Связанные понятия
ЗРК «Штиль-1» (индекс ГРАУ — 3С90Э.1 (пусковая установка)) — многоканальный зенитный ракетный комплекс корабельного базирования с вертикальным стартом. Предназначен для осуществления круговой обороны корабля от всех средств воздушного нападения, в том числе для отражения массированных ракетных и авиационных атак; а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.
Подробнее: Штиль (зенитный ракетный комплекс)
«Гибка » (индекс ГРАУ — 3М-47) — комплекс управляемого вооружения (КУВ), представляющий собой турельную установку с автоматизированной системой управления, оснащённую опто-электронной системой обнаружения и сопровождения, а также комплектами аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» (с ракетами типа «Игла») и комплектами пусковых установок ПТУР (с ракетами типа «Атака»).
Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.
М-1 «
Волна » (Индекс ГРАУ — 4К90, по классификации МО США и НАТО — SA-N-1 Goa) — советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Морской вариант комплекса С-125.
Боевая машина реактивной артиллерии (БМРА) — советский и российский военный термин для обозначения самоходных пусковых установок реактивных систем залпового огня в сухопутных войсках. Разновидность боевой машины.
Упоминания в литературе
Уже первые рейды «Юнкерсов» к Кронштадту показали, что требуется срочное усиление его
ПВО. Большинство зенитных батарей 1-го ЗенАП дислоцировались на северных и южных фортахвоенно-морской базы. Они были вооружены 76-мм короткоствольными орудиями образца 1915 г., установленными на железных плитах, вмонтированных стационарно в бетон. Эти пушки имели малые скорости вращения механизмов по горизонту и вертикали и потому не успевали за целью, особенно летящей на малой высоте. Другие батареи полка располагались за пределами крепости и на южном берегу Финского залива. Они были оснащены более новыми 76-мм орудиями образца 1931 г., а также приборами ПУАЗО-1 и ПУАЗО-2. Однако и это вооружение уже явно не соответствовало времени.
Руководить развитием и подготовкой подводных сил был поставлен капитан 1-го ранга Карл Дениц. Чтобы прорываться через силы охранения, которые противник должен был концентрировать для эскортирования своих конвоев, Дениц внедрил метод концентрации сил с помощью централизованного управления. Этот метод, отработка которого интенсивно велась еще в мирное время, принес огромные успехи в ходе войны и стал известен как «тактика волчьей стаи». Его применение стало возможным благодаря тому, что на лодках устанавливалось приемно-передающее радиооборудование. С его помощью командный пункт, находящийся на берегу, мог нацелить на вражеский конвой любые подводные лодки, в радиусе действий которых он находился. Но поскольку для такой тактики были нужны «глаза», Дениц принял решение строить на каждые три 500-тонные лодки одну 750-тонную. С другой стороны, германский морской штаб, по достоинству оценивая роль подводных лодок в нарушении судоходства противника, намеревался построить несколько больших крейсерских подводных лодок водоизмещением от 1400 до 200 т. Большой радиус действия подводных крейсеров позволил бы им осуществлять внезапные нападения на суда противника в самых отдаленных регионах, а их главным оружием
должна была стать артиллерия калибром до 15 см.
Выполнена основная фаза работ по переносу п/ст на о-ве Врангеля из зоны затопления на косе бухты Сомнительная на коренной берег острова, для чего на остров завезены основные модульные конструкции нового здания и начата работа по его монтажу. Произведен ремонт аэрологических павильонов на шести п/ст: им. Э. Т. Кренкеля, им. Е. К. Федорова, Диксон, Малые Кармакулы, им. В. С. Сидорова (Айон), Котельный. Произведены ремонт и замена систем тепло-энергообеспечения (дизельгенераторов, бензоагрегатов, котлов и т. п.) на 17 п/ст.
Улучшено состояние парка транспортной техники (закупка лодок, катеров, вездеходов, снегоходов) на семи п/ст.
