Связанные понятия
Австе́рия , или аустерия (от греч. Ιστιαστηριον, трактир; лат. austeria; итал. osteria, харчевня; польск. austina, странноприимница) — в России при Петре Великом ресторация, питейный дом, гостиница и почти клуб для иноземцев и русской знати, устроенный на западный манер и по приказу царя после его ознакомления с европейским бытом.
Петровский театр — первый общественный музыкальный театр Москвы, существовавший в 1780—1805 гг. Здание театра было построено архитектором Х. Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П. В. Урусова. Главный фасад здания выходил на улицу Петровка, отсюда название.
«Яр » — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве XIX — начала XX века. «Яр» пользовался популярностью у представителей богемы и был одним из центров цыганской музыки. В настоящее время ресторан работает в здании отеля «Советский».
Полю́строво ; на картах с конца XIX века и до 1940 года включительно — Палюстрово, от лат. paluster — болотистый) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы.
Упоминания в литературе
Скоро так стали называться и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. В конце XIX века «воксхолл», или «
воксал », стало значить уже «концертный зал на железнодорожной станции». Славился, например, Павловский вокзал, в Павловске под Петербургом. Наконец, превратившись в «вокзал», слово это у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: «автовокзал», «аэровокзал».
Относительно оценки Вокзала как творения О. Монферрана сошлюсь на Е.А. Борисову. По ее мнению, в Екатерингофском парке «были построены готические общественные сооружения, оказавшие значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры. Наиболее крупным из них был екатерингофский „
воксал “, готический стиль которого, заимствованный у знаменитого лондонского „Воксхолла“, вскоре стал традиционным для первых русских железнодорожных вокзалов. Они получили то же наименование. Павловский вокзал сочетал роль публичного общественного здания с большим концертным залом (собственно „воксал“) с функциями железнодорожной станции»[228].
В другой части парка, за мощеным булыжником шоссе тоже появилось много интересного. «
Воксал »[4] с танцевальным и концертным залом, Китайский павильон, «Русская изба», где подавали мед, квас и чай, карусели, катальные горы – множество затей для публики самых разных классов. Гулянье 1-го Мая считалось «народным», но охотно посещалось аристократической публикой и членами царской семьи. В «воксале» давались концерты, балы. Кстати, огромной популярностью среди екатерингофской публики одно время пользовалась женщина-скрипачка, которая еще и дирижировала оркестром. Кавалькады, маскарадные выезды, балы, цыгане – чего только не видел Екатерингоф.
История всемирно известного театра началась в 1776 году. Губернский прокурор, князь Пётр Васильевич Урусов, имевший труппу актеров, получил высочайшее позволение «содержать <…> театральные всякого рода представления, а также концерты,
воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». По данной ему «высочайшей» привилегии князь был обязан в течение пяти лет построить для труппы постоянное театральное здание «с таким внешним убранством, чтобы он городу служил украшением…». Компаньоном князя был выпускник Оксфорда, театральный антрепренер Михаил Георгиевич Медокс. Вскоре дела Урусова пришли в упадок, и князь уступил Медоксу свою привилегию держать театр.
После открытия железнодорожного сообщения с Москвой и возведения Николаевского вокзала в Петербурге сформировалась еще одна центральная площадь, обустройство которой стало важным государственным делом. В середине XIX века архитектор А.П. Гемилиан построил огромное четырехэтажное здание с недорогими комнатами для приезжих в столицу. Открытый в декабре 1851 года отель был оборудован современной системой отопления и системой очистки и вентиляции воздуха, а коридоры были связаны друг с другом специальным трубопроводом для передачи голосовых сообщений. Кстати, некоторое время гостиницу называли «
воксалом » – на английский манер, как и похожее сооружение в Павловске, где кроме музыкальных вечеров в ресторане сдавались и комнаты для отдыха любителей музыки. Первоначальное название гостиницы «Знаменская» продержалось недолго, и после смены владельца ее нарекли «Северной». Именно тогда архитектор А. Климов по заказу Н.В. Туляева (владельца гостиницы) надстроил еще один этаж с мансардой, существенно изменив и фасады отеля – появились русты «под шубу». В 1890-х годах известный петербургский архитектор А.С. Хренов перестраивает мансарду в полноценный шестой этаж и в который раз переделывает внешний облик «Северной»: стены вновь становятся гладкими, но на уровне второго и пятого этажей появляются профильные тяги. Тот фасад, что мы видим сейчас, является результатом работы нескольких архитекторов. Гостиница содержала собственный омнибус, а ресторан «Северной» вмещал до пятисот посетителей.
