератов вошли в состав феодально-боярской республики «
Господин Государь Великий Новгород». Республика обустраивала и обороняла эти земли. Так возникла северо-западная система крепостей – Ладога, Копорье, Корела, Орешек, Ям, – каменными стенами преграждавшая врагам путь на Русь. Крепость Копорье построена на землях води, крепость Корела – на землях карел.
Кавказ, который к середине XVIII в. стал ареной героической борьбы между старыми державами Среднего Востока и новыми евро-азиатскими странами, представлял собой пограничную зону, в которой развивались и разлагались самые разные социальные формы. Здесь древние империи Турции и Персии вступили в контакт с новой, полуевропейской империей Романовых; здесь, на недавно захваченных землях анархические сообщества казаков и группы великорусских крестьян и даже немецких сектантов создавали свои поселения. Здесь существовали иерархические кланы черкесов и демократические хищнические семьи чеченцев, фанатичные племена Дагестана и феодальные мусульманские
господа Месхии и Акаристана, деревенские княжества Западной Грузии и мозаика миниатюрных городов-государств, которые объединил в единое царство Ираклий II Картлийский и Кахетинский[11]. Города, расположенные на берегах Куры и Аракса, а также Дербент, Баку, Шеха и Шемаха, имевшие своих независимых ханов, обладали, подобно Тебризу и Ахалцихе с их формально независимыми губернаторскими и мощными купеческими корпорациями, многими чертами городов-государств, в противовес деревенским княжествам Западной Грузии и племенных горных областей.
Балашиха расположилась на реке Пехорке – левом притоке Москвы-реки. Происхождение этого географического названия точно не установлено. Есть версия, что имя селу (позже городу) дал крестьянин по фамилии Балашин (возможно, Балаш): корень балаш плюс суффикс – иха-, обозначающий существительное женского рода. Балашин бежал с семьей от своего
барина – лютого крепостника и облюбовал это местечко на берегу речки Пехорки. Ему понравились густой лес, подступающий едва ли не к самому речному берегу, изобилие рыбы, ягод и грибов. Постепенно вокруг его избы стали ставить дома другие беглые крестьяне, и выросло целое село.
Связанные понятия (продолжение)
Сута́йо , сута́и — небольшое алгонкиноязычное индейское племя Великих Равнин в США. Значение слова сутайо утеряно, по самой распространённой версии оно означает «Люди, оставшиеся позади».
Нейтральные (англ. Neutral Nation, фр. les Neutres), самоназвание — чоннонтон, «люди оленей», также известны под названием аттавандарон (Attawandaron) — союз племен, говоривший на языке ирокезской семьи, существовавший до середины XVII века у берегов озёр Онтарио и Эри.
Лаврентийский язык (назван по реке Святого Лаврентия, где обитали носители) — язык ирокезской семьи, существовавший до конца XVI века на землях нынешних Квебека и Онтарио (Канада). Слово лаврентийского языка canada (kanata), означавшее «селение», стало названием государства Канада.
Майя-киче — индейские народы, говорящие на языках семьи майя-киче. Некоторые исследователи называют её майя-соке, включая сюда народы михе-соке, или майя-соке-тотонак (включая также тотонакские языки), некоторые включают её как отдельную ветвь в состав пенутианской филии. Наиболее крупный представитель этой семьи — собственно майя, на языке майя говорит 600 тыс. чел.(1978). Численность всей семьи −2,5 млн чел.(1970).
Чамикуро — этнос в перуанской Амазонии, живущий на берегах реки Уальяги в районе Лагунас провинции Альто Амасонас (Лорето). Сами чамикуро называют себя арауака (исп. Arahuaca) и говорят на языке чамикуро, который относится к аравакским языкам.
Дхундари (Dhundari-Marwari, Jaipuri) — индоарийский язык, на котором говорят в округах Дауса, Джайпур, Тонк и, возможно, в округах Аджмер, Бунди, Джхалавар, Кишангарх, Кота, Савай-Мадхопур, Северный Караули штата Раджастхан в Индии. Происхождение названия «дхундари» имеет две особенности. Согласно первому мнению считается, что «дхундари» произошло от названия гор Дхундх (Dhundh) или Дхундхакрити (Dhundhakriti), которые находятся в округах Джайпур и Джобнер. Согласно второму мнению, так названо в...