Война на Тихом океане требовала применения тактики совершенно иного плана. Охват в действиях на море под названием «операция «Тишина» в Первой мировой войне, которая, хотя и была запланирована, никогда не осуществилась, давно был забыт, и помнили только о фиаско при Галлиполи (неудачная для союзников Дарданелльская операция 19.02.1915—9.01.1916 года. – Ред.). Однако изобретение танка-амфибии Дж. Уолтером Кристи в 1923 году дало толчок запуску программы развития техники высадки десанта на вражеском берегу для корпуса морской пехоты США. Плавающий трактор Рёблинга 1930-х годов превращался в LVT или в гусеничную амфибию для операций десантирования Второй мировой войны. Эти машины вместе с десантным судном с небольшой осадкой были созданы первоначально для использования при десантировании войск в Норвегии (операция не была осуществлена) и в соединении с тактической поддержкой с воздуха (авиация) и моря (огонь
корабельной артиллерии) сформировали основу для тактики, разработанной корпусом морской пехоты. Эта тактика позднее применялась также армией США в целом ряде операций высадки морского десанта, которые внесли большой вклад в боевых действиях на суше при поэтапном создании и расширении прибрежных плацдармов.
С этого времени в области связи и наблюдения на флоте появились специалисты нового профиля – «слухачи», сыгравшие значительную роль в практическом развитии процесса обнаружения и приема радиосигналов. Уникальная способность человеческого уха различать тона и оттенки звуков, выделять нужный звук при наложении звуков один на другой позволила ставить и решать такие задачи связи между своими силами и наблюдения за силами противника, которые были бы просто немыслимы при приеме через реле с записью на телеграфную ленту. При этом автоматическая запись сигналов радиосвязи тоже имеет достоинства, широко применяясь для связи, наблюдения и разведки. В 1900 году ГМШ дал указание об организации телеграфной подготовки минных офицеров и телеграфистов рядового состава для кораблей, на которых устанавливались станции беспроволочного телеграфа. В подготовке этих специалистов в Минных офицерских классах, а также в выборе мест для станций на кораблях и на берегу, в их монтаже и настройке принимал непосредственное участие и Попов. Практическая подготовка проводилась на выделенных для
этой цели двух станциях минного отряда Балтийского флота и десяти станциях эскадры Черноморского флота.
Связанные понятия (продолжение)
РПК-6М «
Водопад » (по классификации МО США и НАТО — SS-N-16 Stallion) — советский противолодочный ракетно-торпедный комплекс. Комплекс способен поражать подводные лодки противника на дальности до 50 км.
Воздушная цель — военный термин, обозначающий любой объект, находящийся в воздухе, и способный стать целью для поражения средствами ПВО.
Ядерный снаряд — боеприпас для нанесения тактического ядерного удара по крупным целям и скоплениям сил противника. Наиболее эффективное и разрушительное средство, доступное артиллерии. Данные боеприпасы есть у большинства ядерных держав, в том числе у США и России.
Противотанковый управляемый реактивный снаряд (сокр. ПТУРС) — разновидность управляемых реактивных боеприпасов, предназначенная для стрельбы из ствольного артиллерийского и танкового вооружения (пушки или орудия). Часто отождествляется с противотанковой управляемой ракетой (ПТУР), хотя синонимами два указанных термина не являются.
Миномётный старт («холодный» старт) — способ запуска ракеты, при котором ракета выбрасывается из пусковой установки (транспортно-пускового контейнера) за счёт давления, создаваемого в замкнутом объёме каким-либо источником, расположенным вне ракеты. Таким источником может служить, например, пороховой аккумулятор давления (ПАД) или парогазогенератор. Двигатель ракеты при этом запускается уже после того, как ракета выйдет из пусковой установки.
РЗ-25 (РЗ = «ракета зенитная», словесное название — «Даль», индекс ГРАУ — 5В11, по классификации НАТО — SA-5 Griffon) — советский опытный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия. Стационарного типа, многоканальный, предназначался для обороны больших площадей (комплекс зональной противовоздушной и противоракетной обороны).
Счетверённая установка — разновидность пулемётно-пушечного автоматического оружия, которая включает в себя малокалиберную автоматическую пушку с четырьмя стволами (четыре одноствольные пушки, две двухствольные или одну четырёхствольную) или четыре пулемёта, установленные на общем основании и оснащённые общими механизмами наведения и прицельными приспособлениями. Считается перспективной разновидностью оружия для выполнения задач противовоздушной обороны от низколетящих и внезапно появляющихся воздушных...
Телеуправление (ТУ) — управление положением или состоянием дискретных объектов и объектов с непрерывным множеством состояний методами и средствами телемеханики.
Инженерный танк (сапёрный танк) — специальный танк, многофункциональная инженерная бронированная машина на базе танкового шасси.