Основанием его труппы принято считать 17 марта 1776 года (по старому стилю), когда московский губернский прокурор П. Урусов получил правительственную привилегию, позволяющую ему содержать театральные представления, концерты и маскарады. Кроме того, Урусову разрешалось для проведения увеселений брать под свой контроль так называемые
воксалы (залы для проведения маскарадов).
Связанные понятия (продолжение)
Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Коню́шенная площадь — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении набережной канала Грибоедова, Большой Конюшенной улицы и Конюшенного переулка. На площадь выходит Ново-Конюшенный мост.
Пески ́ — исторический район Санкт-Петербурга, располагающийся на месте Советских улиц (раньше Рождественских улиц), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов.
Пасса́ж (фр. passage — проход, переход) — популярный во второй половине XIX века тип торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остекленным перекрытием. Примером может служить галерея Виктора Эммануила II в Милане.
Панаевский театр — зимний театр, основанный Валерианом Панаевым в Санкт-Петербурге, в доме № 4 по Адмиралтейской набережной. Открылся 4 января 1887 г. и существовал до 22 сентября 1917 года, пока не сгорел.
Театр Секретарёва (также секретарёвский театр, «Секретарёвка») — московский театральный зал в XIX веке в здании по современному адресу Нижний Кисловский переулок, № 6, строение 1.
Ста́рая Дере́вня — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Елагина острова (Приморский район). До начала XX века административно принадлежал Стародеревенской волости Петербургского уезда, впоследствии включён в состав Новодеревенского (пригородного) участка наряду с Новой Деревней и Коломягами.
Меща́нская слобода ́ — историческая местность на севере Москвы, известная с 1671 года как поселение белорусов.
Мы́тный двор — место, где взималась пошлина за проезд по платным дорогам общего пользования (трактам). Сама плата называлась мыт (позже — замыт) и взималась за провоз всех товаров, кроме хлеба.
Театр Мошнина (также «мошнинка») — театральный зал в Москве в XIX веке в доме В. П. Мошнина в Каретном Ряду (на его месте ныне располагается Сад Эрмитаж). Наряду с «немчиновкой» и «секретарёвкой» — один из московских маленьких «театров-табакерок» по выражению В. М. Дорошевича.
Театр на Моховой — государственный («императорский») театр, действовавший в Москве, во флигеле дома Пашкова с 10 (22) апреля 1806 по 14 (26) октября 1824 года.
Театр Омона — общее название нескольких антреприз, содержавшихся в Москве в конце XIX-начале XX века Шарлем Омоном.
Лати́нский кварта́л (фр. Quartier latin) — традиционный студенческий квартал в 5-м и 6-м округах Парижа на левом берегу Сены вокруг университета Сорбонна.
Вокза́л — комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. В зависимости от рода пути сообщения различают вокзалы железнодорожные, морские, речные, аэровокзалы, автобусные и комплексные, совмещающие несколько видов вокзалов. В силу наибольшей доступности железнодорожного транспорта и популярности...
Знаменский театр — театр, существовавший в Москве на улице Знаменке, д.12/2 в XVIII в.
Кунгстрэдгорден (шведск. — Kungsträdgården, «Королевский сад») — парк в центре Стокгольма, Швеция. В разговорном языке известен как Кунгсан (Kungsan).
Кафе «
Флориан » (итал. Caffè Florian), знаменитое венецианское кафе, расположенное на площади Сан Марко, 29. «Флориан» считается самым старым кафе Италии и является одним из символов Венеции.
Дом собраний (фин. Seurahuone, швед. Societetshus) — тип здания общественного назначения, получивший распространение в Финляндии и Швеции в XIX веке.
Русский Самарканд — широко распространённое в архитектуре и истории название западной части города Самарканд, который находится в Узбекистане. В некоторых источниках также именуется «Европейским» или «Новым» Самаркандом, а также «Южным Петербургом». Начал формироваться в 1870 году.
Цветочный пассаж (тур. Çiçek Pasajı), первоначально назывался Cité de Péra, — известный исторический пассаж (галерея или аркада) на улице Истикляль в стамбульском районе Бейоглу. Он соединяет улицы Истикляль и Сахне.
Новый императорский
театр в Москве, в просторечии Арба́тский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте, построенное по проекту Карла Росси в 1807—1808 годах в Москве у Арбатских ворот, в конце Пречистенского бульвара (ныне Арбатская площадь) и сгоревшее в пожаре 1812 года.
Гранд-отель «Эспланада» (нем. Grand Hotel Esplanade) — несохранившееся здание в центре Берлина на Потсдамской площади, знаменитая гостиница эпохи золотых двадцатых. Здание было разрушено в результате авианалётов союзнических войск во Вторую мировую войну. Некоторые уцелевшие помещения отеля «Эспланада» в 1990-е годы были интегрированы в реализованный на Потсдамской площади проект Sony Center. В 1988 году новый гранд-отель «Эспланада» открылся на набережной Лютцова в берлинском районе Тиргартен.