Руссильо́н (кат. Rosselló, фр. Roussillion) — исторический район (комарка) Каталонии, который сейчас находится на территории современного французского департамента Восточные Пиренеи. Перпиньян, крупнейший город и столица, является также крупнейшим городом Северной Каталонии. Граничит с каталонскими районами Альт-Эмпорда, Валеспир и Конфлан, а также с окситанскими районами Фенулледа и Корбьер.
Кичай , кицай (Keechi, Kichai, Kitsai), самоназвание K’itaish — индейское племя в США. По этнокультурной классификации относится к индейцам южных прерий. Обитало на юго-востоке Техаса.
Парачи — иранский язык, распространённый в некоторых населённых пунктах в долинах рек Шутул, Пачаган и Гочулан к северу и северо-востоку от Кабула (Афганистан). На нём разговаривают жители округов Ниджрау и Тагау (Nijrab, Tagab) провинции Каписа. Общая численность говорящих — около 600 человек.
Северо-восточный говор (кит. трад. 東北話, упр. 东北话, пиньинь: dōngběihuà, палл.: дунбейхуа) — диалект китайского языка. Ареал его преимущественного распространения охватывает пограничный с Россией Северо-Восточный Китай, в частности это равнинная Маньчжурия, за исключением Ляодунского полуострова, а также небольшого количества изолированных диалектных островов на крайнем северо-западе Маньчжурии. Принадлежит к северо-восточной группе говоров северного наречия китайского языка. В целом близок стандартному...
Чёрный пояс (англ. Black Belt) — регион в юго-восточной части США, который характеризуется преобладанием афроамериканского населения вне городских агломераций. Чётких границ региона нет, но он приблизительно описывается как полоса, проходящая через центр Глубокого Юга с северо-востока на юго-запад.
Запад США — термин, значение которого в истории страны неоднократно менялось. Это происходило по причине того, что государство расширялось в основном именно на запад. До 1800 года западная граница проходила по Аппалачам, затем восточной границей Запада считалась река Миссисипи.
Русла́ген (швед. Roslagen) — название прибрежных районов провинции Уппланд в Швеции, а также северной части Стокгольмского архипелага.
За́падные апа́чи (англ. Western Apache) — атабаскоязычная группа племён апачей в восточной и центральной Аризоне, наиболее близки в культурном отношении и образе жизни к навахо. Говорят на западно-апачском языке, распространён также английский.
Бо́йки , самоназвание: верховинцы, горальцы, подгоряне — этническая общность украинцев, проживающая на западной Украине и официально рассматриваемая властями Украины, а также советскими и украинскими этнографами, лингвистами, филологами как этнографическая группа украинцев. Часть этнической территории бойков расположена на территории Польши, откуда они в ходе операции «Висла» были выселены в СССР и другие области Польши.
Тюбатулабаль (Tübatulabal) - почти исчезнувший индийский язык, который относится к северной ветви юто-астекской языковой семьи, на котором говорит народ тюбатулабаль, проживающий в округе Керн на юге центральной части штата Калифорния в США. В настоящее время почти весь народ говорит на английском языке.
Берберские (бербе́ро-ливи́йские) языки — языки берберов, одна из двух подсемей берберо-гуанчской семьи, входящей в афразийскую макросемью. Второй подсемьёй являются малоизученные гуанчские (канарские) языки (известно несколько сот единиц словаря гуанчей), которые могут оказаться одной из ветвей берберских языков. Общее число говорящих точно не известно и оценивается от 17 до 25 млн чел.
Морлахи (также морлаки, мавро-валахи, кара-валахи, чёрные валахи и др.) — одна из ныне практически исчезнувших этнографических групп восточно-романского происхождения, занимавшая горные регионы на западе Балканского полуострова (соврем. Босния и Герцеговина, позднее также Хорватия и Черногория, остров Крк).
Тибето-бирманские языки — одна из двух подсемей сино-тибетских языков наряду с китайскими языками. Включает около 350 языков, распространённых от северной Индии и Пакистана вдоль Гималаев и Тибета и вплоть до южного Китая, Таиланда и северного Вьетнама. Число говорящих около 50 млн человек (оценка, 2005).
Кольасуйу , Кольа суйу (кечуа: Qulla Suyu, Провинция Кольа) — одна из четырёх провинций Империи Инков, самая южная. Самая большая по площади среди всех провинций империи.