Система управления вооружением корабля или подводной лодки включает в себя радиолокационные, акустические, оптико-электронные, лазерные и другие системы наведения, средства автоматизации управления ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением, средствами противолодочной обороны (торпедными аппаратами, противолодочными ракетными комплексами, бомбомётами), противовоздушной обороны (зенитные ракетные и зенитные ракетно-артиллерийские комплексы), противоракетной обороны (противоракетные комплексы...
«Дон » — навигационная радиолокационная станция (РЛС) судового базирования с антенным постом. Предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. РЛС принята на вооружение в 1957 году.
Колёсный танк — неофициальный термин, употребляемый по отношению к ряду современных тяжёлых пушечных бронеавтомобилей (иногда классифицируемых также как колёсные истребители танков или машины огневой поддержки пехоты), основные характеристики которых близки к таковым у современных лёгких танков и даже основных танков.
Китолов — комплекс управляемого артиллерийского вооружения, разработанный в Тульском КБ Приборостроения.
Артиллерия большой и особой мощности , по официальной терминологии: «Артиллерия большой и особой мощности — наземная артиллерия, предназначенная для разрушения особо прочных сооружений, уничтожения (подавления) важных объектов в расположении противника». Это определение требует уточнения — артиллерия большой и особой мощности не просто наземная артиллерия, а мобильная артиллерия, способная перевозиться хотя бы по частям по грунтовой дороге. Иначе в артиллерию большой и особой мощности можно зачислить...
Зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) — комплекс, предназначенный для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, в первую очередь ударных вертолётов и штурмовой авиации, действующих на предельно малых, малых и средних высотах, а также для стрельбы по легкобронированным наземным и надводным целям. Как правило ЗРПК и ЗРАК (зенитный ракетно-артиллерийский комплекс) называют просто ЗРК (зенитный ракетный комплекс) или, при размещении комплекса на самоходной базе — ЗСУ (зенитная...
Баллистические ракеты
малой дальности (БРМД), а в терминах договора о ликвидации РСМД Баллистические ракеты меньшей дальности — баллистические ракеты дальностью действия от 500 до 1000 километров. Могут оснащаться ядерной боеголовкой.
9К96 «
Редут » (также Полимент-Редут) — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для кораблей класса эсминец, фрегат, корвет. Устанавливается на кораблях нового поколения ВМФ России.
АТ-С — советский средний гусеничный артиллерийский тягач. Предназначался для буксировки прицепов, перевозки людей и различных грузов по всем видам дорог и бездорожья.
КБА-105 «Шквал» — унифицированный башенный боевой модуль украинского производства, предназначенный для установки на боевые машины пехоты, бронетранспортёры и легкобронированную бронетехнику.
Боевая машина с тяжёлым вооружением (БМТВ) — класс боевых броневых машин, предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями, непосредственной поддержки войск на поле боя, ведения разведки.
Бумеранг-БМ — российский необитаемый боевой модуль, предназначенный для оснащения боевых машин пехоты К-17, Б-11 и Т-15. Модуль разработан тульским КБП, производится на заводе «Щегловский вал».
Карту́зное ору́дие — артиллерийское орудие, у которого порох в зарядном картузе вкладывается в камору (то есть без гильзы). Примером картузного орудия может служить 406-мм морская пушка Б-37.
Бомбодержатель — у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» — узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило — боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.
С-2 «
Сопка » (индекс ГРАУ 4К87, по кодификации НАТО: SSC-2B «Samlet» («молодой лосось»)) — советский подвижный береговой ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой «Комета». Принят на вооружение береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ СССР в 1958 году, активно поставлялся на экспорт в социалистические страны в 1960-х годах.
Стано́к — опора, предназначенная для закрепления стрелкового оружия, устанавливаемая на неподготовленную площадку, не имеющая механизмов для подачи патронов, прицельных приспособлений и обеспечивающая возможность перемещения стрелкового оружия при наводке и фиксации его в наведенном положении.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Корпус бронированной машины с V-образным днищем — конструктивное решение, используемое на колёсных боевых бронированных машинах (ББМ), в частности бронетранспортерах (БТР), боевых машинах пехоты (БМП) и некоторых разведывательно-дозорных машинах. Впервые применено в 1970-е годы на колёсных БМП Ратель и Buffel, созданных южноафриканской компанией Land Systems OMC.
Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).
Поддон снаряда или просто поддон — ведущая часть подкалиберных артиллерийских боеприпасов, которая во многих конструкциях снарядов немедленно после выстрела сбрасывается под действием набегающего потока воздуха или центробежной силы.
Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).
Круг (индекс ГРАУ — 2К11, по классификации НАТО — SA-4 Ganef) — советский зенитно-ракетный комплекс. Комплекс принят на вооружение в 1965 году.
ЗРК «
Кинжал » (Индекс ГРАУ — 3К95, экспортное наименование — Клинок, по классификации МО США и НАТО — SA-N-9 Gauntlet (рус. Латная рукавица)) — советский и российский многоканальный, всепогодный зенитно-ракетный комплекс морского базирования, предназначенный для отражения массированных налётов с применением средств воздушного нападения (низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб и т. п.) в ближней зоне (до 12 км).
«Зарница » — малогабаритная обзорная радиолокационная станция для торпедных катеров. Назначение — обнаружение надводных целей и выработка данных для управления торпедной атакой. Первая советская корабельная станция, которая обслуживалась одним человеком.
Реактивный снаряд (РС, эрэс) (с 1980-х годов принято обозначение неуправляемые ракеты ) — снаряд реактивной артиллерии наземного, морского, воздушного базирования и доставляемый к цели за счёт тяги собственного реактивного двигателя.
Система частично-орбитального бомбометания — советская программа разработки стратегических ракет в 1960-х годах, боевое оснащение которых после запуска и выхода на низкую околоземную орбиту, совершив неполный оборот по орбите, поражало цель на поверхности Земли. Такая система не имела ограничений по дальности стрельбы, а траектория орбитального полёта не позволяла прогнозировать точку прицеливания. Система позволяла наносить ракетно-ядерные удары по территории США по наименее ожидаемым траекториям...
Ракетное вооружение — комплекс технических средств, предназначенных для поражения живой силы и объектов противника посредством применения ракет.
«Бастион » (индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка») — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».
М-4 «
Оса-М » (индекс ГРАУ — 4К33, по классификации НАТО: SA-N-4 Gecko («Геккон»)) — российский автоматизированный военный корабельный двухбалочный зенитный ракетный комплекс, морской вариант ЗРК Оса. Спроектирован по единым тактико-техническим требованиям и существенных различий в их конструкции нет. ЗРК «Оса-М» полностью унифицирован с войсковым комплексом «Оса» по ракете 9М33 и на 70 % по системам управления, но имеет готовыми к пуску только две ЗУР, против четырёх (а позднее — шести) у сухопутной...
КБ «Краб» (КБ — «корабельная большая») — советская якорная морская мина. Имела две модификации — КБ-1 и её существенную модернизацию КБ-3, значительно улучшившую характеристики первой. Входила в состав минного вооружения кораблей различных проектов.
Тяжёлый огнемёт — разновидность струйного огнемёта. Характеризуется высокими огневой мощью и дальностью стрельбы, повышенным запасом огнесмеси, большой массой и требованием расчёта из нескольких огнемётчиков для обслуживания. Предназначается преимущественно для усиления обороны. Тяжёлые огнемёты, как правило, размещаются на лафетах.
«Ярс » или PC-24 (Индекс УРА РВСН 15П165М (шахтный) и 15П155М (подвижный) по договору СНВ РС-12М2Р) — российский стратегический ракетный комплекс с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой мобильного и шахтного базирования с разделяющейся головной частью.
Корабельная поисково-ударная группа (сокращённо КПУГ) — временная тактическая группа из надводных боевых кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок вероятного противника в заданном районе океана с целью обнаружения и последующего уничтожения. Обычно состоит из 2—4 противолодочных кораблей специальной постройки (эскадренных миноносцев, фрегатов, сторожевых кораблей). Для повышения боевой устойчивости КПУГ в её состав могут включаться корабли с зенитным ракетным вооружением, а...
«Тунджа »/«Тунджа-Сани» — самоходный миномёт на базе лёгкого бронированного тягача МТ-ЛБ.