Де́вичье по́ле — историческая местность в Москве в излучине Москвы-реки в нынешнем районе Хамовники к северу от Новодевичьего монастыря до Садового кольца.
Эрмита́ж (фр. hermitage, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала...
Бал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
Подвал поэтов — артистическое кафе, существовавшее в Ростове-на-Дону в начале XX века.
Сосно́вая Поля́на — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга (Красносельский район).
«Олений парк » (фр. Parc-aux-cerfs) — особняк неподалеку от Версальского дворца, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками.
Маре ́ (также Марэ, фр. le Marais «Болото») — исторический район и квартал Парижа на правом берегу Сены, восточней Бобура. Расположенный между площадью Республики и площадью Бастилии, Маре принадлежит как к 3-му, так и к 4-му муниципальным округам Парижа. Границы квартала определены тремя бульварами и рекой Сеной: на севере — бульваром дю Тампль, на западе — Севастопольским бульваром, на востоке — бульваром Бомарше, и на юге — Сеной.
Архитектурный
каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — разновидность павильона, небольшое здание или архитектурный объект, изначально служивший для развлечения гостей парка дворянской усадьбы.
Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX—XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.
Рублёвка — неофициальное название территории к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
Усадьба Надаржинских-Голицыных с центром в селе Тростянец Харьковской губернии была одной из крупнейших и самых богатых в Малороссии. Начало её истории положил в 1720 году царь Пётр I, выделивший 4000 душ крестьян в Тростянце и его окрестностях своему духовнику Тимофею Надаржинскому. Вторым центром имения был Славгород.
Подробнее: Тростянец (усадьба)
«Шампанская баня », англ. Champagne Bath, в настоящее время — фитнес-центр «Шампань», англ. Champagne Fitness Center — историческая баня в г. Оттава, Канада. Здание расположено в доме 321 по Кинг-Эдвард-авеню в районе Лоуэртаун.
Хакские дворы (нем. Hackesche Höfe) в Шпандауском предместье в берлинском районе Митте — самый крупный архитектурный комплекс закрытых дворов в Германии. С 1972 года находятся под защитой государства как памятник архитектуры.
Виктория-холл (англ. Victoria Hall) — концертный зал в Женеве, Швейцария, построенный в 1891—1894 годах на деньги английского консула в Женеве Дэниэла Бартона (англ. Daniel Fitzgerald Packenham Barton), который был большим любителем музыки. Автором проекта выступил женевский архитектор Джон Камолетти. В 1904 году Бартон подарил здание городу. Это здание было названо в честь королевы Виктории. В 1986 году случился пожар, который частично уничтожил внутреннее убранство зала, которое вскоре было восстановлено...
Парк развлече́ний (парк аттракцио́нов, темати́ческий парк) — собирательный термин, описывающий некоторое количество аттракционов и других видов развлечений, размещённых на одной территории.
Кинь-Грусть просто усеяна памятниками природы. Поныне на территории близ лесничества и бывшей дачи Лазаренко сохранилось немало экзотов — две сосны Веймутова, четыре сибирские лиственницы высотой более 20 метров и более двух метров в обхвате. В бывшем парке Кристера растут голубые ели, тис ягодный, биота восточная, дубы болотный и северный. По улице Осиповского, 2-а находится легендарная 150-летняя «Ель Кристера», посаженная самим Вильгельмом. Вдоль ул. Кобзарской есть 150-летние сосны и огромная...
Харадзюку (яп. 原宿, слушать ) — квартал, расположенный около станции Харадзюку на Линии «Яманотэ» в Сибуя (Токио, Япония). Каждое воскресенье молодые люди одеваются в одежду множества стилей, включая такие, как «лолита», «Visual kei» и в косплей-костюмы и идут проводить день около Харадзюку. Большинство молодых людей собирается на пешеходном мосту «Дзингу», соединяющем Харадзюку с соседним районом.Харадзюку — известное место собрания модников. Уличный стиль Харадзюку разрекламирован в японских и международных...
Трактир «Капернаум» — одно из излюбленных литераторами мест встреч, игравших роль своеобразных общественно-политических клубов и характерных для петербургской культуры конца XIX — начала XX веков.
Шарль Омон (фр. Charles Aumont, также Михаил Григорьевич Омон, по некоторым источникам, настоящая фамилия Соломон или Саломон) — московский антрепренёр конца XIX-начала XX века, по некоторым данным — француз из Алжира, «король антрепризы», основатель российского кинопроката. «Один из наиболее искренних сторонников русско-французского союза».
Мю́зик-холл (англ. music hall) или варьете́ (фр. variété) — развлекательный жанр, который был популярен между 1850 и 1960 годами.