Кардиффский диалект английского языка — региональный акцент английского языка и разновидность уэльских диалектов, на котором говорят в городе Кардифф и его окрестностях, и несколько отличается в Уэльсе, по сравнению с другими уэльскими акцентами.
Индейские языки Месоамерики (индейские языки Средней Америки, месоамериканские / мезоамериканские языки) — языки аборигенного населения Месоамерики до прихода европейцев. В отличие от большинства местных языков Северной и Южной Америки многие языки Месоамерики в значительной степени сохранились до наших дней.
Мя́о-я́о (хмонг-мьен) — семья родственных языков в Восточной Азии. Ранее их рассматривали как одну из групп сино-тибетской семьи, однако, по современным представлениям, языки мяо-яо являются отдельной языковой семьёй. Некоторые исследователи предполагают вхождение языков мяо-яо в аустрическую макросемью.
Месквоки (мескваки), Meskwaki, самоназвание Meshkwahkihaki, «люди красной земли», известны также как фоксы или племя лис, Fox (название одного из кланов, ошибочно распространённое французскими путешественникаи на всё племя) — индейское племя, говорящее на языке сок-фокс алгонкинской семьи. Вместе с говорящим на том же языке племенем сок нередко рассматривается в рамках федеральной политики США как часть единой нации сок-фокс, несмотря на то, что в течение столетий два племени отделяют себя друг от...
Хариани , или харианви (Bangaru, Banger, Bangri, Bangru, Chamarwa, Desari, Hariani, Hariyani, Haryani, Haryanvi, Jatu) — индоарийский язык. Распространён в штатах Дели, Карнатака, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш, Харьяна, Химачал-Прадеш. Хариани лексически схож с языком брадж-бхаша и на 60 % схож с языком багри. Термин Haryanvi также используется для названия народа из штата Харьяна.
Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνυμα — имя, название) — разряд онимов, имя собственное, обозначающее собственное название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле. Топонимы изучаются наукой топонимикой, являющейся разделом ономастики.
Языки ту́бу (также тебу, тибу, теда, туда, тода; англ. tebu) — одна из двух языковых групп западносахарской ветви сахарской семьи, включает языки народа тубу. Основная территория распространения — центральные области Сахары (северные и центральные районы Чада, восточные районы Нигера, а также приграничные с Чадом территории Ливии).
Нгуонский язык — язык северной (вьет-мыонгской) подгруппы вьетской группы мон-кхмерских языков, на котором говорят люди народности нгуон в регионе гор Чыонгшон и соседних территориях, принадлежащих Лаосу.
Ошивамбо (или овамбо) — это язык банту в Анголе и на севере Намибии. Некоторые исследователи считают ошивамбо диалектной группой, наиболее значительными представителями которой являются кваньяма и ндонга.
Ювана (Chicano, Chikano, Hodï, Hoti, Jodi, Joti, Jotí, Waruwaru, Yoana, Yuana, Yuwana) — маленький неклассифицированный индейский язык, на котором говорят в Центральной Венесуэле (северная группа в дивизии Боливар на реке Кайма, приток реки Кучиверо; изолированная южная группа в штате Амасонас на реке Игуана, приток реки Асита, и на реке Парусито, приток реки Манапьяре). Почти ничего о нём неизвестно, несколько сотен говорящих являются толковыми охотниками и собирателями.
Суссекский диалект — диалект, который был раньше широко распространён среди живущих в историческом графстве Суссекс на юге Англии. Большая часть самобытной лексики суссекского диалекта в настоящее время исчезла, хотя в обиходе остаются несколько слов, и некоторые люди до сих пор говорят с традиционным суссекским акцентом.
Се́верный со́то (иногда также пе́ди, сепе́ди) — язык группы банту, относящийся к подгруппе сото-тсвана и распространённый главным образом в Южно-Африканской Республике, на севере и востоке ареала сото-тсвана. Один из 11 официальных языков ЮАР. Название педи, или сепеди, иногда применяемое к северному сото, относится, строго говоря, только к диалекту рода педи (бапеди), на основе которого развивается официальный язык: официальное название языка — Sesotho sa Leboa («северный сото»).