Дидгори — семейство бронемашин, разработанных в Грузии. Название выбрано в честь Дидгорской битвы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Командование Чистопольской группы и начальник 4-го дивизиона предполагали продолжать успешно начатое наступление и в последующие дни, но дело осложнилось недостатком боеприпасов в дивизионе канонерок. Выйдя на
фронт, канонерки имели боевой запас по 250 снарядов каждая. Однако уже ко 2 мая половина снарядов была израсходована, а продолжение столь же интенсивного обстрела белых частей грозило канонеркам через сутки остаться вообще без боезапаса, поскольку снаряды еще не были посланы из Нижнего Новгорода с плавбазой. Такой большой расход снарядов произошел потому, что личный состав судов не имел предварительной подготовки для стрельбы по берегу.
Встречались
мины двух типов: управляемые и независимые. Мины, которые американские военные устанавливали для защиты гаваней и в зоне Панамского канала, были электроуправляемыми. При помощи системы проводов они соединялись в систему, что позволяло береговой станции при необходимости делать их опасными или безопасными. По команде с берега их можно было даже взорвать. Такие мины могли быть поставлены на якоря, обладая плавучестью и удерживаясь на определенной глубине с помощью кабеля и якоря, или устанавливались на дне.
Высокую оценку получил завод «САВОЙЯ МАРКЕТТИ – находится в Сесто-Календо на берегу озера Лаго Маджоре». Как отмечал Коваленко: «Культура производства и качество самолетов «САВОЙЯ МАРКЕТТИ» несомненно значительно выше, чем у «КАПРОНИ». Основная продукция – 3-моторный бомбардировщик «САВОЙЯ МАРКЕТТИ 79». Это лучший из всех имеющихся итальянских бомбардировщиков». «По моей оценке
завод в состоянии производить бомбардировщики «СМ-79» 25 – максимум 30 штук в месяц при 2-х сменах рабочих»[377].
Впервые необходимость создания моторизованных отрядов и
специальных десантных средств для участия в морской десантной операции была обоснована в штабе Ленинградского военного округа (ЛВО) под руководством М. Н. Тухачевского. В докладе наркому по военным и морским делам К. Е. Ворошилову командующий войсками ЛВО М. Н. Тухачевский 12 сентября 1929 г. писал, что опыт проведенных войсками ЛВО и силами Балтфлота нескольких морских десантных операций за последние годы показал «нашу чрезвычайную техническую немощь и тактическую отсталость в деле проведения десантных операций».[160] Этот вывод он подкрепил перечислением конкретных недостатков, выявленных в ходе проведенных ранее маневров.[161] Он обосновал, что состав существующих десантных отрядов не отвечает требованиям подвижности, необходимой огневой и ударной силы, не позволяет быстро закрепиться на берегу и захватить плацдарм способом «быстрого выбрасывания вперед сильных огнем и ударом единиц».[162]
1819-й САП в составе 12 СУ-85 во взаимодействии с полком 352-й стрелковой дивизии в 7.40 вышел в атаку боевым порядком линия, следуя непосредственно за боевыми порядками пехоты. К 15.00 самоходные установки достигли рощи на берегу Лучесы, северо-западнее деревни Голубые. До заветной железной дороги оставались считаные километры. Однако противник открыл сильный артогонь по боевым порядкам пехоты и
самоходным установкам. В результате боя сгорела одна СУ-85, еще четыре было подбито.
Итак, в качестве основной цели был выбран город Горький, расположенный на слиянии Оки и Волги в 400 километрах к востоку от Москвы. В городе находилось множество важных объектов, крупнейшим из которых был построенный в 1930–1932 годах Горьковский автозавод имени Молотова, расположенный в юго-западной части города на берегу Оки. При этом немецкая разведка предоставила командованию люфтваффе «важнейшие» данные о том, что якобы недельная продукция вышеупомянутого предприятия только по средним танкам Т-34 составляла чуть ли не 800 единиц! Исходя из этого получалось, что
почти все танки данного типа сходят с конвейеров ГАЗа. Откуда взялась эта фантастическая цифра, не совсем ясно[21]. Тем не менее эти «данные» были взяты за основу, и появились расхожие понятия «танковый завод в Горьком» и «головной завод красной танковой продукции».
