Связанные понятия
Лю́тичи , лу́тичи — экзоэтноним полабского союза племён, живших между Одером и Эльбой.
Ва́гры (по версии А. Шмитца и А. Гройле, от герм. *wāga-warijōz «живущие на море») — западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Одно из племён полабских славян. Вагры были наиболее северо-западным племенем союза ободритов.
Поморя́не (поморы или помераны) — западнославянские племена, жившие до XVI—XVII веков в низовьях Одры на побережье Балтийского моря. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания (по-славянски Поморяния или Поморье). В число поморянских племён включают волинян и пыжичан.
Расселение на восток (нем. Ostsiedlung) — процесс миграции, расселения немецкого населения из центральных и западных областей Германии и Рейна на Север и Восток Центральной Европы и далее в Восточную Европу — от Словении на юго-востоке до современной Эстонии (Ревель — Таллин) на северо-востоке Европы.
Славя́нская хро́ника , оригинальное название лат. Chronica Slavorum, — важный исторический источник, описывающий дохристианскую и раннюю христианскую эпоху в жизни полабских славян. Автор — немецкий священник и миссионер XII века Гельмольд из Босау; продолжена (1171—1209) Арнольдом Любекским. Хроника является продолжением сочинения Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви», в котором описываются события IX—XI вв., связанные с распространением христианства среди западных славян (вагров...
Упоминания в литературе
Фактически агрессия немецких (саксонских) рыцарей на западнославянские земли началась в IX веке. А уже первый германский император Оттон (936–972), признает известный западный историк Арнольд Тойнби, почти полностью уничтожил славянский народ
вендов (венетов), расселявшийся по Балтийскому побережью между древними славянскими реками Лабой (Эльбой) и Одрой (Одер). Далее, пишет тот же автор, «континентальная граница западного христианства неуклонно перемещалась на восток – частично благодаря добровольному обращению варваров в христианство, частично – с помощью силы… Только обитатели континентального побережья Балтийского моря оставались непокоренными. На этом участке саксонский форпост призван был продолжить борьбу Оттона против вендов, которые в упорных сражениях продержались два столетия, пока западное христианство не продвинулось с линии Эльбы на линию Одера. Окончательная победа была достигнута обращением вендов в Мекленбурге в 1161 году и уничтожением непокорных в Бранденбурге и Мейсене»[125]. (Бранденбург – древнее славянское княжество Бранибор – был окончательно захвачен немцами в 1151–1157 гг., Мейсен (Мишин) еще в XI столетии; населенный славянским народом поморян Мекленбург вошел в состав Германской империи в 1166 ггоду, население его подверглось уже не истреблению, а активному онемечиванию.)
Это дало основания утверждать, что три имени народа суть три ветви: западные, южные и восточные славяне. Под именем венедов более известны западные славяне. Любопытно, что в средние века немцы называли славян
вендами или виндами. Даже во второй половине ХIХ века потомки славян, населявших Люнебург в северо-западной Германии, при переписях определяли свой язык как вендский (wendishe Sprache), хотя говорили почти по-немецки.
Не может быть, чтобы постоянный, более полутора века продолжавшийся, выход вооруженных дружин, которые шли воевать вне родины и, конечно, не все возвращались домой, а оставались, где им было выгоднее, не произвел важного переворота в соседних странах. И действительно, свевское племя, первоначальные жилища которого были в южной Германии, у верхнего Рейна и Дуная, распространилось непомерно на восток и север. На рубеже Р. X. свевская ветвь, мардоманны (что значит пограничные люди) покорили Богемию. Во время Страбона (в начале первого века) и другие ветви свевов, гермундуры и ланкосарги, находились уже на восточном берегу Эльбы, а в конце этого столетия, при Таците, владения свевов от Богемии простирались до Балтийского моря и до самой Вислы. Что эти земли не принадлежали свевам искони, а были завоеваны, и то не целым, выселившимся народом, а бродячими дружинами, которые покорили тамошних славян, на это есть много указаний. Не без основания добросовестный Плиний, при исчислении немецких народов, соединяя в один особенный разряд племена германские, которые занимали Балтийское поморье (сургундов, варнов, каринов и гутонов), обозначает их всех именем виндилов (иначе вандилов, вандиликов). Этим именем германцы на Балтийском поморье были прозваны, очевидно, потому, что жили на Виндской земле, между виндским населением. Потом имя виндилов или вандалов присвоено было по преимуществу одной из прибалтийских ветвей свевов, родственной бургундам и готам, которая прославила его в истории. Но во все продолжение средних веков хранилось предание о каком-то родстве вандалов со славянами, и это название принималось часто в смысле
вендов или славян.