Упоминания в литературе (продолжение)
Очень напоминают тюркские следующие названия рек, местностей: «яш чилан» (ср.: «яш илан», «яш жилян» – молодая змея), «туле» (ср.: «тулы» – полный), «исибор» (ср.: «исе
бар » – имеющий запах)…
Эта часть Египта поистине была домом великих богов. В шестом номе, на расстоянии примерно 23 км от Коптоса, стоял на западном берегу храм Дандары (Дендеры), священная обитель богини небес, земли и загробного мира (покровительствовала также женщинам в период беременности и родов) Хатхор (Хатор). Сейчас на месте древнего святилища стоит греко-римское здание. А на 60 км ниже его по течению, в восьмом номе находилось самое святое место Египта – Абидос () могилой Осириса. Считалось, что на людях, похороненных в этом месте, лежит благословение, и многие из тех, кто предпочел быть похороненными поблизости от своего дома, ставили себе здесь могильную плиту, чтобы «Осирис,
господин Абидоса» принял их в подземный мир. Так Абидос стал в первую очередь городом мертвых, в котором, как и в западной части Фив, живые жили только ради гробниц. В политическом отношении соседний город Тин (Тис), который был расположен немного ближе к реке, был важнее, особенно в раннюю эпоху.
Здесь кстати будет сказать, что наименование «Казбек» совсем новое, существующее не более столетия. В Закавказье у грузин эта гора была известна под именем «ледяной» – Мкинвари, в Осетии ее величали Урс-Хох, что значит «белая гора», Хресте-тсуд, то есть «Христова гора». Казбеком его окрестили уже русские от имени грузинского моурави Кази-бека, наследственные владения которого находились на том же пути, по которому шел путь через горные перевалы Терского Кавказа из Предкавказья в Закавказье. На Кавказе шесть гор выше Казбека: Эльбрус, Дых-Тау, Коштан-Тау, Шхара, Джан ги-Тау и в стороне Арарат. Из них разве только последний пользуется такою же популярностью, как Казбек, да и то лишь потому, что на Арарате, по библейскому сказанию, остановился после потопа ковчег праотца Ноя. Причинами популярности Казбека может также служить указанное выше грозное обстоятельство. На Казбеке восемь ледников, и самый большой из них, Девдоракский, чаще всего сползает своими лавинами на проходящую под Казбеком по Крестовому перевалу Военно-Грузинскую дорогу. Таким образом, Казбек – гора беспокойная, и за ней волей-неволей приходится следить, а раз за Казбеком бдительно наблюдают, стало быть, он исследован больше, чем все остальные «спокойные» его соседи. Да он и в самом деле всесторонне исследован. Чуть ли не каждая пядь земли на Казбеке описана, и сынам Туманного Альбиона, то есть англичанам, принадлежит честь первого посещения его вершины. Эти дошлые
господа забрались на Казбек еще в 1867 году. Нога русского человека – топографа Кузьмина – впервые попирала вершину этого великана лишь в 1873 году.
Словом «арья» обозначали себя все индоиранские племена. Оно обычно для индийских Вед и в позднейшем санскрите приобрело значение «благородный», «благороднорожденный». От него же происходит и слово «Арйана», «Эран», «Иран», обозначавшее «Арийскую страну». Первоначально «арья» обозначало «гостеприимца», «хозяина собственного дома», а затем вообще «
господина », «свободного». Арии – по крайней мере в идеале – проводили довольно жёсткую грань между собой и покоряемыми народами. Потому-то в Индии «арья» стало обозначать представителя одного из высших сословий-варн, в отличие от «вневарновых» париев. С другой стороны, «арья» было и культурным определением – люди иной культуры, с отличающейся верой переставали быть ариями для своих сородичей.
В период бронзы этот процесс захватывает большинство народов европейской группы. Это обстоятельство засвидетельствовано как археологическими, так и лингвистическими данными (наличие слов, означавших свободных и несвободных, и т. п.). Весьма вероятно, что к этому времени относится сложение больших союзов племен, может быть народностей и ранних государственных образований. Социальная дифференциация прослеживается в убранстве и инвентаре, сопровождающих погребения. Наряду с родовыми могильниками выделяются курганные погребения, иногда весьма внушительных размеров. В курганах унетицкой культуры, например, встречаются золотые изделия, а умершего
господина в ряде случаев сопровождает насильственно умерщвленный слуга или рабыня[177].
Пространство, имеющее вид угла, между восточными берегами Азовского и Черного морей и Кавказом, у древних народов считалось родиной богов и народных героев и получило название «земли Азов», Asia Terra, Asia ge – священной земли. «Аз, аза, азен» у всех арийских народов обозначает бога,
господина или героя.