После потопления «Блюхера» руководство группой перешло на «Лютцов». «Лютцов» подавил батареи орудиями калибра 15 см, но получил три тяжелые пробоины, в результате чего был ограничен в действиях. Командир корабля был убежден, что узкий проход Дрёбака нельзя было форсировать в это время. Так как одновременно со штабом морских групп на «Блюхере» утратил работоспособность также штаб 163-й дивизии, ввиду неясного положения в Осло было решено высадить армейские воинские части, находящиеся еще на «Лютцове», «Эмдене», «Мёве» и катерах-тральщиках, в Сонсбуктене, чтобы с суши и с моря атаковать Дрёбак и открыть дорогу на Осло. Теперь о соответствующей поддержке запросили военную авиацию. В 9 часов 10 минут была без сопротивления проведена высадка на берег. В Сонсбуктене, однако, к этому времени еще не были захвачены Рауёй и Болаерне.
Предназначенные для Болаерне штурмовые группы были снова взяты на борт катеров-тральщиков, после того как R-23 (штабсоберштурман Риксекер) удалось уничтожить норвежскую подводную лодку А-2. Посланная на Хортен группа также натолкнулась на сопротивление. R-17 был уничтожен артиллерийским огнем норвежского минного заградителя «Олаф Трюггвесон» при выгрузке с корабля армейских штурмовых групп. Этот же корабль обстрелял из орудий калибра 120 мм «Альбатрос», находившийся на удалении 55 морских миль.
17 августа 1942 г. в 15 ч. 20 мин. на свое первое задание в Европе в небо поднялись 12 бомбардировщиков В-17Е 97-й бомбовой группы 8-й воздушной армии США под охраной звеньев «Спитфайров» Королевских ВВС. В машине командира группы летел бригадный генерал Эйкер, 46-летний выходец из Техаса, опытный профессиональный летчик, командир
8-й бомбовой команды (официально наименования 8-й воздушной армии тогда еще не существовало). Его машина имела подходящее название – «Янки Дудл» (Yankee Doodle)[31]. Целью атаки была сортировочная железнодорожная станция в Гавре, на левом берегу Сены. С высоты 7000 метров эти «Летающие крепости» сбросили свой 16,5-тонный бомбовый груз и все до одной вернулись назад невредимыми. Главной задачей этой операции была «обкатка» экипажей в боевой обстановке. Она подтвердила американскую концепцию дневных налетов, от которых и англичане, и немцы отказались в свое время из-за больших потерь.
Основные усилия обороны были сосредоточены в пределах ее главной полосы. Однако к концу осени 1939 года основные фортификационные работы на этой полосе завершены еще не были. В состоянии боеготовности находилось (учитывая и недостроенный укрепузел Муолаанярви-Салменкайта) 74 старых одноамбразурных пулеметных ДОТа
фронтального огня, 48 новых и модернизированных ДОТов, имевших от одной до четырех пулеметных амбразур фланкирующего огня, 7 артиллерийских ДОТов и один пулеметно-артиллерийский капонир. В общей сложности по линии длиною около 140 километров от берега Финского залива до Ладожского озера было расположено 130 долговременных огневых сооружений. Западный фланг главной полосы обороны был удален от границы на 50 километров, а восточный – на 16 километров.
К середине XIX века основу морской британской мощи составляли парусные линейные корабли. Как писал английский историк Оскар Паркс: «В 1850 г. линейный корабль оставался по существу таким же, каким он был на протяжении предыдущих столетий – немного больший по размерам и сильнее вооруженный, но аналогичный по конструкции, точно так же влекомый вперед парусами и несущий несколько ярусов гладкоствольных орудий на прежнего
типа станках. Во времена, уже давно минувшие, британский линейный корабль бороздил моря как равный или даже превосходящий любое иностранное судно. Его скорость могла отличаться самое большее на один узел от хода любого его возможного оппонента. В открытом море он не опасался ничего. Не было ни тени чувства беззащитности от возможных атак миноносцев, подводных лодок или авиации, ни трепетных мыслей о вражеских минах или авиаторпедах, не было по сути дела ничего, за исключением разве жестокого шторма, сноса на подветренный берег или сосредоточенной атаки нескольких равноценных противников, что могло бы поколебать гордую уверенность парусного линейного корабля в собственной несокрушимости, принятую им на себя с полным на то правом»[32].
Между тем в годы Первой мировой войны германские линейные крейсера с предельной дистанции в течение нескольких минут обстреливали второстепенные британские порты и немедленно ретировались. Аналогично линейный крейсер «Гебен» выпустил несколько снарядов по Севастополю в 1914 г. Ущерб от них был минимальным, зато «Гебен» лишь из-за бестолковости наших начальников не взлетел на воздух на
крепостном, управляемом с берега, минном заграждении. Пост управления был закрыт, а ключи потеряли, ломать же дверь не решились.