1. Водворившиеся на острове Зеландии готы-дацияне, окружены со всех сторон русскими областями и племенами славянскими. Они распространяют сперва влияние свое на Кимврийский, или Сербский, полуостров, потом на славян-вандалов, или
вендов , на славяно-ситунские владения в Скандинавии; потом на приморскую Холмоградскую Русь, и Русь Коногардскую, или Гунугардскую; непрерывная борьба идет с сербами, славянами, вандалами, руссами, гуннами, и все эти общие прозвания часто заменяются одно другим.
«С древнейших времен, – говорит Прокофий, – славяне всегда жили демократическими обществами: свои нужды они обсуждали на народных собраниях» (глава XIV, Gothica). «Славяне любят свободу, – пишет император Маврикий, – они не выносят над собою неограниченной власти и подчинить их нелегко» (Strategicum, глава XI). Так же отзывается о них и император Лев. «Славяне, – говорит он, – народ свободный и чрезвычайно враждебный всякому подчинению» (Tactica sen de re militari, глава XVIII). Если византийские историки не говорят больше о вторжении славян в пределы империи во второй половине VII столетия, то объясняется это тем, что эмиграция их получила тогда другое направление: от Карпат они потянулись к Висле и Днепру. Таким-то образом в Мекленбурге, Люнебурге и Гольдштейне, между Лабой и Одером и Одером и Вислой поселились славянские племена оботритов, венедов или лютичей и поморян. Они быстро в течение XIII и XIV вв. онемечились и почти окончательно исчезли в xv веке, оставив по себе кое-какие следы в Люнебурге и Померании, где их еще отличают под именем
вендов или гловинцев.
Связанные понятия (продолжение)
Хижа́не , кесси́ны (нем. Kessiner, в древности kycini, chizzini) — западнославянское племя, состоявшее в союзе лютичей. Их земли находились на побережье Балтийского моря. Первые письменные упоминания о них датируются X веком. Их центром была крепость Чижын (ныне Кессин). В середине XI века вспыхнули конфликты с ратарями и доленчанами в ходе лютицких междоусобиц, в которых союзниками хижан выступали черезпеняне. Поначалу хижане и черезпеняне побеждали, но впоследствии тяжёлое поражение им нанесли выступившие...
Черезпеня́не (нем. Zirzipanen, нем. Circipanen) — средневековое западнославянское племя, входившее в союз лютичей. Вместе с хижанами селились к северу от реки Пена, что дало им их название. Основные поселения черезпенян находились у Тетеровского озера на территории сегодняшней федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания в районах Деммин, Гюстров и Пархим.
Лу́жицкие се́рбы (сербы) — средневековый западнославянский союз племён во главе с племенем сорбов (сербов), включавший помимо сорбов также далеминцев, мильчан, лужичан, нишан, сусельцев и другие племена междуречья Заале (Салы) и Одера (Одры). Лужицкие сербы являлись одним из трёх крупных объединений полабских славян, областью их расселения была южная часть славянополабского ареала. Современные потомки лужицких сербов — лужичане (сербы, сорбы), славянский народ на востоке Германии, единственный среди...
