Связанные понятия
Тка́цкий челно́к — рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челноком также называют рабочий орган швейной машины с двухниточным швом, вводящий нижнюю нить в шов.
Нить — гибкий, тонкий и продолговатый объект, чья длина в разы превосходит толщину (ср. галактическая или тычиночная нить). Естественными аналогами нити являются волос или паутина, которые, впрочем, могут использоваться как материал для нити (шерстяная или шёлковая нить). При переводе с других языков иногда нить сближается со струной (тар), однако нить не издает звук и акцентирует смысловой момент связи (см. нить накала, хирургический шовный материал) и натяжения (зубная нить). Эти аспекты заключены...
Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны. Используется для разрушения либо деформации объекта воздействия с целью получения каких-либо новых свойств объекта либо преодоления его. Вследствие незначительной площади острия иглы, сила, приложенная вдоль иглы оказывается сосредоточенная на небольшой площади. Это обстоятельство позволяет иглам не повреждаясь протыкать...
Кле́щи — инструмент в виде рычажных щипцов, обычно с относительно длинными ручками, соединенными на шарнире, и короткими губками, смыкающимися на небольшом протяжении плоскими или заостренными поверхностями. Выделяют столярные клещи, которые используются для вытаскивания вбитых гвоздей и аналогичных целей, кузнечные клещи для держания раскаленного металла и электроизмерительные клещи. К сходным по конструкции, но отличающимися по форме рабочих поверхностей инструменты относятся кусачки и пассатижи...
Корзи́на — плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки или переноски. Корзины плетут из берёсты, ивовой лозы, луба, соломы, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани и пр., отличаясь от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками, без обечайки. Обычно корзина — это изделие народного промысла.
Упоминания в литературе
Разноцветные лоскуты соединялись вместе переплетением соседних нитей утка, обвиванием их вокруг общей нити основы или же отделялись друг от друга разрезами келим (kelim), все эти особенности характерны для более поздних гобеленов. В Супе обнаружили несколько замечательных образцов, выполненных в истинной технике гобелена, с изображением головы, объединяющей в себе черты кондора и кошки, что является типичным для чавинского стиля. Довольно необычны гобелены с хлопковым утком, поскольку закрыть такими нитями основу весьма затруднительно, и в более поздние периоды для этих целей использовали шерсть. Другой тип ткани – марля, но ее находки очень редки. Станочное ткачество было в то время обычным явлением, и метод свивания, как самый обычный для изготовления плетеных изделий, похоже, совсем вышел из употребления. В отличие от техники, применяемой ранними фермерами, используемые нити теперь пряли, для чего использовали глиняное
веретено .
Причинами, побудившими античных мыслителей заняться учением о небесных сферах, были естественнонаучные наблюдения, поиски рационального объяснения устройства вселенной, и безусловно, здесь не обошлось без восточных влияний, так как многие великие древние греки были путешественниками и восприняли астрономические познания и космологические знания у вавилонских халдеев и египетских жрецов. Так Платон, размышлявший над вопросами мироздания, предложил свою концепцию. По его учению, бог-демиург, «дабы определять и блюсти числа времени», сотворил Солнце, Луну и пять планет, поместив их на семь кругов, по которым они и совершают свое обращение. Ближе всех к земле расположен круг Луны, а затем идут круги Солнца, Утренней звезды (Венера) и Гермеса (Меркурий). Таким образом, космос в целом сферичен и замкнут. В одном из своих сочинений Платон приводит интересный миф о том, что человек по имени Эр, побывавший на том свете и вернувшийся оттуда невредимым, рассказывает, что видел космическое
веретено богини Ананки (Необходимости), ось которого является осью мира, а само оно образовано восемью вложенными друг в друга полусферами. Она вращает его между своими коленями, приводя в движение вселенную, поскольку веретено представляет собой модель мира, его устройство отвечает сферическому строению космоса, в котором семь планетарных сфер и сфера неподвижных звезд. Каждая из них имеет свой цвет, соответствующий цвету ее планеты, ей приписывается определенное числовое значение, а соотношение этих чисел образует гармонию космоса. На каждом из кругов веретена восседает мифическая сирена, издающая звук определенной высоты, а сочетание восьми звуков дает музыкальную октаву.
Важнейшей чертой первобытной культуры был синкретизм – целостность, неразделенность ее форм, возникающая вследствие их слабого развития (например, обычай, мораль и право существуют в это время как единое целое). Синкретизм первобытной культуры проявлялся и в том, что искусство, религия, игры – все это было соединено воедино. Обряд, песня, танец, ритуал были неразрывны, не было исполнителей и пассивных зрителей – все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия. Соединяясь с устным и изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления, в которых люди были и исполнителями, и зрителями. Такие представления укрепляли коллективистское начало рода. Постепенно из этой синкретичной культуры выделяются искусства: отпечатки ладони, зигзаг от пальцев (меандр), круглая скульптура из глины, кости, дерева; палеолитические венеры – тип скульптурного изображения женщины-матери, символизирующий плодородие; контурные изображения животных. Для искусства был характерен символизм, например, круг (колесо,
веретено , свастика) использовался как символ бесконечности; крест (квадрат) – как символ завершенности, совершенства; спираль как символ цикличности. Искусство было представлено также и музыкой, танцем, фольклором, мифологией и т. д.
