Связанные понятия
Кордельеры (фр. Club des Cordeliers) — политический клуб в эпоху французской революции, известный сначала под именем клуба «Друзей прав человека»; собирался в предместье Сен-Антуан (фр. Saint-Antoine), в старом монастыре кордельеров (или, иначе, францисканцев), отчего и получил своё название. Здесь сначала происходили только беседы о нравственных и политических вопросах, но скоро стали страстно обсуждаться и жгучие вопросы дня. В своих принципах кордельеры сходились с якобинцами, участвовали в их...
Жирондисты (фр. Girondins) — одна из политических партий в эпоху Великой Французской революции.
Санкюло́ты (фр. sans-culottes — «без кюлотов») — название революционно настроенных представителей «третьего сословия» в Париже во время Великой Французской революции, преимущественно мелких буржуа.
Якоби́нцы (фр. Jacobins) — участники Якобинского клуба (фр. Club des Jacobins; Jacobins; Société des Jacobins, Amis de la Liberté et de l’Égalité), французского политического клуба эпохи Великой французской революции — самое известное и влиятельное политическое движение революции, связанное с определением радикального эгалитаризма, республиканизма и применения насилия в достижении целей, приведших к созданию революционного правительства 1793-1794 годов.
Максимум цен (фр. maximum général) — во французской правовой системе название определенной законом высшей платы, которую дозволяется брать за продаваемые товары; понятие получило особую известность в годы Великой революции, когда якобинцы приняли два знаменитых закона о максимуме цен.
Упоминания в литературе
Здесь «красный террор» пошел универсальной дорогой всех подобных революций, начиная с обострения якобинского террора в годы Французской революции после подавления первых же серьезных выступлений роялистов (тогдашних монархистов), жирондистов (схожих с нашими кадетами или меньшевиками), «
бешеных » (аналогом наших эсеров). В истории тайного сыска в Российском государстве прецедентов такому «красному террору» ЧК не было до 1918 года, даже террор опричнины при Иване Грозном при некотором внешнем сходстве по многим показателям имеет другой характер. А вот в мировой истории именно «чрезвычайка» Конвента якобинцев Французской революции во главе с «якобинским Дзержинским» – Шарлем Ронселем является прямым предком нашей ЧК. Француз Ронсель в мировой истории является прародителем всех чекистов, хотя его имя на торжественных собраниях 20 декабря почему-то никогда не поминают. Даже термин «революционный террор» заимствован чекистами нашей революции у этой службы безопасности Конвента, как и многие его характерные приемы: расстрелы заложников по спискам без определения вины конкретного лица, утопленные на баржах с пробитым дном обреченные люди, показательные расправы со священниками и так далее. В ответ на многочисленные тогда аналогии работы его ЧК с якобинским террором в его разгар Ленину оставалось лишь явно растерянно парировать: «Верно, мы арестовываем, но ведь гильотинами головы не рубим и, надеюсь, не будем!» Даже в этом «надеюсь» сквозит некая растерянность и неуверенность в том, что до гильотины у них не дойдет. Их затем и не было, но были события страшнее любых гильотин, перед ними выходки опьяненных революцией парижских санкюлотов вскоре поблекнут.
Чтобы скрыть и оправдать зверства ЧК, Ленин и его окружение использовали любые предлоги, причем с цинизмом необыкновенным. В марте 1922 г. в результате массовых изъятий продовольствия большевики вызвали первый голодомор в Поволжье. И вот именно тогда под предлогом помощи голодающим Ленин потребовал организовать изъятие церковных ценностей якобы «для нужд мировой революции». В своей записке в Политбюро он писал: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов (вот она, долгожданная «революционная ситуация». – В.Б.), мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой
бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше (выделено мной. – В.Б.); надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Чекисты вселяли ужас своими зверствами, как видим, с дальним прицелом. Страх перед ЧК, подлинный ужас перед кровавым произволом большевиков должен был послужить укреплению их власти.