Западнославянские племена — форма социальной организации западнославянского общества до и в начальный период формирования государственности.
За́падные славя́не — современная группа славянских народов, определяемая географическими и языковыми признаками.
Ве́ндская держава (Ободритское княжество, Вендское государство/королевство, Вендский союз племён) — раннефеодальное государственное объединение полабских славян (вендов), существовавшее с 1040-х годов приблизительно до 1129 года.
Галинды (греч. Γαλινδαι, прусск. Galindi, др.-рус. Голѧдь) — балтийский этноним, обозначающий несколько племён.
Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западных (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии. Впервые этноним упоминается Тацитом для некоего прибалтийского племени.
Пру́ссы (греч. Βορουσκοί, лат. Borusci) — народ, в IX/X—XVIII веках населявший территорию нынешней Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши и некоторое время имевший одноимённое государственное образование Пруссия.
Далеминцы (долеминцы, галомачи, гломачи; нем. Daleminzier, польск. Głomacze (Dalemińcy)) — средневековое западнославянское племя, входившее в племенной союз лужицких сербов наряду с мильчанами, сорбами, лужичанами, нишанами, сусельцами и другими племенами. Далеминцы являются одними из предков лужичан, славянского народа на востоке Германии.
Мильча́не (в.-луж. Milčenjo, н.-луж. Milcany, чеш. Milčané, нем. Milzener, польск. Milczanie) — средневековое западнославянское племя, входившее в племенную группу лужицких сербов вместе с далеминцами, сорбами, лужичанами, нишанами, сусельцами и другими племенами. Мильчане являются предками лужичан (главным образом Верхней Лужицы), славянского народа на востоке Германии. Впервые племя мильчан упоминается в хронике Баварского Географа IX века как Milzane.
Лужичане — средневековое западнославянское племя, входящее вместе с далеминцами, мильчанами, сорбами, нишанами, сусельцами и другими племенами в одно из трёх крупных объединений полабских славян — племенной союз лужицких сербов.
Винета , точнее Юмнета (нем. Jumneta) или Юмна (дат. Jumne) — мифический славянский город, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера.
Свеи (швед. svear, sviar) — древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции. Термин также использовался как собирательное название населения древней Швеции. От этнонима «свеи» происходит название Швеции: Sverige = svea+rige (со швед. — «государство свеев»).
Йомсборг — крепость полулегендарного военного братства йомсвикингов, существовавшая в период между 960 и 1043 годами в устье Одера.
Вендский крестовый поход , в советской и российской историографии — Крестовый поход против славян (нем. Wendenkreuzzug) — военная кампания, состоявшаяся в 1147 году. Представляла собой захватнический поход европейских (саксонских, датских и польских) феодалов против вендов, проживавших на территории между Эльбой, Траве и Одером. Вендский крестовый поход традиционно относят ко Второму крестовому походу. Мотивы, двигавшие крестоносцами, разнообразны. Над идейными и религиозными убеждениями преобладали...
Са́ксы (Саксо́ны) (нем. Sachsen, лат. Saxones) — древнегерманское племя, разделившееся в III—V веках на две части: одни пошли на юг — в Германию, а другие — на запад. От названия саксов произошло название исторической области в Германии — Саксония (в настоящее время это германские земли Нижняя Саксония, Саксония-Анхальт и Свободное государство Саксония). На острове Британия, совместно с англами и ютами, саксы участвовали в формировании английского этноса.
Йомсвикинги — братство викингов, существовавшее в X—XI веках. Согласно одной точке зрения, йомсвикинги были профессиональными наёмниками и разбойниками, согласно другой, представляли собой прототип христианских рыцарских орденов. Главная база йомсвикингов находилась в городе-крепости Йомсборг. Будучи ревностными язычниками, они поклонялись Одину и Тору.
Самбийцы (или самбы) — одно из древнепрусских племён. Населяли Земландский полуостров, к северу от нынешнего Калининграда.
