Связанные понятия
Карава́н (нем. karawane, от перс. كاروان, карван, вероятно от курд. kar, миссия + van, люди, или санскр. karabhah — молодой верблюд или слон) — группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.
Тю́ркский кагана́т , Тю́ркютский кагана́т — крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана, Крыма и Северного Кавказа. В 542 году этноним «тюрки» впервые встречается в китайских источниках...
Юэчжи (кит. 月氏, 月支), асии (у греков)) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Фараруд и Бактрию, а потом в северную...
Кашгария (Восточный или Китайский Туркестан, Алтышахар) — ранее южная часть Синьцзянской провинции (Синьцзян, Западный Китай) Китая, общее название 6 городов и территорий под их влиянием в Восточном Туркестане (ныне КНР): Аксу, Жанашар, Кашгар, Хотан, Кушар и города Жаркент на территории современного Казахстана.
Ба́ктрия (др.-греч. Βακτριανή, Бактриана от др.-перс. Baxtri-; перс. باختر ,بلخ; тадж. Балх, Бохтар; узб. Balx) — историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере. Столицей страны был город Бактры на территории северного Афганистана. Бактрийцы говорили на вымершем бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.
Упоминания в литературе
Второй этап, если так можно выразиться, «наступления» России на Кавказ возобновился при Петре Великом, на основании стратегического замысла канцлера и дипломата Г. И. Головкина, считавшего вместе со своим коллегой П. П. Шафировым, главой Посольского приказа, что государству крайне необходим сухопутный и морской (через Каспийское море) торговый путь в Индию и Китай, который может за короткое время дать приток значительных финансовых средств в казну. Кроме всего прочего, П. П. Шафиров и Г. И. Головкин предполагали взять под полный контроль кавказские маршруты
Великого шелкового пути на Западном и Северном Кавказе, переподчинив и выведя их из влияния горских народов, и поставить перевозку товаров из Индии и Китая под плотную государственную опеку. По фантастическому и малоосуществимому замыслу обоих дипломатов после будущего тотального военного разгрома Черкесии, Кабарды, Дагестана, Чечни и множества прикаспийских ханств (Кубинское, Бакинское, Шемахинское, Ширванское, Джаватское и Талышское ханства) Россия сможет беспрепятственно возить колониальные товары из Индии и Китая двумя путями: морским по Каспию до Астрахани и сухопутным через Северный Кавказ к Ростову-на-Дону. Затем эти крайне востребованные в Западной Европе товары (пряности, чай, ювелирные украшения, шелк и т. д.) должны были доставляться по Волге и Дону морским и сухопутным путем в порты Балтийского моря, а уже оттуда на торговых судах во Францию, Британию и т. д.
А ведь как раз тогда решался вопрос, пройдет ли восстанавливаемый ныне древний
Великий шелковый путь (соединяющий порты Ланъюньган на Желтом море и Роттердам на Северном) по железным дорогам России или же в обход ее. Не так давно восстановлено движение через станцию Дружба между Казахстаном и Китаем; при нормальных условиях этот путь не сможет пройти мимо России, но в мире есть мощные силы, желающие отстранить ее от контроля за жизненно важной артерией мировой торговли. А как бы укрепила наши позиции высокоскоростная магистраль, ведущая именно к Востоку!
