Связанные понятия
Автором скульптурного фонтана
Рыбак или Несчастный рыбак, расположенного в столице Сербии Белграде в центре кольцевого сквера в парке Большой Калемегдан является выдающийся сербский скульптор Симеон Роксандич. Скульптура была сделана в Мюнхенской и Римской мастерских художника в 1906 году, во время его годичного отъезда из Крагуевацкой гимназии, в которой он вел уроки рисования. Впервые скульптура была представлена публике на LXXII Международной художественной выставке в Риме в 1907 году. Установленный...
Гейдельбергская школа (англ. Heidelberg School) — австралийское художественное движение конца XIX века, позднее было описано как Австралийский импрессионизм.
Музей ныне живущих художников (фр. Musée d'artistes vivants) — парижский художественный музей, существовавший с 1818 по 1886 г. В настоящее время известен как Люксембургский музей.
Дворец итальянской цивилизации (итал. Palazzo della Civiltà Italiana), также Дворец цивилизации труда (Palazzo della Civiltà del Lavoro) или Квадратный Колизей (Colosseo Quadrato) — одно из наиболее примечательных архитектурных сооружений итальянского фашизма.
Музей Берггрюна , Коллекция Берггрюна (нем. Museum Berggruen) в берлинском районе Шарлоттенбург считается одной из наиболее ценных коллекций искусства эпохи классического модерна. В качестве «жеста примирения» коллекционер и торговец предметами искусства Хайнц Берггрюн передал её своему родному городу по цене значительно ниже её реальной стоимости. Коллекция славится прежде всего произведениями Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса. Музей Берггрюна входит в состав...
Упоминания в литературе
Отчитавшись о поездке, М. Н. Воробьев продолжил работу над собранными во время путешествия материалами, воплощая свои впечатления и наблюдения в полноценные
художественные произведения. В первое время его особенно интересовал храм Гроба Господня. В 1821 г. художник пишет маслом картину «Внутренний вид храма в Иерусалиме»[40], в 1822 г. появляется полотно «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме»[41], в 1824 г. – «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме»[42]. В это же время написаны еще две картины: «Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме»[43] и «Внутренний вид храма Гроба Господня в Иерусалиме»[44].
Плодом их сотрудничества стала «Голгофа Сербии», которая изначально была выпущена 1 мая 1930 года под названием «За честь Отечества». Несмотря на растущую популярность уже появившихся к тому времени звуковых фильмов, эта немая картина имела немалый коммерческий успех. Однако главной проблемой этого фильма был недостаток подлинных документальных материалов о страданиях и возрождении сербского народа во время Великой войны. Дело в том, что какое-то количество фильмов, снятых в период с 1914 по 1918 годы, были утеряны во время войны или даже намеренно уничтожены. Поэтому некоторые куски нужно было впоследствии реконструировать (например, эпизоды, запечатлевшие сербскую армию, пересекающую Албанию, повседневную жизнь в оккупированной Сербии, освобождение городов Ниш и Белград, а также вхождение войск в освобожденную столицу). Благодаря великолепной работе оператора Стевана Мишковича и поддержке министра обороны Сербии генерала Стевана Хаджича, который обеспечил участие сербских солдат в
съемках 1929 года, были сняты впечатляющие и убедительные игровые эпизоды, для непрофессионального взгляда практически неотличимые от подлинных документальных.
Вскоре после окончания росписи Мантенья создал алтарную композицию для церкви Сан-Дзено в Вероне. Впоследствии воины Наполеона вывезли алтарь во Францию. После окончания войны алтарь вернули в Верону, а пределла осталась во Франции. «Голгофу» поместили в Лувре, а две другие ее композиции
хранятся в музее города Тура.
Виа Долороза (Крестный путь) – одно из самых почитаемых христианских мест Иерусалима. Двадцать столетий наложили непроницаемую завесу на топографию святого
города, а новые поколения перенесли путь, по которому Сын Человеческий шел на Голгофу. Но каждый попавший в Иерусалим непременно старается последовательно пройти путь страданий Спасителя от Гефсиманского сада, где Он был схвачен стражей, до места Его распятия.
Еще одним замечательным примером построения единого пространства является картина Николая Николаевича Ге (1831–1894) «Голгофа» (рис. 9). В
центре картины изображена маленькая группа людей. Один из них вскинул голову, прижав кисти рук к вискам. Это Иисус Христос. Выражение его лица очень неоднозначно. Здесь некоторые видят отчаяние. Но можно увидеть и глубокое проникновение в трагический и высокий смысл приносимой Богом жертвы. Жесты рук Христа замыкают пространство Его переживаний. Само время остановилось в этом переживании. Каждый из нас, зрителей, не способен хоть сколько-нибудь полно проникнуть в то, что Он сейчас чувствует. Рядом с Христом – разбойники. А слева протянута указующая рука – приговор к распятью вынесен. Чья это рука, не ясно, но она принадлежит и пространству картины, и пространству зрителя. Мы зрительно входим в картину слева направо, и вместе с нашим взглядом к центру картины протягивается рука. Она протянута из пространства зрителя, т. е. из нашего пространства. И поэтому этот страшный беспощадный жест – это наш жест. Тем самым картина провозглашает, что каждый из нас до сих пор несет ответственность за то, что произошло много веков назад, и за то, что происходит и сейчас.