«Баварский географ » (лат. Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii — Описание городов и областей к северу от Дуная) — список народов и племён, преимущественно славянского происхождения, населявших в IX веке области восточнее Франкского государства.
Христианизация — понятие из сферы религии, истории, культурологии и политики, обозначающее процесс принятия одним человеком или группой людей веры в Бога-Христа, в том числе, принудительный. Христианизацию логично начинать с Поздней Античности, когда многие иудеи и язычники обращались ко Христу. Древние святилища разрушались или освящались заново и обращались в христианские храмы, дохристианские верования в Бога и богов переосмысливались и отчасти демонизировались, старинные обряды подвергались переосмыслению...
Баварцы (бав. Bajuwarn, Baiuwarn) — жители федеральной земли Бавария в Германии, основная из трёх народностей, населяющих эту землю. Исторически баварцы происходят от племени баваров. Баварцы имеют свой ярко выраженный диалект — баварский (Boarisch). В Баварии существует свой собственный гимн.
Чешские племена — группа западнославянских племен, жившая в районе Чешской котловины рядом с племенами лехитов и лужичан. Название является условным, так как в летописях нигде не встречается племя «чехи» само по себе (в отличие от тех же полян), но если оно и существовало, то было немногочисленным. До сих пор непонятна этимология названия этнонима Чехи — возможно, это сокращенная форма слова *čelověkъ, то есть «член рода».
Ва́рны (нем. Warnower) — западнославянское племя, входившее в состав союза бодричей, в котором они, однако, играли второстепенную роль. Племя жило вдоль берегов реки Варнов в Мекленбурге. Существуют предположения, что название реки имеет славянское происхождение и означает «Воронья». По одной из версий племя переняло название ранее жившего на их месте германского племени варинов.
Доленча́не , доле́нцы (нем. Tollenser) — западнославянское племя, входившее между X и XII веком в племенной союз лютичей. Они жили к востоку от Доленского озера (Толлензе) и одноимённой реки в нынешней федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.
Висля́не (польск. Wiślanie) — западнославянское племенное объединение, жившее как минимум с VII века в Малой Польше. Впервые упоминается во второй половине 9 века, когда Висля́не положили начало Малопольскому княжеству, с центрами в Кракове , Сандомире и Страдуве. В конце 9 века земли вислян вошли в Великоморавскую державу, а в начале 10 века в состав Чехии. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В конце 10 века при Болеславе Храбром...
Саксо́нские во́йны — ожесточённые завоевательные войны, которые Карл Великий вёл с саксами с 772 по 804 годы. Их результатом стало включение Нижней Саксонии в состав Франкской империи и принятие саксами христианства. В то время саксы делились на западных (вестфальских), центральных (анграрийских), восточных (остфальских) и северных (нордальбингенских).
Герма́нцы (лат. Germani) — группа родственных племён (насчитываются десятки племён), принадлежавших к индоевропейской языковой семье и занимавших территорию современной Дании и южного побережья Норвегии и Швеции (обычно этот период истории именуется тевтонским). К V веку н. э. германские племена заселили обширную территорию между Рейном и Вислой от запада к востоку, Дунаем на юге и Борисфеном и Меотским морем на юго-востоке.
Руги (лат. rugii, ругии, роги) — древнегерманское племя эпохи Великого переселения народов.
Зе́мгалы (латыш. zemgaļi, древняя форма ziemgaļi, лит. žemgaliai; в древнерусских летописях зимѣгола, также рус. семигаллы; лат. Semigalli) — один из балтских народов, живших на юге Латвии в Земгалии и на севере Литвы. Были известны своим продолжительным сопротивлением немецким крестоносцам. До XVI века — балтская народность. Позже земгалы вместе с соседними латгалами, куршами, селами и ливами образовали народ латышей, часть вошла в состав литовского народа.