Кроме того, анархисты считали, что среди последователей Маркса было слишком много интеллектуалов, способных в потоке слов утопить любое намерение действовать. В идеологических дебатах и в боях за политическое лидерство они еще до начала схватки с царизмом истощили все свои силы. Летом 1903 года группа свежеиспеченных анархистов из Белостока побывала на II съезде социал-демократической партии. Он предстал перед ними как разочаровывающий спектакль, состоявший из организационных свар и теоретических драк с вырыванием волос. Этот съезд закончился расколом марксистского движения на две непримиримые фракции – меньшевиков и большевиков. Как объявили анархисты, идеологическое оружие социал-демократов потеряло «революционный размах» и энергию. Вместо того чтобы вести пустые разговоры, «
бешеные » из Белостока потребовали «прямых действий» по уничтожению тиранического государства, которое они считали воплощением зла и источником всех страданий России.
Основным содержанием внутренней и внешней политики фашистов являлась подготовка к войне. Геринг официально провозгласил лозунг «Пушки вместо масла», проведение которого означало
бешеную гонку вооружений, которую можно было выдержать несколько лет без войны, а потом, как заявлял Гитлер перед представителями высшего немецкого командования, «нам не остается ничего другого, как только действовать».[23]
Вопрос о форме репрессии или об ее степени, конечно, не является «принципиальным». Это вопрос целесообразности. В революционную эпоху отброшенная от власти партия, которая не мирится с устойчивостью правящей партии и доказывает это своей
бешеной борьбой против нее, не может быть устрашена угрозой тюремного заключения, так как она не верит в его длительность. Именно этим простым, но решающим фактом объясняется широкое применение расстрелов в гражданской войне.
Связанные понятия (продолжение)
Монтанья́ры (фр. Montagnards — люди на вершине, горцы) — политическая партия, образовавшаяся во время Великой французской революции. С открытия Законодательного собрания 1 октября 1791 года монтаньяры занимали верхние ряды левой стороны, откуда и произошло название их партии — «вершина», «гора» (фр. La Montagne).
Эбертисты — сложное крайне левое общественно-политическое движение времен Великой Французской Революции, судьба которого тесно связана со становлением, деятельностью и падением якобинской республики, выражавшее интересы городских низов и мелкой буржуазии. Лидеры этой наиболее хорошо организованной санкюлотской группировки занимали прочные позиции в руководстве «Клуба кордельеров» и Парижской Коммуны, распространяя своё влияние на народные массы, в том числе и с помощью периодической печати (газета...
Термидорианский переворот — государственный переворот, произошедший 27 июля 1794 года (9 термидора II года по республиканскому календарю) во Франции и ставший одним из ключевых событий Великой французской революции. Привёл к аресту и казни Максимилиана Робеспьера и его сторонников, положил конец эпохе революционного террора, а заодно — и революционных преобразований, и открыл период Термидорианской реакции. Само событие участники и победители определяли как «Революция 9 термидора» (фр. révolution...
Суд над Людо́виком XVI (фр. procès de Louis XVI) — в революционной Франции, проходивший в парижском дворце Тюильри с 10 по 26 декабря 1792 года судебный процесс над бывшим королём Людовиком XVI, на момент суда — французским гражданином Луи Капетом (Louis Capet), судимым депутатами Национального конвента.
Расстрел на Марсовом поле (фр. Fusillade du Champ-de-Mars) или резня на Марсовом поле во время Великой французской революции — расстрел безоружной демонстрации в поддержку петиции о ликвидации монархии 17 июля 1791 года.
Бланки́зм — левое революционное течение, отдающее приоритет заговорщической деятельности и террору против властей. Названо по имени своего главного идеолога — социалиста-утописта Луи Огюста Бланки.
Термидор (фр. thermidor, от греч. θέρμη — тепло, жар и δῶρον — дар) — 11-й месяц (19/20 июля — 17/18 августа) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806. Также термидором называют термидорианский переворот, в результате которого была ликвидирована якобинская диктатура и был положен конец Французской революции.
Ультрарояли́сты (фр. ultraroyaliste), также ультра́ (фр. ultras) — политическая группировка во Франции в период реставрации Бурбонов (1814—1830), представлявшая собой крайнее правое (реакционное) крыло монархистов.
