Выживаемость летательного аппарата

Выживаемость летательного аппарата — оперативное понятие, используемое при оценке тактики, применяемых способов преодоления противовоздушной обороны (ПВО) противника. Высокий уровень выживаемости достигается скрытностью полета, маневренностью, применением эффективных приемов уклонения.

К факторам, влияющим на выживаемость, относятся: тактика применения летательного аппарата (ЛА), его лётно-технические характеристики (ЛТХ), характеристики боевой живучести ЛА, квалификация и боевой опыт экипажа, заметность ЛА в основных физических полях, в частности в радиолокационной и ИК областях спектра.

В СССР выживаемость в упрощенном виде определялась как вероятность возвращения на базу после выполнения боевого задания в условиях противодействия противника. Характеризуется уровнем потерь — отношением количества сбитых ЛА к общему числу боевых самолёто-вылетов, произведенных за операцию.

В США выживаемость ЛА определяется как способность выполнять поставленную задачу после разового воздействия средства поражения. При этом работа специалистов в области выживаемости часто связана с совершенствованием следующих четырех элементов системы:

  • Заметности – неспособности избегать визуального, акустического или радиолокационного обнаружения.
  • Восприимчивости – неспособности избегать, либо уклоняться от действия средств поражения.
  • Уязвимости – как неспособности выдерживать поражение.
  • Восстанавливаемости – связанной с учетом длительного влияния различных факторов после воздействия, контроль повреждений, пожаробезопасность, восстановление функциональных способностей, или (в крайних случаях) аварийное покидание ЛА.

В нормативном документе Министерства обороны США MIL-HDBK-2089 «Military Handbook Aircraft Survivability Terms» (30 May 1997) выживаемость определяется как «способность ЛА совершать уклонение или выдерживать воздействие средств противодействия противника без ухудшения способности летательного аппарата выполнять поставленную боевую задачу».

Соответственно высокий уровень выживаемости обеспечивается «использованием любых тактических приемов, способов и методов, а также специализированного оборудования, или их возможных сочетаний, позволяющих повысить вероятность выживания ЛА при эксплуатации в условиях противодействия противника».

Так высокая боевая живучесть советского самолета-штурмовика Су-25 и рациональная тактика его применения в Афганистане обусловили малый уровень боевых потерь этой машины, и соответственно, высокую выживаемость штурмовика. За годы афганской войны было потеряно 23 самолета Су-25 при 60 тыс. совершенных боевых вылетов при уровне потерь 0,038 процента.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я