Дальнейшее развитие получает гончарное производство. Скот давал шерсть, и начинается выделка тканей – появляются такие инструменты, как
веретена , прясла, первые ткацкие приспособления и станки. И возникает земледелие. Как ранее отмечалось, в зачаточных формах оно тоже практиковалось издревле, у охотников ледникового периода. Да и потом у скотоводов мотыжное земледелие играло роль побочного промысла. Часть людей должна была проводить лето в селениях, заготавливать сено. И когда мужчины отгоняли скот на летние пастбища, этим занимались женщины и подростки. У них оставалось свободное время. Так почему бы не возделать полоску поля или огородик? Древние изображения и информация, сохранившаяся в мифах, дают основание утверждать, что земледелие изначально было женской профессией, в то время как скотоводство – мужской. Но постепенно новая отрасль хозяйства развивалась и стала играть не менее важную роль, чем прежняя.
Затем прядение осуществлялось с помощью
веретена с пряслицем и рогатки. На одном конце веретена находилась пряжа, на другой насаживалось пряслице из камня или глины, чтобы обеспечивать вращение. При этом волокна свивались в прочную нить и накручивались на веретено. Ткали на примитивных ручных ткацких станках с горизонтальным или вертикальным расположением основы. Конструкция станка была очень проста. В землю вбивали две стойки, на которых укрепляли горизонтальный валик. К валику привязывали основные нити, которые натягивали грузиками. Уточную нить наматывали на палочку с заостренным концом. Эту палочку с нитью ткач пальцами проталкивал попеременно над и под нитями основы. Сотканную ткань и сплетенную рогожу окрашивали. В качестве красителей использовали растительные краски, например, морену.
Пряслиц из стеатита с отверстиями было найдено всего около пятидесяти, и из них только на одном есть узор из прочерченных кружков; в то время как, я уже говорил, орнаментированных и неорнаментированных пряслиц из терракоты я собрал более 18 тысяч. Во время моих раскопок в Микенах было найдено несколько сотен каменных пряслиц, в основном из стеатита, и только пять неорнаментированных из терракоты. Небольшие терракотовые диски диаметром от 13/4 до 3 дюймов, несколько сотен которых было найдено во всех пяти доисторических городах Гиссарлыка, видимо, служили
веретенами . Поскольку толщиной они только в 1/5 или 1/6 дюйма и слегка вогнутые, то нет никаких сомнений в том, что все они были вырезаны из разбитой керамики. У всех в центре есть отверстие. Похожие диски, обнаруженные в Сихаломе в Венгрии, можно увидеть в стеклянной витрине IX, № 2 и 4 в Национальном музее в Будапеште. Похожие диски также были найдены в Пилине[31]и в германских погребениях[32]. Мы можем сравнить с ними также так называемые «угольные деньги» из Киммериджа.
Пряжу пряли с помощью
веретена . Помните сказку «Спящая красавица», где принцесса укололась веретеном и заснула? Вот таким веретеном работали и ваши прабабушки.
Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хам-храр», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб», ложки – «муччвур»,
веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар».
Связанные понятия (продолжение)
Расчёска — индивидуальный предмет быта для расчёсывания волос, массажа головы и нанесения воды на волосы. Также есть расчёски для шерсти животных. Существует два основных типа расчёски — гребень и щётка для волос (массажная щётка). Гребень также может служить украшением, например, как часть испанского национального костюма.
Пряде́ние — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.
Стаме́ска (от нем. Stemmeisen) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы.
Шпилька — приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Шпильки существовали уже в древней Ассирии и Египте, где ими украшались причёски. Археологические раскопки позволяют предположить, что такие шпильки ценились как предметы роскоши у египтян, а затем греков, этрусков и римлян.
Гвоздь — крепёжное изделие, метиз в виде стержня с головкой и острым концом. По форме стержень может быть цилиндрическим, параллелепипедным, конусовидным или пирамидальным. Гвоздь используется для крепления деталей из различных материалов (в основном древесных) между собой. Путём забивания молотком осуществляется внедрение гвоздя в тела соединяемых деталей, в которых гвоздь удерживается силой трения.
Мо́лот — орудие труда, использующееся для нанесения ударов при ковке металлов, разбивании камней и пр.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Молото́к — небольшой ударный инструмент, применяемый для забивания гвоздей, разбивания предметов и других работ. В основном изготавливается из стали. Молоток — один из древнейших инструментов, используемых разумным человеком.
Коромы́сло (коромысл) — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Коромысло популярно в странах Дальнего Востока.
Ши́ло — как правило это игла с рукояткой. Используется, например, закройщиками и сапожниками для прокалывания плотных материалов, например, кожи. Находит применение и у других мастеров (у столяров, плотников — шило столярное), в качестве канцелярской принадлежности, электромонтажного инструмента.