Республиканский союз (фр. Union républicaine) или оппортунисты (от лат. opportunitas — удобство), также партия Гамбетты, — политическая левоцентристская группировка во Франции, основанная в феврале 1871 года Леоном Гамбетта.
Культ Ра́зума (фр. Culte de la Raison) — один из элементов процесса дехристианизации во время Французской революции. Создан Пьером Гаспаром Шометтом, Жаком-Рене Эбером и их последователями (см. Эбертисты) с намерением упразднить христианскую религию во Франции.
Национальные мастерские (фр. les ateliers nationaux) — мастерские для безработных пролетариев во Франции; впервые были устроены в Париже и других городах в 1789 г., но не получили распространения и скоро, вследствие их дороговизны, были уничтожены. Гораздо бо́льшую роль национальные мастерские сыграли в марте-июне 1848 г., после февральской революции.
Законодательное собрание (фр. Assemblée nationale législative) — представительное учреждение с законодательной властью, установленное во Франции конституцией 1791 года. Этому собранию, составлявшему единственную палату и заключавшему в себе 745 членов, выбранных на два года, конституция давала право издавать законы (с отсрочивающим вето короля), вотировать налоги, определять количество сухопутных и морских сил, объявлять войну, ратифицировать мирные и коммерческие трактаты и возбуждать перед верховным...
Бонапартисты — французская политическая партия XIX века, отстаивавшая воссоздание Французской империи во главе с одним из членов семейства Бонапартов.
Национа́льный Конве́нт (фр. Convention nationale) — высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики во время Великой французской революции, действовавший с 21 сентября 1792 по 26 октября 1795. Законодательное собрание после восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию, постановило приостановить короля Людовика XVI в его функциях и созвать национальный Конвент для выработки новой конституции. Выборы в Конвент были двухстепенными, в них участвовали все мужчины (исключая...
Сентябрьская революция 1870 года — термин российских историков для революции 3-4 сентября 1870 г. во Франции, свергнувшей Наполеона III и положившей начало Третьей республике; во французской исторической классификации такой термин не используется.
Бабуви́зм (фр. Babouvisme) — политическое учение, построенное на основе идей утопического социализма и, в первую очередь, идеи полного социального равенства всех людей. Возникло в конце XVIII века в революционной Франции и было названо в честь французского революционера Гракха Бабёфа. Часто характеризуется как предшественник научного коммунизма.
Комите́т обще́ственного спасе́ния (фр. Comité de salut public) — один из многочисленных комитетов Национального Конвента Франции, который к осени 1793 года сосредоточил в своих руках всю верховную власть в революционной Франции — назначал и смещал чиновников, послов, генералов в действующей армии. Принимал решения об арестах, распоряжался специальным финансовым фондом. Решения Комитета беспрекословно утверждались Конвентом и становились законами.
Брюме́р (фр. brumaire, от brume — «туман») — второй месяц (22/23 октября — 20/21 ноября) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806 года. Вместе с предшествующим ему вандемьером и следующим за ним фримером составляет осенний квартал (фр. mois d’automne).
Банкеты реформистов или реформистские банкеты — движение оппозиции за избирательную реформу во Франции под конец правления Луи-Филиппа (1847—1849), новый способ выражения политических взглядов и стремлений оппозиции, не имевшей возможности влиять на правительство через палату, в которой значительное большинство было на стороне министерства, и главным образом заключавшихся в требовании избирательной реформы. Мысль об организации банкетов была подана депутатом Одилоном Барро. С июля 1847 по февраль...
Клубы времён революции — французские политические клубы эпохи революции; собрания нового типа — народные общества, где граждане рассуждали о политических делах.
Культ Верховного Существа (фр. Culte de l'Être suprême) — религиозный культ, внедрявшийся во время Великой французской революции в 1794 году в виде ряда официальных государственно-революционных празднеств.
Бонапартизм — термин, изначально употреблявшийся для обозначения режимов Наполеона Бонапарта и Луи Бонапарта. Далее термин употреблялся для описания любой контрреволюционной диктатуры крупной буржуазии, лавирующей между борющимися классами в условиях неустойчивого социального равновесия.
Бегство в Варенн 20—21 июня 1791 года — эпизод Французской революции, безуспешная попытка короля Людовика XVI и его семьи бежать из революционного Парижа и добраться до лагеря роялистов в Монмеди. Явившись подтверждением предательства со стороны короля, это событие сыграло большую роль в развитии революции, укреплении республиканских идей и установлении Первой французской республики.
Рояли́сты — сторонники монархической формы правления, монархисты. При этом роялисты поддерживают конкретного монарха. Чаще всего термин «роялист» применяется к стороннику текущего режима, или режима, который недавно был свергнут, чтобы образовать республику.
Сентябрьские расправы (фр. Massacres de septembre) — трагический эпизод Великой французской революции, массовые убийства заключённых в Париже, Лионе, Версале и других городах, произведённые революционной толпой в начале сентября 1792 года.
Фриме́р (фр. frimaire, от frimas — иней, изморозь) — 3-й месяц (21/23 ноября — 20/22 декабря) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806. Фример является последним, третьим месяцем осеннего квартала (фр. mois d'automne). За ним следует первый зимний месяц — нивоз.
Закон о подозрительных (фр. Loi des suspects) — название принятого во Франции, в период революционного террора, декрета от 17 сентября 1793 года («Décret du 17 septembre 1793 relatif aux gens suspects») в отношении так называемых «подозрительных» лиц. Это постановление конвента было принято стараниями Мерлена из Дуэ и КамбасересаАннулирован в октябре 1795 года, на момент установления Директории.
Втора́я Францу́зская респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря...
Вре́менное ко́нсульство — период в истории Франции от государственного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года) до принятия Конституции VIII года (24 декабря 1799 года). Характеризовался постепенным усилением власти Наполеона Бонапарта.
Вандемье́рский мяте́ж (фр. Insurrection royaliste du 13 vendémiaire an IV) — в Париже вооружённое выступление роялистов 3—5 октября (11—13 вандемьера) 1795 года против Национального конвента, подавленное Баррасом при помощи генерала Бонапарта.
«Отечество в опасности » (фр. La patrie en danger) — декрет (декларация) Законодательного собрания Франции от 11 июля 1792 года. Декларация была принята в ответ на угрозы, нависшие в этот момент над Французской революцией. Угрозы исходили как от внешних врагов (коалиция Пруссии и Австрии), так и от внутренних (бывшие дворяне и неприсягнувшие священники). Идея призыва всей нации на борьбу с врагами революции получила широкую поддержку в Законодательном собрании. Объявление Отечества в опасности сыграло...
Парижская коммуна , (фр. Commune de Paris) — революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну.
Французское королевство (фр. Royaume français) ― недолго существовавший режим конституционной монархии во Франции, осуществлявший власть с 3 сентября 1791 года по 21 сентября 1792 года. Этот режим был первой конституционной монархией во Франции. Законодательное собрание временно отстранило короля 11 августа после штурма дворца Тюильри. Сформированное в ходе выборов Учредительное собрание упразднило монархию 21 сентября 1792, тем самым подведя к концу период непрерывного правления династии Бурбонов...
Подробнее: Французская конституционная монархия
Первая Французская республика , официально «Французская республика» (фр. République française), период французской истории с 1792 по 1804 год. Республика была провозглашена 21 сентября 1792 года во время французской революции, в этот день формально был смещён Людовик XVI. Официально республика просуществовала вплоть до образования Первой французской империи в 1804 году действующим первым консулом Наполеоном Бонапартом, провозгласившим себя императором.
Сенсимони́зм — течение социального утопизма, основанное графом Анри де Сен-Симоном. Догматизация учения привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту.
История Франции в долгом XIX веке охватывает период с 1789 года по 1914 год и включает исторические события начиная с Великой французской революции и вплоть до начала Первой мировой войны, а именно...
Легитими́зм (от лат. legitimus, фр. légitime, «законный») — политическая теория в Западной Европе (преимущественно во Франции), признающая историческое право династий на решение основных принципов государственного устройства.
Ванде́йский мяте́ж (фр. Guerre de Vendée, Вандейская война) — гражданская война между сторонниками и противниками революционного движения на западе Франции, преимущественно в Вандее, длившаяся с 1793 по 1796 год. Вместе с шуанерией, разворачивавшейся на правом берегу Луары, иногда объединяется под названием «Во́йны на западе».
Национальные имущества (фр. Biens nationaux) — в революционной Франции конфискованные, в силу постановлений Национального собрания и Конвента, и объявленные национальной собственностью имущества церкви и эмигрантов. Включали земли, здания, ренты с земель и проч.
Вели́кая францу́зская револю́ция (фр. Révolution française) — крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране Старого порядка (фр. Ancien Régime) и абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики (сентябрь 1792 года) де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».
Упоминания в литературе (продолжение)
Что касается Гапона, сыгравшего столь незавидную роль, то он бежал за границу. Поначалу пользовался в эмиграции
бешеной популярностью. Лондонская «Таймс» платила ему огромные гонорары за каждую строчку воспоминаний. Кстати, при этом выяснилось, что российские социалистические партии еще ничего толком не сделали для развития революции! Делал «кто-то» другой – за них. Зато теперь эсеры и социал-демократы принялись перетягивать Гапона к себе. Каждая партия желала представить его «своим» человеком. В этом случае они смогли бы приписать себе массовое рабочее движение в Питере. Гапона обхаживали и Ленин, и другие лидеры. Он зазнался, попытался играть самостоятельную роль. Но через некоторое время на него был состряпан компромат и подброшен эсеровским боевикам. Его и прикончили – он слишком много знал. Рутенберг в скандалах не светился и сделал куда более успешную карьеру. Впоследствии он уехал на Ближний Восток, стал председателем «Национального комитета» еврейских поселений в Палестине – первого фактического правительства Израиля.
Пока казаки демонстрировали хорошую дисциплину, в отличие от остальных войск, но им все же не удалось избежать влияния революционной атмосферы. Усталость от войны и разочарование политикой правительства затронули и их, а пропаганда большевиков посеяла недовольство. Радикализм фронтовиков создал барьер, отделяющий их от старших казаков, продолжающих придерживаться старых принципов. Серьезные различия во мнениях между старшим и новым поколением казаков проявились после Октябрьской революции. Эта разобщенность поколений сильно препятствовала правительству в Новочеркасске и Екатеринодаре противостоять
бешеной атаке большевиков.
Пока казаки демонстрировали хорошую дисциплину, в отличие от остальных войск, но им все же не удалось избегать влияния революционной атмосферы. Усталость от войны и разочарование политикой правительства затронули и их, а пропаганда большевиков посеяла недовольство. Радикализм фронтовиков создал барьер, отделяющий их от старших казаков, продолжающих придерживаться старых принципов. Серьезные различия во мнениях между старшим и новым поколением казаков проявились после Октябрьской революции. Эта разобщенность поколений сильно препятствовала правительству в Новочеркасске и Екатеринодаре противостоять
бешеной атаке большевиков.
Я слушал доклад в трансляции и был поражен тем, насколько рабски проглотил пятитысячный Съезд этот смертный приговор власти трудящихся. Так проводил Горбачев провозглашенный им «процесс преодоления отчуждения человека от власти», «необходимость довести нашу государственность до общенародной в полном объеме этого понятия». (Там же. С. 50–53). В результате мы получили
бешеную кампанию в печати против пресловутых «кухарок» и «кухаркиных детей» в руководящих органах; прославление «умных юристов» и сомнительной «элиты»; преимущественные возможности избираться для лиц, располагающих свободным временем, связями, деньгами.
В 1868 году рядом со столицей стали действовать «
бешеные социалисты» (терминология мексиканской прессы того времени), последователи учения некого Плотино Родаканати, который именовал Христа «божественным социалистом человечества». Основным требованием повстанцев был раздел помещичьих земель. «Мы хотим социализма, мы хотим разрушить нынешнее злое государство эксплуататоров… Мы хотим мирно обрабатывать собственную землю».[55]
К тому времени, когда Ленин выдвинул этот тезис, в России – при сильном товарном голоде, простаивали немалые производственные мощности. Капиталисты начинали сворачивать и имеющееся производство, чтобы иметь рычаг для давления на рабочих, то есть проводили политику локаута (от английского «lok-out» – «запирать дверь перед кем-либо»). С другой стороны, в стране развилась
бешеная спекуляция, поэтому для трудящихся России в 1917 году и этот ленинский тезис в особых комментариях не нуждался.
К тому времени, когда Ленин выдвинул этот тезис, в России – при сильном товарном голоде – простаивали немалые производственные мощности. Капиталисты начинали сворачивать и имеющееся производство, чтобы иметь рычаг для давления на рабочих, то есть проводили политику локаута (от английского «lok-out» – «запирать дверь перед кем-либо»). С другой стороны, в стране развилась
бешеная спекуляция, поэтому для трудящихся России в 1917 году и этот ленинский тезис в особых комментариях не нуждался.
Троцкий, этот новоявленный Бар-Кохба[1], управляемый закулисными фарисеями, горел желанием запалить революционную войну для овладения всем миром. Но для этого нужна была сильная армия – для действий в международном масштабе. И Троцкий стал с
бешеной активностью создавать Красную армию.
ПО ЛИЧНОМУ ПРИКАЗУ КАДДАФИ 5 АПРЕЛЯ 1986 ГОДА ЛИВИЙСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ УСТРОИЛИ ТЕРАКТ В ЗАПАДНОМ БЕРЛИНЕ, НА ДИСКОТЕКЕ LA BELLE, ПОПУЛЯРНОЙ СРЕДИ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ТРОЕ ПОГИБШИХ, 200 РАНЕНЫХ… ИМЕННО ТОГДА РОНАЛЬД РЕЙГАН НАЗВАЛ ЛИВИЙСКОГО ДИКТАТОРА
БЕШЕНЫМ ПСОМ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. ЭТОТ АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ НЕ ПРОЩАЛ УНИЖЕНИЙ АМЕРИКИ. ОН ОТДАЛ ПРИКАЗ О БОМБАРДИРОВКЕ ПЯТИ ОБЪЕКТОВ В ТРИПОЛИ И БЕНГАЗИ. 15 АПРЕЛЯ В ХОДЕ ВОЗДУШНОГО НАЛЕТА ПОГИБЛИ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЯЯ ПРИЕМНАЯ ДОЧЬ КАДДАФИ.
Мы должны, однако, заявить, что если миф о Грузии, подобно многим другим, не лишен поэтических достоинств, то, подобно всем мифам, он расходится с действительностью. Точнее говоря, грузинский миф есть сплошная ложь, в которой повинно не народное творчество, а машинное производство капиталистической печати. Ложь и только ложь лежит в основе
бешеной антисоветской агитации, в которой лидеры II Интернационала играют первую скрипку. И шаг за шагом мы это покажем.
Бешеная пропаганда реванша и войны развернулась в гитлеровской Германии с особенной силой.
«На рассвете 15 августа воодушевленные
бешеными речами Отца колесные полчища Объединенных Земель ринулись вперед. Катающиеся мины прокладывали путь пехоте в противогазных шлемах, длинные – в сорок метров, – низко летящие снаряды быстро разрушили пограничные укрепления противника, и словацкие крестьяне удивленно смотрели, как с грохотом развертывается перед ними несокрушимая военная машина Астера. <…>
Весь вечер и всю ночь русскоязычная псевдоинтеллигенция и «мастера культуры» в
бешеной злобе, с пеной изо рта, в ужасе ожидая справедливого возмездия от Народа, визжали, рычали, орали с экранов телевизоров: «раздавите гадину!», требовали немедленного уничтожения всех восставших людей. Выродки и дегенераты выявили себя своей звериной ненавистью к русским людям.
Борис Савинков с его
бешеной энергией, с его даром убеждать, с его почти дьявольским обаянием взялся организовать антибольшевистское восстание.