Надровы — одно из древнепрусских племён. Населяли Надровию, обширную территорию на самом севере Пруссии. Граничили со скальвами по Неману на севере, с ятвягами на востоке, и с остальными прусскими племенами на юге и западе. Большая часть информации об этом племени почёрпнута из хроники Петра из Дуйсбурга.
Даны — древнегерманское племя, населявшее территорию нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Первое упоминание о данах восходит к VI в. н. э. в рукописях историка Иордана. В ходе Великого переселения народов даны заселили полуостров Ютландия, вытеснив оттуда древнегерманские племена ютов и англов, и создали там королевство Дания. Считается, что название племени дало название территории «Датская марка», то есть «марка данов».
Се́лы (село́ны) — балтийский народ, живший до XV века в Селии на юго-востоке современной Латвии, а также на северо-востоке современной Литвы. Говорили на селонском языке балтийской группы. Вошли в состав латышей и литовцев.
Спревяне , шпревяне — западнославянское племя, жившее на территории современной Восточной Германии.
Древние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII век.
Се́верные кресто́вые похо́ды (Балтийские крестовые походы) (1198—1411) — войны немецких, датских и шведских рыцарей против языческих племен: финских племён (финнов, карелов, ливов, эстов), славян (бодричей, поморян, лютичей), балтийских народов (пруссов,куршей, земгалов и жемайтов). Номинальной целью походов было распространение христианства в его западном варианте. Иногда к Северным крестовым походам относят военные кампании шведских и германских рыцарей против православных русских княжеств. Северный...
«Племенные герцогства » (нем. Stammesherzogtum) — традиционное название для группы нескольких крупнейших княжеств, образовавшихся в составе Восточно-Франкского королевства (Германии) в IX—X веках на основе территорий, занимаемых ранее различными племенами германцев. Эти княжества постепенно добились значительного уровня независимости от королей Германии и в течение нескольких веков после падения Каролингов играли роль базовых государственных образований «Священной Римской империи». Развитие феодализма...
Барты – древнепрусское племя, остававшееся язычниками до тех пор, пока Северные крестовые походы не заставили их перейти в христианство. жили в Бартии, на землях, тянувшихся от среднего и нижнего течения Лавы, по реке Свина и озеру Мамры, вплоть до голядских лесов. Эти земли достаточно хорошо известны по описанию в «Хронике Прусской земли», датирующейся 1326 г.Там же описывается деление Бартии на две части: Большая Бартия и Малая Бартия. Эти земли были плотно заселены, что подтверждается богатыми...
Се́рбы (сорбы) — средневековое западнославянское племя, образовавшее вместе с далеминцами, мильчанами, лужичанами, нишанами, сусельцами и другими племенами одно из трёх крупных объединений полабских славян — союз племён лужицких сербов. Сорбы являются одними из предков лужичан, славянского народа на востоке Германии.
Ингевоны (Ingävonen, Ingväonen, древнегерм. Ingwiaiwen) — согласно Плинию и Тациту одна из больших групп германских племён.
Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.
Восто́чная ма́рка (нем. Ostmark; лат. Marchia orientalis), также известна как Баварская восточная марка — раннефеодальное государство (марка) существовавшее в IX—XII веках в юго-восточной Германии, предшественник герцогства Австрия. Начиная с конца X века использование для этого государства названий Восточная марка и маркграфство Австрия является равнозначным.
Гардари́ки (Гарда́рика) (др.-сканд. ᚴᛅᚱᚦᛅᚱᛁᚴᛁ, Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — с XII века норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин можно перевести как «страна городов».
Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые северные, очевидно, проживавшие в Фенноскандии, народности.
Эпоха викингов — принятое в государствах Северной Европы обозначение раннего Средневековья, особенно периода с VIII по XI века, когда жители Скандинавии, известные как викинги, совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с государствами Ближнего Востока и Средней Азии и расселялись на широком пространстве от Восточной Европы до Северной Америки и Гренландии. Следует за германским железным веком (в Швеции — за Вендельским периодом).