Цеп (чеп, молотило) — ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже — нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Лоза — название тонкой и длинной разновидности стебля (травянистого или одревесневшего), характерного главным образом для растений рода Виноград (Vitis), а также для некоторых других (в частности, некоторых видов рода Ива (Salix)); в узком смысле обычно применяется именно в отношении побегов винограда и всего семейства Виноградовые (Vitaceae). Иногда лозой ошибочно называют всё растение винограда.
Но́жницы — инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях.
Долото ́ — плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т. п. Обычно имеет вид насаженного на рукоятку продолговатого металлического бруса с заточенным рабочим концом. Снабжено рукояткой, обычно изготовленной из древесины твердых пород дерева. С торцевой стороны на рукоятку обязательно насаживается металлическое кольцо, для предотвращения раскалывания рукоятки от ударов молотка или киянки. При работе долото обычно держат одной рукой, прикладывая режущим...
Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов,вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка; или просто на пальцах) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).
Подробнее: Тесло
Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига...
Зигза́г (фр. zigzag) — ломаная линия, звенья которой поворачивают то в одну то в другую сторону под постоянным углом.
Осно́ва — продольная (вертикальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Вместе с системой утка́ образует ткацкое переплетение. Осно́вные нити также могут называться долевыми нитями.
Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Лопа́та — ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой лоток (полотно), насаженный на рукоять (черенок). Общепринятое название всех прямых лопат — штыковые — произошло от слова «штык».
Тетива ́ — эластичный шнур из растительных, животных или синтетических волокон, служащий для сгибания древка лука. Тетива соединяет два конца древка и служит для запуска стрелы. Желательно, чтобы тетива как можно меньше весила, сопротивлялась трению и влаге. Масса имеет наибольшее значение в центре тетивы; один грамм лишней массы в середине тетивы замедляет стрелу так же как 3,5 лишних грамма на концах тетивы.
Грузи́ло — одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле и для натяжения нитей в ткацких станках. Изготовлялось из керамики (терракоты) или камня.
Пила ́ — инструмент со множеством резцов, обычно зубьев, для разрезания (распиловки) различных материалов: древесины, металла, пластика, камня и других.
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Жердь — тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов, крыш и другого.
Цепь — изделие, конструкция, состоящая из одинаковых жёстких деталей, называемых звеньями (в изначальном значении — металлических колец), подвижно соединённых последовательно.
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. Может быть объектом коллекционирования. Это изделие надевается на указательный палец...
Щипцы ́ — общее название столярного, слесарно-монтажного, парикмахерского инструмента в виде двух раздвигающихся на шарнире плоских или полукруглых концов (губ, щёк) с рукоятками, используемых для сжимания, схватывания, выдёргивания (к примеру, выдёргивания или загибания гвоздей, проволоки; горячей завивки волос; выщипывания волос на бровях).
Палка — обычно длинный, прямой кусок дерева, чаще всего ветка без листьев. Также палкой можно считать длинный прямой предмет из любого вещества, способного сохранять форму. В связи с доступностью является одним из самых древних предметов быта человека и приматов. Использовалась как в качестве орудия труда, так и оружия. В усовершенствованном виде многие предметы дошли и до наших дней.
Тирс , фирс (др.-греч. θύρσος) — деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля ферулы (Ferula communis), увенчанного шишкой пинии: атрибут древнегреческого бога рождающих сил природы и вина Диониса, а также его свиты — сатиров и менад. Непременный атрибут дионисических мистерий, символ человеческого созидающего начала.
Топо́р — рубящее орудие, чаще короткодревковое и имеющее рабочее лезвие, расположенное вдоль рукоятки.
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Коса ́ — сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.).
Зуби́ло — ударно-режущий инструмент для обработки металла или камня. При сообщении зубилу ударного усилия со стороны бойковой части (затыльника) с помощью молотка, кувалды, бойка отбойного молотка, рубильного молотка, бетонолома или перфоратора режущая кромка зубила воздействует на обрабатываемый материал, разрезая его или раскалывая.
Гра́бли — сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев уже разрыхлённой почвы, очистки от выкопанных корней сорных трав, лёгкого разрыхления последней между рядами растений (употребляются тяжёлые железные грабли с остроконечными зубьями), а также для грабления, сгребания или сгромаживания скошенной травы (отсюда особенные названия рабочих: гребщик, гребчиха, громадильник, громадильница, громадильщик, громадильщица), переворачивания её и вообще при уборке культивируемых растений...
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Сошни́к (ральник, омеш) — режущая часть сохи, плуга, культиватора и других сельскохозяйственных орудий, предназначенная для взрыхления почвы. Сошник является острым наконечником, который подрезает пласт земли, проводя борозды. Сошник плуга обычно называется лемехом.
Накова́льня — это опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов методами пластической деформации. Наковальня является одним из главных инструментов-приспособлений для кузнечной обработки металлов. Наковальня — достаточно массивное приспособление, закрепляемое неподвижно на деревянной колоде...
Пинцет (от фр. pincette — щипчики) — инструмент, приспособление для манипуляции небольшими предметами, которые невозможно, неудобно, либо нежелательно или опасно брать незащищёнными руками.