Связанные понятия
Ула́вливающий тупи́к (также: поездоулавливатель) — железнодорожный путь, предназначенный для улавливания поезда или группы вагонов, потерявших управление тормозами.
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Черёмушкинский трамвай — трамвайная система в посёлке гидроэнергетиков Черёмушки Республики Хакасия. Является одной из самых маленьких на территории России и последних, созданных в СССР и России, трамвайной системой. Единственный в России трамвай, где проезд является бесплатным.
Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного...
Грузо-пассажирский поезд — такой тип железнодорожного состава, который сформирован как из грузовых, так и из пассажирских вагонов. Подобные поезда ныне как правило, используются на отдельных малодеятельных участках железных дорог.
Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.
Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.
Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Железнодорожный транспорт в Финляндии Сеть железных дорог Финляндии — это 5919 км линий с шириной колеи 1524 мм. Из них 3067 км электрифицированы на переменном токе с напряжением 25 кВ. Стандарт колеи 1524 мм, действовавший в Российской империи, позволяет поездам следовать из Финляндии во все страны бывшего СССР, а также другие страны, использующие колею 1520 мм.
Здесь приведён
список действующих метрополитенов мира, согласно их определению Международным союзом общественного транспорта и Робертом Швандлем, автора более 30 книг о метро. На март 2019 года в мире насчитывается 188 систем метрополитена в 175 городах 56 стран. Первым метрополитеном стал Лондонский, открытый в 1863 году и впервые электрифицированный в 1890 году. Он же является самым старым в мире. Самым длинным является Шанхайский метрополитен, а самым загруженным — Пекинский. По количеству станций...
Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, S-Bahn), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть по другому.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Скоростной маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки — система высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией. Длина маршрута — 407 км, время в пути 3 ч 27 мин.
Провозная способность — это характеристика, показывающая способность какого-либо вида транспорта перевезти определённое количество пассажиров (грузов) по одной полосе движения в единицу времени.
Стрелочный перевод — это наиболее широко распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на один (или более) примыкающий путь.
«Сибе́лиус » (фин. Sibelius) — пассажирский поезд Финских железных дорог, курсировавший по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург (фирменный поезд № 35/36 «Сибелиус» по российской классификации) c 30 мая 1992 года до 11 декабря 2010 года. Заменен на фирменные скоростные поезда «Аллегро».
Сортировочный парк — парк путей (сортировочных), предназначенная для накопления перерабатываемых вагонов согласно назначениям плана формирования и имеющая необходимое техническое оснащение. Часть сортировочного комплекта сортировочной станции, идущая после сортировочной горки и перед парком отправления.
Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Волжский трамва́й — трамвайное хозяйство города Волжский Волгоградской области. Трамвай в Волжском работает с 1963 года. Действует 8 маршрутов. Волжский — единственный город в СССР, где трамвайное движение открыли новые вагоны Gotha T2-62 (В2-62). Систему эксплуатирует МУП «Волжская автоколонна № 1732».
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
Верхнее строение пути — часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колёс по рельсовой колее.
Электросекция — группа, состоящая из моторных и прицепных электровагонов, часто неразъёмная в эксплуатации и управляемая по системе многих единиц. Несколько сцепленных между собой электросекций образуют электропоезд. Первые электросекции (например С) могли эксплуатироваться как самостоятельные подвижные единицы, однако со временем в ряде стран стали выпускать электросекции, которые могли эксплуатироваться лишь в сцепе с другими электросекциями (в СССР это было сделано начиная с ЭР1). Стоит отметить...
Железнодорожный путь совмещённой колеи предназначен для использования подвижным составом с разной шириной колеи.
Подробнее: Совмещённая колея
Нижегородская городская электричка — один из видов рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Вместе с метрополитеном образует систему скоростного рельсового транспорта города. Состоит из двух линий — Сормовской и Приокской. Основана на базе ГЖД 24 июня 2013 года, как дополнение к метрополитену.
Почтово-багажный поезд — особый поезд, предназначенный для перевозки почты и багажа по железной дороге и имеющий в своём составе преимущественно почтовые и багажные вагоны. Формируется из пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов, для перевозки пассажиров.
Спираль (спиральная петля, петля) — это способ поднятия на высокие холмы, используемый на железных дорогах.
Мотодрезина — лёгкое съёмное самоходное рельсовое транспортное средство (дрезина) с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности (например, мотоциклетным), предназначенная для перевозки путевых рабочих, материалов и инструментов, используется при технических осмотрах железнодорожного пути, искусственных сооружений и устройств связи. Помимо того, что мотодрезины сами по себе, как правило, двух-, четырёх- или шестиместные, часто к ним можно присоединять 1–2 специальных прицепа, на каждом из которых...
Трамва́й Росто́ва-на-Дону ́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. В 2018 году стоимость проезда в трамвае составляет 17 руб., льготный проезд для пенсионеров и школьников — 8,5 руб. (по транспортной карте). Оплата при входе водителю.
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
Вагоны-автомобилевозы — грузовые вагоны специального назначения для перевозки автомобилей, прицепов к ним, микроавтобусов и троллейбусов. Представляют собой крытый вагон либо платформу, с двумя ярусами для увеличения вместимости, у них относительно большая масса при низкой грузоподъёмности.
Подробнее: Вагон-автомобилевоз
Путева́я машинная станция (ПМС) — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства, выполняющее плановые путевы́е работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. Как правило, ПМС состоит из подготовительной, основной и отделочной колонн (звенья пути собираются и разбираются на автоматических и полуавтоматических линиях производств).
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Венские уличные железные дороги ведут свою историю с открытия в 1865 году конки. С 1897 года началась постепенная электрификация сети. Пик развития сети пришёлся на конец 20-х, начало 30-х годов XX века, с этого времени густота и протяжённость сети снижаются в связи с заменой трамвая метрополитеном на наиболее загруженных направлениях.
Подробнее: Венский трамвай
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
«Авро́ра » — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
Уго́н пути ́ — продольное перемещение рельсов под колёсами проходящего поезда, как правило, направленное в сторону его движения. Угон вызывает серьёзные нарушения в работе железнодорожного пути.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.
Паровой трамвай — трамвай, приводимый в движение паровой машиной; паровой поезд городской железной дороги. Паровые трамваи стали появляться в городах в 1870-х годах, когда начался переход городских железных дорог с конной тяги на механическую. Первый паровик вышел на улицы Нового Орлеана в 1873 году. Поезда на такого рода дорогах стали водить танк-паровозы «трамвайного» типа, с вертикально расположенным котлом, внешне — закрытые, как вагоны. Впоследствии — с конденсацией пара.
Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Железнодорожный переезд — объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд (за исключением переездов на малоактивных участках железных дорог, которые...
График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.
Большой железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
Перестановка вагонов — замена вагонных тележек железнодорожных вагонов для обеспечения бесперегрузочного (беспересадочного) железнодорожного сообщения на железных дорогах с различной шириной колеи.