Упоминания в литературе (продолжение)
Наследниками имени балтийских венедов в конечном счете оказались славяне. Большое число раннесредневековых германских источников настойчиво повторяют, что венеды,
венды , винды, вандалы, винилы – это лишь разные названия предков славян[290]. А в научной литературе, за небольшими исключениями, так же настойчиво повторяется, что вандалы, равно как упоминаемые античными авторами вандилии, а также винилы-лангобарды – племена германские[291].
К варианту культуры ливов археологи относят и культуру народа
вендов Хроники Генриха, памятники которой обнаружены в окрестностях Цесиса. Сам Генрих считал вендов не ливами, а отдельным народом, вытесненным куршами. Следует отметить, что имя «венды» явно восходит к известному в позднеримское время и эпоху переселения народов эпониму «венеды». Так первоначально собирательно называли народы южной и восточной Прибалтики (в основном, северных славян), ведшие торговлю янтарем. Интересно, что современные эстонцы вендами (vene) называют русских.
Адам называет славян винулами, но выводит это имя не от венедов, а от вандалов. Кажется, он вообще не знает, что лангобардов, проживавших когда-то на землях Южной Балтии, называли винилами, иначе появилась бы еще одна версия (упоминание о винилах есть у ученого-лангобарда Павла Диакона, который написал историю своего народа). В XVI веке балтийских славян западные ученые частенько звали
вендами и выводили это название опять-таки от вандалов, что привело к путанице. Знаменитый дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн уверенно называл вандалов славянами в «Записках о московитских делах». Его превзошел сербский католик Мауро Орбини. В работе «Царство славян» он записал в наши предки и маркоманов, и лангобардов, и прочие германские племена.
Круг, принимающий призвание князей, ссылается на герулов и указывает на отправленное ими посольство из Мизии в Скандинавию, чтобы избрать себе там властелина из царского рода. Но герулы и скандинавы были одного племени, одного языка. Славянские народы были не менее германских привержены к своей национальности. Мы не видим, чтобы славяне балтийские, бывшие в несравненно теснейших против Руси то враждебных, то дружеских отношениях к норманнам, призывали их княжить над собой;
венды платят дань германскому императору, князья их ездят за решением споров в Компьень; но ни венды, ни чехи, ни другие славянские племена не просят князей у своих врагов германцев, норманнов, аваров. В эпоху позднейшую, когда по мере возрастающего образования должна была усилиться в людях привязанность к родной почве, киевляне грозят Ярославичам покинуть Киев и уйти в Грецию; и мы знаем, что вообще подобного рода выселения были в духе славянских народов. Не решились ли бы скорее словене и кривичи выселиться из Новгорода, Изборска или Полоцка (допустив вероятность ничем не оправдываемого в них панического страха от изгнанных варягов), нежели «подвергнуть себя снова игу тиранов раздраженных, или искать в них самих защитников против их самих»?
С 6 в., по мере заселения юго-восточного побережья Балтийского моря славянскими племенами, венеды ассимилировались с новыми поселенцами. Но с тех пор и самих славян стали иногда называть венедами или
вендами . Автор 6 в. Иордан считал, что славяне раньше назывались «венедами», «вендами», «виндами». Многие германские источники называют «венедами» прибалтийских и полабских славян. Термин «венды» оставался самоназванием части прибалтийских славян вплоть до 18 в. Ю. К.
Но и у антинорманистов есть немало весомых аргументов. Признавая очень сильные контакты со скандинавами, они чаще считают варягов
вендами , то есть балтийскими славянами. А название «Русь» выводят от многочисленных рек с названиями – Рось, Русь, Роса, Руса, Русна, Роська, Порусье и т. д. – по всей Восточной Европе, что отражало культ воды у народа, жившего вдоль русел рек, с его русалками и русалиями. Современные археологи не подтверждают какого-либо существенного скандинавского присутствия в IX – начале X века. При этом фиксируется едва ли не повсеместное балто-славянское присутствие и наличие скандинавов в составе дружин в северной Руси.