Спустя несколько дней после визита генерала Фрича в марте 1936 года я сидел с фон Брауном и Риделем в Куммерсдорфе. Мы изучали планы проекта Пенемюнде и обсуждали, где на восточном берегу разместить испытательные стенды. В то же время мы прикидывали, что в северной части участка можно поставить испытательные
стенды для действительно крупных двигателей и для ракет в полной сборке.
Что касается наших перспектив, я придерживался мнения, что сложившиеся условия не благоприятствуют успеху действий подводных лодок. Проходя фьорды, лодки будут постоянно находиться вблизи берегов и противника, а значит, им придется большую часть пути следовать под водой. Короткие северные ночи обеспечивали лишь несколько часов темноты для подзарядки
батарей. При общих сложных навигационных условиях гладкая поверхность воды во фьордах увеличивает шансы противника обнаружить лодки. Кроме того, в условиях узкостей у подводных лодок имеется лишь крайне ограниченное пространство для маневрирования. Таковы были несомненные недостатки. Однако некоторые преимущества все же имелись.
Непосредственно перед тем, как штурмовые катера должны были пройти последние испытания в Гавре, в порту раздался ужасный взрыв, который потряс все суда, находившиеся в гавани, а также перевернул и потопил минный тральщик. Позднее на берегу были обнаружены обломки штурмового катера. В результате расследования выяснилось, что при испытании запального устройства член команды забыл предварительно извлечь взрыватель. Такое несчастливое начало не повлекло, тем не менее, задержки в исполнении всего мероприятия. Подобно уткам с утятами, тральщики вышли из гавани, ведя на буксире от трех до пяти катеров «линзе». Предполагалось довести их до самого устья реки Орн, а там отдать буксиры. Далее катера должны были своим ходом отправиться к своим намеченным целям. Но вскоре после отплытия ветреная погода на море вызвала большие трудности в буксировке. Некоторые катера переворачивались, другие рвали буксирные концы или набирали через борт воду и тоже шли ко дну. В такой обстановке многие катера предпочли самостоятельно направиться к ближайшему берегу, и, когда тральщики достигли точки назначения, только два звена – шесть катеров из первоначальных двадцати четырех – были способны отправиться на поиски противника. Видимость была скверная, и единственное, что они смогли сделать, так это, несмотря ни на что, выйти в море. В итоге катерам удалось добраться до ближайших точек побережья, занятого немцами. На этом провалившаяся операция и закончилась. Ее единственный положительный результат заключался в демонстрации того, что происходит, когда морякам приходится иметь дело
с катерами, спроектированными сухопутными «специалистами».
В 60-е годы ХХ века В.А. Грачевым и его сотрудниками
были разработаны уникальнейшие машины. На стенде в КБ можно увидеть, например, фото плавающего вездехода с реактивным двигателем; тот помогал машине прямо из воды взбираться на самый крутой, обрывистый берег. А самолетное шасси, опять-таки позаимствованное у авиаторов, позволило создать вездеход, способный буквально разворачиваться «на пятке». Тогда же был создан и плавающий автомобиль, которому и по сию пору принадлежит рекорд скорости движения по воде среди машин такого класса.
Однако не у всех эта концепция вызывала положительные эмоции. Опытный пехотный командир Фридрих Хоссбах (к началу войны с СССР – полковник, возглавлявший 82-й пехотный полк) позднее писал: «Появление в армии моторов уничтожило это проверенное веками уважительное отношение к пехоте. Лучшие дороги стали отдавать в распоряжение моторизованных и механизированных соединений, чтобы лучше использовать их подвижность и беречь их материальную часть. В распоряжении пехоты остались самые плохие дороги. Такой подход показался обоснованным в условиях Западной Европы с ее сетью превосходных дорог. Однако в условиях бездорожья восточного театра военных действий такая тактика привела к резкому затруднению продвижения пехотных частей».[6] Далее Хоссбах выразился даже резче: «Высокопоставленные командиры и их помощники […] в большой мере утратили представление о границах возможного». Своя правда в этих словах есть – действовавшей совместно с танковыми соединениями пехоте действительно приходилось трудно, и неизбежно возникали трения относительно использования «панцерштрассе». Тем не менее проблема не была всеобщей: танковые группы наступали на ключевых направлениях, оставляя
немало места для маневрирования пехоты на направлениях вспомогательных. Здесь пехота вермахта могла наступать, не оглядываясь на выбор дорог подвижными частями.
Во второй половине дня 19 января 1915 г. с баз на побережье Гельголандской бухты поднялись и взяли курс на Англию три германских цеппелина: LZ-24 «L-3», LZ-27 «L-4» и LZ-31 «L-6». Это были однотипные воздушные суда объемом 22 470 м3, длиной 158 м и диаметром 15 м.
Три двигателя позволяли им развивать скорость в 80 км/ч. Из-за возникших неполадок в двигателе L-6 был вынужден над Северным морем повернуть обратно, а два оставшихся цеппелина около 20.00 появились над британским берегом. В 20.25 в районе Грейт-Ярмута с L-3 были сброшены девять бомб, при взрыве которых были убиты два и ранены три человека. L-3 полетел северо-западным курсом вдоль побережья и сбросил на поселки Шерингхэм, Торнхэм, Бранкастер, Хишем, Снеттишем и город Кингс-Линн несколько зажигательных и семь фугасных бомб, в результате чего погибли еще два человека и 13 других получили ранения. Это был первый налет германских дирижаблей на Англию.
Англия воспользовалась наступившим затишьем у берегов. Правительство вынесло решение заблокировать флот открытого моря на ограниченной территории. Минные заграждения, установленные англичанами, не
давали немецким дредноутам возможности свободного плавания. Тогда объединению немецких кораблей пришлось совершать специальные рейсы и расчищать проходы в минных полях. В результате немецкие корабли двигались только вдоль предварительно проложенных путей, что значительно затрудняло их перемещение.
Учитывая близость фронтовых частей и резервов противника к району высадки, устав уделял особое внимание скрытности подготовки и внезапности, стремительному переходу и высадке десанта, выбору наиболее выгодных участков высадки, надежному обеспечению и организации взаимодействия десанта с частями, действующими с фронта. Бой за высадку и саму высадку десанта рекомендовалось проводить в темноте, с расчетом окончания развертывания войск десанта на берегу до рассвета. Высадку первого и последующих эшелонов рекомендовалось производить стремительно,
при непосредственной огневой поддержке корабельной артиллерии, танков, десанта и авиации, подавляя систему ПДО (батареи, огневые точки, прожекторы).
Для поддержки немецкого контрнаступления были временно сосредоточены крупные авиационные соединения: две немецкие истребительные авиационные группы, усиленные румынскими и словацкими эскадрильями истребителей, две авиационные группы пикирующих бомбардировщиков и одна бомбардировочная эскадра, состоявшая из двух авиационных групп[13]. Эти авиационные соединения попытались разгромить противника, засевшего на плацдарме, сбросив на него необычно много
для Восточного фронта мощных бомб. Однако в этой совершенно непросматриваемой горной местности с множеством расщелин и заросшей густым кустарником было очень трудно обнаружить цели бомбометания. Именно сложностью горного рельефа можно было объяснить и неудачную бомбардировку собственной передовой, повлекшую много жертв среди наших пехотинцев. Все это время противник продолжал ожесточенно сопротивляться. При этом эффективную поддержку ему оказывала советская артиллерия, занимавшая хорошо замаскированные позиции на другом берегу Цемесской бухты, которую никак не удавалось заставить замолчать даже массированными бомбардировками.
Имея четкую информацию о ледовой обстановке, получаемую с самолета ледовой разведки и со своего бортового вертолета, рекомендации Амдерминского УГМС о пути следования, караван 6 апреля вышел на траверс мыса
Харасавэй. До точки выгрузки на припае, от которой была проложена трасса на берег, оставалось 25 миль. Но припайный лед толщиной полтора метра был сильно всторошен. Атомоход какое-то время пытался двигаться, ведя «на усах» дизель-электроход, но вскоре совместное движение стало невозможным. Был отдан буксир. Ледокол начал ударами прокладывать канал. Работа шла крайне медленно – с одного удара удавалось продвинуться не более чем на полкорпуса. Мешало также облипание атомохода льдом, с которым в то время еще не умели бороться (системы пневмообмыва появились позже).