В провинции Лимпопо, в ЮАР, находится
бар Big Baobab Pub, расположен внутри ствола гигантского боабаба, возраст которого шесть тысяч лет. Бар рассчитан на одновременное обслуживание пятнадцати человек. Известны баобабы в Африке и Австралии, которые используются в качестве тюрем, автобусных остановок, мавзолеев, храмов и общественных туалетов.
Первые миссионеры, вступившие на земли древних пруссов, обычно считали местное население погрязшим в язычестве. Архиепископ Адам Бременский так писал примерно в 1075 году: «Зембы, или пруссы, самый гуманный народ. Они всегда помогают тем, кто попадает в беду в море или на кого нападают разбойники. Они считают высшей ценностью золото и серебро… Много достойных слов можно было сказать об этом народе и их моральных устоях, если бы только они верили в
Господа , посланников которого они зверски истребляли. Погибший от их рук Адальберт, блистательный епископ Богемии, был признан мучеником. Хотя они во всем остальном схожи с нашим собственным народом, они препятствовали, вплоть до сегодняшнего дня, доступу к своим рощам и источникам, полагая, что они могут быть осквернены христианами.
Деревянный городок Кашира на берегу реки Оки в двадцати милях от Рязани имел некогда независимого
господина , но теперь подчинен власти великого князя Московии.
Вчитаемся в некоторые строки. Первое, что обращает на себя внимание, – это приписка к заглавию. В сагах нет указания о времени пребывания Олава сына Трюггви в Новгороде. Однако в переводе мы видим имя Владимира, время княжения которого приводится в русских летописях. Для подтверждения на первой же странице дается точная дата рождения Олава – 969 г. В концовке перевода Олав принимает участие в крещении язычников Гардарики. Однажды Олаву явилось видение, будто он разговаривал с Богом.
Господь осенил его Святым крещением и внушил ему стать совершенным служителем Божьим. После этого он наказал ему отправиться в Грецию и найти там славных учителей. Олав так и сделал. В Греции он нашел епископа Павла и просил его ехать в Гардарики и исповедовать там учение Божие Христианское языческим народам. Сам он поехал следом. Приехав в Гардарики, он сначала проповедовал веру конунгу Владимиру и его супруге Адлогии. Конунг затруднился с выбором. Потом сказал, что лучше доверит решение супруге, которая гораздо умнее его. Обсуждение этого вопроса проходило на большом собрании. Оно закончилось обещанием принять истинную веру. Все долго рукоплескали такому решению конунга. В примечаниях протоиерей Сабинин пишет уже от себя о Владимире как о норманне в четвертом колене. Норманны, правившие некогда Гардарикой, «со времен появления их на Руси, непрерывно громят Славянские области. Аскольд и Дир овладевают Киевом. Военные действия Олега, Игоря, Ольги, Святослава и Владимира устремлены исключительно почти против народов славянского происхождения… нормане их всех называли общим именем Словене, то есть рабы»5.
Когда мы пришли в эту рощу и в это место безбожия, епископ стал увещевать нас, чтобы мы смело приступали к уничтожению рощи. Сам же, сойдя с коня, сбил шестом лицевые украшения с ворот. И, войдя во дворик, мы разрушили всю его ограду и свалили ее в одну кучу вокруг священных деревьев, и, подкинув огонь, устроили костер из множества бревен, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось возмущение жителей. Но
господь покровительствовал нам» (Гельмольд, I, 83).
Важнейшие вопросы решались на городском вече (собрании). В каждом конце проводились свои кончанские веча. Господствующее положение в Новгороде занимали бояре, составлявшие Совет
господ . В руках Совета находилась городская казна.
И ныне,
господа отци и братья, оже где ся буду описалъ, или переписали, или не дописалъ, чтите исправливая занеже книги ветшаны, а умъ молодъ не дошелъ.
«И ныне
господа отци и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не клените, занеже книги ветшаны, и ум молод не дошел, слышите апостола Павла глаголюща: не клените, но благословите».
Когда возвратит
Господь нас в Сион, мы будем как во сне. Тогда наполнит смех уста наши, а язык наш – песней. И скажут среди народов: «Великое сотворил Господь с ними». Великое сотворил Господь с нами, и мы радостны. Возврати нас, Господь, как возвращаешь Ты потоки в пересохшие русла…