Викингами иногда называли и балтийских славян –
вендов , вагров и руян. В «Саге о Хаконе Добром» сказано: «Затем Хакон-конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов». Появляются викинги эсты и в саге «Об Олаве сыне Трюгги»: «Когда они выехали на восток в море, на них напали викинги. Это были эсты».
Правильное решение проблемы предлагает Е.И. Классен: «Дитмар говорит, что у бодричей были особенные вооруженные стражи, наблюдавшие за целостью товара. Известно, что у бодричей товар назывался «вара», охранять «гаичь» или «ветити». Охранитель товара «варагайче» – «вараветниче». У
вендов в Лаузице сберегатель товаров назывался «воорагай». По кирилловски «варяю» – значит разъезжаю; «варяг» – разъезжающий. На готском языке эта мысль передается словом «farjan» (фарян). Вот источники, из которых произошли слова: русское варяг и византийское фарган. Но совсем сюда не относятся византийское слово «варанги» и шведское «баренгер» (Barenger). Под этими названиями должно подразумевать варингов, племя славянское, сидевшее подле бодричей, а также и у Белого моря. Немцы их называли воарами. У этих варингов еще в X веке был князь Мстивой и брат его Мечедрог. Шведы выражали варяга в качестве отражателя словом «Afvariagr», видимо, заимствованным у славян. Славянское племя вагров в Голстинии вовсе не должно смешивать с варягами»[13].
Главным занятием новгородских и приморских Руссов была торговля с соседними странами. Азиатские товары туда доставлялись Волгой и реками, впадающими в Финский залив. Для охраны торговых караванов от нападения разбойников Руссы имели многочисленную и хорошо вооруженную речную и морскую наемную стражу, называемую «варягами», от славянского глагола варити – предварять, предупреждать и варяю (по-кирилловски) – разъезжаю; варять – плавать по водам. Дитмар (Chronicon) говорит, что у славян-бодричей были особые вооруженные стражи, наблюдавшие за целостью товара; что товар у них назывался вара, охранять – гаичь или ветити, отсюда стража – варагайче и вараветниче. У
вендов оберегатель товаров назывался воорагай. Следовательно, варяги не составляли какой-либо отдельной народности, а просто это была особая каста военных людей, на обязанности которых лежала охрана торговых судов от нападения морских пиратов, называемых на Балтийском море викингами, а на русских реках слывших под названием «поляницы». В варяги принимались люди испытанной храбрости и честности. Предводители варяжских дружин именовались князьями, каковое звание встречается только у народов славянских, но не германских.
Как оказывается, Рюрик был не первым, кого новгородцы приглашали князем. До него был приглашен Бравлин I (676–700 г.), тоже выходец из Вагрии. Да и сам Гостомысл до прихода к ильменским словенам с 830 по 844 год был королем
вендов и ободритов.
Это не значит, что славяне были запуганы и собирались такое терпеть. Ведь слово «вендетта» происходит от обычаев
вендов . Против саксов выступили союзными силами: славяне, часть данов и франки. Хальфдан, отец нашего Рерика, выступал на стороне франков и славян, а старший Годфрид, король данов – на стороне саксов. Предводителем саксов был Видукинд, по совместительству дядя Годфрида по материнской линии. Причины такого семейного разлада остаются загадкой, но братья Скьельдунги оказались по разные стороны франко-саксонской войны. Впрочем, загадка вполне решаема. В шведской «Саге о Рорике и его потомках», записанной Д. М. Михайловичем, мы можем найти ответ на вопрос, почему в датском семействе Скъельдунгов царил разлад. В академических исследованиях эту сагу не используют, поскольку народное творчество – не документ. Но посмотрите, как зазвучит эта сказка теперь: