Связанные понятия
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
Именная ваза — ваза анонимного создателя, по которой можно выделить и идентифицировать конкретнного мастера. Тогда автор получает своё условное имя по названию самой вазы (вазописец Великого Афинского канфара, вазописец Лондонской пелики), или по названию сцены (вазописец Хоэфоры, вазописец ада, вазописец Илиуперса или вазописец свадеб), или фигур, изображенных на вазе (например, вазописец Афродиты, вазописец Дария, вазописец Пана и другие).
Бриг — условное наименование древнегреческого художника, автора росписей краснофигурных ваз периода ранней классики.
Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.
Ги́дрия (др.-греч. ὑδρία), иначе кальпида (κάλπις) — древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.
Инталия (от итал. intaglio «резьба; резьба по камню») — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. В противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа.
Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.
Погреба́льная ма́ска — изделие декоративно-прикладного искусства, иногда из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины; у алеутов — из китового уса), которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
Крате́р (др.-греч. κεράννυμι — «смешиваю») — древнегреческий сосуд из металла или глины, реже — мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.
Расписная стоя , Пэкила или Пойкиле, Пёстрая стоа (греч. Ποικίλη Στοά), стоя Писианакта (Πεισιανάκτειος) — стоа, одна из самых знаменитых построек древних Афин. Расположена на северной стороне афинской агоры. В V веке до н. э. была известна стенной росписью, выполненной на деревянных панелях на стенах. Здесь находились «Взятый Илион» Полигнота, «Амазономахия» Микона, исполненная Миконом и Панэном многофигурная «Марафонская битва», «Битва при Эное» неизвестного автора и трофеи битвы на острове Сфактерия...
Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.).
Люстр (от фр. lustre — глянец, блеск, лат. lustro — освещаю) — красители для росписи керамики, придающие изделиям металлический или перламутровый блеск различных оттенков.
Кру́глая скульпту́ра — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра.
Дипилонские амфоры — архаические аттические амфоры, украшенные погребальными сценами в геометрическом стиле, достигающие 1,5 метров в высоту.
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический...
Строгий стиль был основным стилем греческой скульптуры в период ранней классики, то есть приблизительно 490—450 гг. до н. э. Он отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца V столетия. Этот стиль был распространен во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Возможно, наиболее великолепное воплощение строгого стиля — это метопы Храма Зевса в...
Софи́т , соффит (итал. soffito — потолок) в архитектуре — обращённая вниз поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других архитектурных деталей, часто имеющая декоративную обработку.
Ларарий (лат. lararium, от лат. «lares») — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Амфипростиль (др.-греч. ἀμφιπροστῦλος: ἀμφι- — приставка со значением двойственности, προ- — впереди, στῦλος — колонна) — тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем.
Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. χρυσός — золото и ελεφάντινος — слоновая кость в род.п.; вариант — хризоэлефантинная) — скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы.
Фракийский шлем — наиболее неопределенный тип шлема. Создается впечатление, что в этот класс сваливают все шлемы, отличные от классических греческих и римских. Часто фригийские шлемы называют фракийскими. Если следовать признакам известного шлема гладиаторов-фракийцев, то фракийским следует считать шлем с высоким металлическим гребнем или иным украшением (фигурка зверя) на макушке. До римского времени обычно называют фракийским тип...
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумеров. Артефакт датируется серединой III тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см.
Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).
«Умирающий галл » — сохранившаяся на Капитолии мраморная римская копия с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который был изготовлен по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Не исключено, что оригинал вышел из-под резца придворного ваятеля Эпигона.
Тана́грские статуэ́тки — наиболее распространённый тип древнегреческих терракотовых статуэток эпохи эллинизма, вершина античной коропластики.
Ламбреке́н (фр. lambrequin) — горизонтальная декоративная драпировка, расположенная в верхней части шторной композиции, проёма окна или двери в виде короткого декоративного элемента во всю ширину карниза. Часто выполняется из плотной ткани посаженной на бандо, может иметь дополнительные декоративные элементы в виде кистей, воланов, ритмически расположенных вырезов, например, в виде зубцов.
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером.
Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня». Изделия, выполненные...
Про́стиль (от др.-греч. πρό — впереди и στῦλος — колонна) — тип античного храма.
«Дорифо́р » (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э.
По теме
Античное искусство должна быть отдельная статья, а не страница значений. После создания основной статьи страницу значений, если в ней будет необходимость, переименуйте в Античное искусство (значения).Анти́чное иску́сство (от лат. antiquus, древний) — искусство античной эпохи; искусство, прежде всего, Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима...
Фесто́н (фр. feston, итал. festone, от лат. festo — праздничная гирлянда, лат. festum — праздничный) — декоративный элемент в архитектуре. Изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Иногда наряду с этим могут изображаться черепа животных или маски (т. н. «букраний» и «маскарон» соответственно). Происходит от древнеримских украшений, когда листья, цветы или фрукты обвязывали лентами.
Тератология (от греч. τέρας, генетив греч. τέρατος — «чудовище, урод, уродство» и греч. λογος — учение) — стиль средневекового графического искусства (в орнаменте, заставках, инициалах и т. п.), основанный на нагромождении чудовищно-фантастических образов, звериных, зооморфных и антропоморфных мотивов.
Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.
Альбарелло (итал. Albarello) — разновидность аптекарского сосуда, распространенная в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения. Сосуды предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств. Центрами изготовления альбарелло были Испания, Франция, Голландия и итальянские города: Флоренция, Дерута и Фаэнца.
Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.
Букраний , множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.
Консульские диптихи — в Византии диптихи (таблички для записей) из слоновой кости, вручавшиеся консулам в ознаменование их вступления в должность.Изготовление консульских диптихов предусмотрено в кодексе императора Феодосия (438 год), но известны и более ранние экземпляры (самый старый из известных датирован 406 годом). Диптихи прекратили своё существование при Юстиниане I (последний диптих датирован 541 годом).
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Криофор , Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке...
Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы, появившиеся в Древней Греции после «темных веков». По названию местности к северо-западу от Древней Греции (Иллирия), где часто находят такие шлемы, они получили название иллирийских.
Подробнее: Иллирийский шлем
«Химе́ра из Аре́ццо » (итал. Chimera di Arezzo) — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.
«Шествие князей » («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг», нем. Fürstenzug) — знаменитое настенное плиточное панно из мейсенского фарфора, одна из достопримечательностей Дрездена. Создано в 1904—1907 гг.
«Диадумен » («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)») — знаменитая статуя древнегреческого скульптора Поликлета, созданная около 430 года до н. э.
Кашпо ́ (от фр. cache-pot, букв. «прятать горшок») — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины — было весьма популярным и престижным видом искусства в Византии. Два периода расцвета византийской мозаики приходятся на VI—VII века («золотой век») и период после окончания иконоборчества — IX—XIV века (т. н. «македонское возрождение» и «палеологовский ренессанс»).
Аркосолий (лат. arcus — дуга и solium — гроб, саркофаг, трон) — аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых.
Мильфлёр (фр. mille-fleurs — «тысяча цветов») — особый вид шпалер XV—XVI вв. с однотонным фоном, усеянным цветами или листьями.