Кроме того, были и внешние причины деградации региона. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь, уничтожили Византийскую империю, подчинили себе весь Ближний Восток, оккупировали средиземноморские порты, через которые шла перевалка грузов, поступавших на
Великий шелковый путь , а равно и с него. Турция стала главным врагом Европы, а значит, порты Средиземного моря для европейцев стали недоступны. Торговля, как вода, всегда находит обходные пути. В 1499 г. португальский мореплаватель Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, открыл путь в Индию и Китай. Морской путь в Персию, Индию и Китай оказался более дешевым, более скоростным, хотя и не менее опасным (штормы), но в конечном счете все равно более выгодным. Караванные пути через Среднюю Азию постепенно утратили свое значение, а вскоре перестали функционировать: похоронил песок. Средняя Азия лишилась своего главного источника доходов, тем более что внутренняя торговля хирела и почти заглохла из-за феодальных междоусобиц. Ремесленное производство в отсутствие конкуренции застыло в своем развитии, так и не достигнув мануфактурной стадии. Хирело и купечество.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте в древнем мире и средневековье. Крупнейший материальный памятник открытости цивилизации к внешнему миру и международным экономическим отношениям. Шелковый путь обеспечивал не только торговый, информационный и культурный обмен, но и служил гарантом мира на рубежах евразийских цивилизаций. В зависимости от геополитической обстановки межцивилизационный диалог то возрастал, то затухал. Встречая политические и экономические препятствия, торговый путь, созданный волей целеустремленного человека, подобно реке, выбирал новый маршрут. ВШП нельзя отобразить в виде единственного торгового маршрута, это, прежде всего, разветвленный коммуникационный каркас, соединявший цивилизации. Благодаря гению человека, был изобретен конвертируемый товар, способный преодолевать экономические издержки долгого и опасного пути. Китайский шелк, приравниваемый по цене к золоту, являлся международной валютой, выкачивающей из Римской империи огромные средства. В средневековье имелось два генеральных направления из Китая через Балх и Самарканд в Индию и Византию (южнее и севернее Каспия). За всю историю ВШП только Монгольской империи удалось получить контроль над трансконтинентальной трассой. Идея возрождения ВШП появилась после распада Советского Союза. Главный евразийский коммуникационный мост должен соединить полюса экономического и технологического развития в Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай осуществил реконструкцию железнодорожного пути от Тихого океана до границы с Казахстаном. В зависимости от геополитической обстановки в регионах будет сделан окончательный выбор главного направления трансконтинентального пути. На возможных маршрутах ВШП возникло множество новых государственных и таможенных границ. Евразийская геополитика США и военная интервенция привели к усилению конфликтности на рубежах евразийских цивилизаций. Евразийское время мира упущено, а возрождение ВШП откладывается на неопределенное время.
Тверские купцы выехали из родного города летом 1466 года. Они плыли на двух судах, собираясь осуществить заморскую торговлю в далеких краях: в низовьях Волги и за морем Дербенским – Хвалынским, – так в старину называлось Каспийское море. По своей сути это была обычная коммерческая поездка каравана речных судов по Волге из Твери до Астрахани для налаживания экономических связей с азиатскими купцами. По
Великому шелковому пути , проходящему через знаменитую Шемаху, шла оживленная торговля. В планах Афанасия Никитина посещения Персии и Индии не было.
Связанные понятия (продолжение)
Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’ (ср. осет. sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже...
Бухарский оазис (узб. Buxoro vohasi) — оазис в Бухарском вилояте Узбекистана, один из древнейших и крупных местностей земледелия в Средней Азии.
Кита́й (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь: Zhōngguó, палл.: Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») — страна Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур.
Подробнее: Китайская цивилизация
Турфа́нская впа́дина (кит. 吐魯番盆地, уйг. تۇرپان ئويمانلىغى, Турпан ойманлиғи) — тектоническая впадина, расположенная на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Абсолютная высота поверхности Земли здесь достигает −154 м. Впадина является самой низкой точкой Восточной Азии и третьей по глубине в мире после котловины Мёртвого моря и озера Ассаль.
Евразийская степь (Великая степь) — обширный степной экорегион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами (Западный поход монголов).
Монгольские завоевания — войны и походы армий Чингисхана и его потомков в XIII веке в Азии и Восточной Европе. Завоевания Монгольской империи привели к опустошению обширных регионов, покорению многих народов, разрушению городов и памятников культуры. На захваченных территориях возникли государства: Золотая Орда, государство Хулагуидов и другие.
Давань (Паркан, более точно Даюань, кит. упр. 大宛, пиньинь: Dàyuān; др.-перс. Suguda-; Фергана от согд. βrγ'n) — древнее среднеазиатское государство, существовавшее с III в. до н. э., занимавшее центральную и восточную часть Ферганской долины. Паркан находился на территории современных Узбекистана и Кыргызстана. В китайских хрониках ферганское государство именовалось Даюань, что в переводе с древнетюркского: «очень красивое, живописное место». Персы называли это государство «Согд». Но наиболее вероятно...
Ира́нское наго́рье (перс. فلات ایران) — самое восточное и наиболее обширное из Переднеазиатских нагорий. Простирается между Месопотамской низменностью на западе и долиной реки Инд на востоке; к северу располагается Южно-Каспийская низменность, Туранская низменность и горная система Копетдаг, с юга — Персидский залив и Аравийское море, вдоль которых тянется прибрежная пустыня Гермсир. С запада к Иранскому нагорью примыкает Армянское нагорье, с востока — горная страна Памир составляет до 2500 км...
Торговый путь — это оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут (путь), служащий для торгово-экономических связей между разными государствами, регионами (странами) и так далее.
Уйсуни (кит. 烏孫) — кочевое племя индоиранского либо тюркского происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э.Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу.. Столица усуней...
Подробнее: Усуни
Кимаки (кит. чумукунь 处木昆) — тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов, объединения чуйских племён алты чуб; в ряде источников описываются как имеки. Занимали территории восточного и центрального Казахстана. В VI—VII вв. в Западно-тюркском каганате входили в союз племён дулу. В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, aйpyм, баяндур, татар, кыпчак. Существует несколько версий о происхождении народа и судьбе его потомков, одной из...
Тоха́ры (в настоящее время под этим именем чаще всего имеют ввиду псевдотохар) — народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.), говоривший на тохарских языках (то есть на языках ārsí и kučaññe); предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Не следует путать с истинными тохарами (тогарами, греч. Τοχάριοι), которые говорили на восточно-иранских языках и были родственны с юэчжами. Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали...
Присырдарьинские города — группа городов в Южном Казахстане и Мавераннахре, находившиеся вдоль реки Сырдарья — в её среднем течении. Стратегическая важность этих городов заключалась в том, что, находясь на Великом Шелковом Пути, они были крупными культурными и торговыми центрами.
Коче́вники — этносы, народы и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
Шахристан (перс. شهرستان от перс. شهر — город и перс. ستان — место), хисар — в Средние века часть иранского и среднеазиатского города, находившаяся внутри городских стен, но снаружи цитадели. Обычно имел геометрически правильные очертания городских стен и иногда планировку улиц.
Древние тюрки — исторический народ в Центральной Азии, гегемон Тюркского каганата. Образовался в результате смешения местного алтайского населения с пришлым родом Ашина. По физическому типу древние тюрки были монголоидами.
Христианство в
Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом. Закат христианства начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства...
Куча (также Кучэ и Кучар) — древнее буддийское государство, протягивавшееся вдоль северной кромки пустыни Такла-Макан по северному маршруту Великого шёлкового пути между Карашаром к востоку и Аксу к западу.
Ихшид (согд. xšyδ – xšēδ) — согдийский княжеский титул правителей Согдианы и Ферганы в доисламскую и раннеисламскую эпоху. Как предполагают, титул появился к середине VII века после перенесения столицы Согдианы в Самарканд как верховный титул правителя.
Каспийские ворота (греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии.
Раба́д (араб. — предместье, также рабат) — окраина, торгово-промышленное предместье в средневековых (VII—VIII века) городах Средней Азии и Южного Казахстана, Ирана, Афганистана. В классической трёхчастной схеме средневекового города (цитадель/шахристан/рабад) рабад примыкал к укреплённой части города — шахристану. Позднее вокруг рабада сооружались крепостные стены и рвы; иногда рабадом называют общую городскую стену предместий и шахристана. В IX—XII веках рабад являлся центром экономической и политической...
Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road (GTR), Shah Rah-e-Azam, урду شاہراہ اعظم, Sadak-e-Azam или Badshahi Sadak) — старинная дорога в Южной Азии длиной свыше 2500 км, которая проходит по северной части Индийского субконтинента от Бангладеш до Пешавара в Пакистане и Кабула (Афганистан). Вдоль дороги стоят города Калькутта, Бенарес, Дели и Лахор.
Дороги Шу (кит. 蜀道, пиньинь: shǔdào) были системой горных дорог, соединяющих китайские провинции Шэньси и Сычуань, построенные и поддерживаемые с 4-го века до нашей эры. Техническими особенностями были дороги галереи, состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянные или каменные балки, прорезанные в отверстия, разрезанные по бокам скал.
Орегонский маршрут (также иногда Орегонская тропа, англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США. Орегонский маршрут сыграл огромную роль в освоении Дикого Запада.
Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили...
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.
Подробнее: История торговли
Путь «из варя́г в гре́ки » (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Багдадская железная дорога — главный отрезок широко запланированной в XIX веке и частично построенной железнодорожной магистрали Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт. Багдадская железная дорога стала важным фактором международной политики начала XX века. Имеет протяженность около 2400 км, соединяет Босфор с Персидским заливом.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Серебряный путь (лат. Vía de la Plata) — древняя дорога в западной части Пиренейского полуострова, по которой торговые караваны и пилигримы на протяжении многих веков пересекали полуостров в меридиональном направлении. Конечными точками дороги были города Мерида на юге и Асторга на севере, но дорога имела продолжение на юг до Севильи и на север до Гигии (Хихон).
Радхониты , или раданиты (ивр. רדהנים radhanim, араб. الرذنية ар-разанийа) — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.
Янта́рный путь (Великий янтарный путь) — древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.): в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.
Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых...
Дорога Ледо или дорога Стилвелла — дорога, проложенная союзными войсками в годы Второй мировой войны от города Ассам (Индия) до Бирманской дороги с целью возобновления поставок военных грузов в Китай после захвата в 1942 году Бирмы Японией. Второе название получила в честь американского генерала Джозефа Стилуэлла в 1945 году по предложению Чан Кайши.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Торговля майя — направление экономики, игравшее фундаментальную роль в развитии цивилизации майя. Долгое время было распространено мнение, что майя не могли вести активную торговлю. Основывалось оно на географии — зону расселения майя окружали болота и горы. Позже, однако, выяснилось, что большую часть своих товаров майя переправляли морским путём. Сейчас известно, что майя вели оживлённую торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю. Торговля осуществлялась, в целом, между тремя природными регионами...
История железных дорог Боливии началась в XIX веке. В течение трёх десятков лет предпринимались безуспешные попытки построить железные дороги, которые могли бы связать различные регионы страны, дать импульс к развитию промышленности, торговли и сельского хозяйства, добыче и экспорту полезных ископаемых.
Миграция в Маньчжурию (кит. трад. 闖關東, упр. 闯关东, пиньинь: Chuǎng Guāndōng, палл.: Чуан Гуаньдун) где Гуаньдун — старое название Маньчжурии) означает массовое переселение в Маньчжурию китайцев-ханьцев, в особенности из Шаньдунского полуострова и Чжили во второй половине XIX — первой половине XX веков. В течение предшествующих двух веков цинское правительство как правило строго ограничивало, а то и вовсе запрещало переселение китайцев в Маньчжурию, стараясь сохранять её как вотчину маньчжуров и монголов...
Подробнее: Китайская колонизация Маньчжурии
Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Владивосток — исторический и культурный центр Приморья России. Город был основан как военный пост Владивосток (от «владеть Востоком») в 1860 году, в 1880 году получил статус города. С 1888 года — административный центр Приморской области, с 1938 года — Приморского края.
Подробнее: История Владивостока
Морской пушной промысел — морская торговля мехом калана (морской выдры) и других животных, которая велась с коренными народами Аляски и индейцами северо-западного побережья Северной Америки. Пушнина в основном шла в Китай, где она обменивалась на чай, шёлк, фарфор и другие китайские товары, после чего эти товары потом продавалась в Европу и США. Впервые морским промыслом пушнины начали заниматься русские: он вёлся на востоке от Камчатки, вдоль Алеутских островов и на южных берегах Аляски. Англичане...
Упоминания в литературе (продолжение)
Во II веке до н.э. под прикрытием Великой стены наладилось караванное сообщение между Китаем и Средней Азией и впервые пролегла дорога на Запад – так называемый «
Великий шелковый путь ». Это способствовало расширению знаний китайцев о мире и развитию искусства.
В итоге примерно к 300 г. до Р. Х. греческие путешественники по морю и суше прошли от Тигра до Сыр-Дарьи, были на берегах Инда и Ганга, освоили моря Чёрное и Азовское, описали Красное и Каспийское моря и Персидский залив, добрались до берегов Сенегала, торговали с Испанией и Китаем, осваивали
Великий шёлковый путь . Античная греческая культура оказала большое влияние на развитие целого ряда цивилизаций Средней Азии. Греческий язык стал средством международного общения.
В середине VI в. н. э. в центре Евразии произошли важные политические события – на арену истории вышло новое мощное кочевническое государственное образование – Тюркский каганат, который с первых лет своего существования начал вести активную внешнюю политику, стремясь взять под свой контроль основные торговые пути между Востоком и Западом и, прежде всего,
Великий Шелковый путь , приносивший огромные доходы. Это неминуемо столкнуло экономические и внешнеполитические интересы Тюркского каганата и другой великой державы раннего средневековья – Сасанидского Ирана. Первоначальные союзнические отношения Ирана и каганата, скрепленные в 554 г. браком шаханшаха Хосрова I Ануширвана (531–579) с тюркской принцессой, вскоре (к 567 г.) переросли в откровенно враждебные. Официальным поводом к военным действиям послужило унизительное требование кагана Истеми-хана (хакан Синджибу арабских источников, Силзибул, Дизабул византийских авторов) выплаты дани. Основной же причиной войны были борьба за монополию в торговле шелком между Востоком и Западом, за контроль караванных путей и рынки сбыта.
К числу наиболее значительных событий ханьского времени относится начало функционирования
Великого шелкового пути (II–I вв. до н. э.), связавшего Китай со многими странами и государствами. По маршруту Великого шелкового пути в Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых является появление на Дальнем Востоке буддизма (I в.).
Всё это указывает на пристальное внимание Пекина к использованию арктических широт в своих интересах – прежде всего как одного из трёх основных направлений создания «Экономической зоны
Великого Шёлкового Пути ». С этой целью в Шанхае был создан Национальный центр развития арктических транспортных маршрутов. А в апреле 2016 года Администрация морской безопасности КНР опубликовала официальный 356-страничный навигационный атлас на китайском языке, включающий морские навигационные карты, глубины, навигационные маяки и описание детальных ледовых условий для Северо-Западного прохода – пути из Тихого океана в Атлантику вокруг островов Канадского арктического архипелага, что необходимо для международного страхования китайских грузов и судов, которые будут следовать этим маршрутом, то есть открывает возможность полноценного коммерческого судоходства по нему.
Я думаю, что программой-максимум могольского руководства являлось завоевание контроля над системой трансевразийских торговых путей, иначе – над
Великим шелковым путем (ВШП). Следует признать, что моголам удалось достичь своей цели. До моголов это оказалось по силам, пожалуй, только государству, известному в истории как Тюркский каганат, титульным народом которого являлись тукю (туцзюэ), бывшие отраслью хуннов. Правящий дом тукю назывался Ашина и, вполне возможно, имел арийское происхождение.
Свидетельством этого является участие ИРИ в межтаджикском урегулировании, политика по интеграции центрально-азиатских республик в Организацию экономического сотрудничества, усилия по восстановлению
Великого шелкового пути , готовность предоставлять свою территорию для продвижения товаров этих республик к открытому морю, а также предоставление соседнему Афганистану ощутимой финансовой и технической помощи.