Инициатива постройки храма в Сокольниках принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову, впоследствии погибшему в лагерях и причисленному к лику святых. Храм строился к 300-летию Дома Романовых (проект архитектора П.А. Толстых, при участии архитектора Л.И. Лазовского). Закладка состоялась 29 июня 1909 г., освящение – 22
декабря 1913 г. Храм являлся одним из крупнейших в Москве, он вмещал до 3000 молящихся. Придел во имя апостолов Петра и Павла освятили 4 января 1915 г., а второй придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – 18 октября 1915 г. В подклете 9 сентября 1916 г. освятили придел благоверного князя Александра Невского, в память о почившем настоятеле храма отце Александре Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Позднее придел переосвятили в честь Рождества Христова. Газеты сообщали, что придел «имел вид пещеры. По стенам устроены ниши, в одной из которых изображена Голгофа». Храм знаменит своим необычным расположением алтарной апсиды не традиционно – на восток, а на юг. По преданию, это была идея отца Иоанна Кедрова, чтобы направить алтари в сторону Палестины – земной родины Спасителя. В начале XX в. хор храма состоял из слепых.
Связанные понятия (продолжение)
Панорамная живопись — вид изобразительного искусства, раскрываюobq широкий, всеобъемлющий взгляд на определенный предмет, часто пейзаж , военную битву или историческое событие. Он стал особенно популярным в 19 веке в Европе и Соединенных Штатах, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтической поэзии. Некоторые из произведении дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение.
Фонд Гуггенхе́йма (англ. Solomon R. Guggenheim Foundation) — некоммерческая организация по поддержке современного искусства, созданная американским миллионером и меценатом, «медным королём» Соломоном Р. Гуггенхеймом (1890—1967) и немецкой художницей-абстракционисткой Хиллой фон Ребай в 1937 году. Правление фонда находится в Нью-Йорке.
Национальный музей природы и науки (яп. 国立科学博物館 Кокурицу кагаку хакубуцукан) — музей, расположенный в северо-восточной части парка Уэно в японской столице Токио. Музей предлагает экспозиции, рассказывающие об эволюции живых организмов на Земле, экосистемах, истории развития научных знаний, о современных технологиях. Также посетители имеют возможность провести интерактивные научные эксперименты.
Музей невьянской иконы в Екатеринбурге является частным музеем икон в России. Здесь представлено более 300 невьянских икон XVIII—XX веков.
Некрореализм — художественное направление, возникшее в начале 1980-х годов в Ленинграде.
Серия Джовио — серия из 484 портретов, собранных в XVI веке историком и биографом Паоло Джовио. Включает в себя портреты литераторов, правителей, государственных деятелей и высокопоставленных лиц, многие из которых были написаны с натуры. По задумке коллекционера предназначался как публичный архив известных мужчин, изначально был размещён в специально построенном музее на острове Комо. Собрание не сохранилось в нетронутом виде, но набор копий, сделанный для Козимо I де Медичи ныне размещён в постоянной...
«Нимро́д » — это каменная статуя, созданная израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя Нимрода, вырезанная из нубийского песчаника, считается одним из важнейших произведений в истории израильского искусства, а также ярчайшим примером творчества представителей «ханаанейского движения».
Групповой портрет городских ополченцев — жанр живописи Нидерландов золотого века, имевший распространение с 1-й половины XVI в. до конца XVII века. Это первый жанр живописи, который имел чисто коммерческую основу и зависел только лишь от платы тех, кто заказывал портрет. Картины зачастую приурочивались к какому-нибудь значимому политическому или общественному событию, например, подписанию Мюнстерского мира или прибытию в Амстердам Марии Медичи. Вершиной жанра, по мнению многих специалистов, является...
Музей восковых фигур — вид музея, коллекцию которого составляют скульптуры, выполненные из воска и имеющие портретное сходство с известными персонами прошлого и настоящего.
Арт-группа «Крепость» — творческое объединение, основанное группой художников ленинградского андеграунда во второй половине 80-х годов.
«Школа мусорных вёдер » («Ашка́нская школа»; англ. Ashcan School) — художественное направление, возникшее в живописи США в начале XX века. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположники и крупнейшие представители школы: Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Уильям Глакенс.
«Березина » («Переход армии Наполеона через Березину в 1812 г.») — панорама, созданная польскими художниками Войцехом Коссаком и Юлианом Фалатом в 1895 году, посвященная сражению на Березине. Целиком до настоящего времени не сохранилась.
«Фриз жизни : поэма о любви, жизни и смерти» — цикл работ норвежского художника Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Первые работы цикла были созданы им в начале 1890-х годов, однако в таком виде, каким его задумал художник, фриз демонстрировался только в 1903 году в галерее Берлинского сецессиона.
Панамо-Тихоокеанская международная выставка (англ. Panama–Pacific International Exposition, сокр. PPIE) — международная выставка, проходившая в Сан-Франциско в 1915 году в честь завершения строительства Панамского канала. Выставка площадью 635 акров (2,6 км²) размещалась в современном городском районе Марина между Пресидио и Форт-Мэйсоном.
«Мрачные картины » (исп. Pinturas negras, встречается буквальный перевод «Чёрные картины») (1819—1823) — название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al secco (на стене, по увлажнённой штукатурке). Были созданы для стен своего дома, который он приобрел в феврале 1819 года, с интересным названием «Дом Глухого»,получивший название еще при жизни бывшего владельца, вероятно, страдавшего глухотой. Эти фрески переносились на холст с 1874 года, на сегодняшний день они хранятся...
«Род человеческий » (англ. The Family of Man) — выставка фотографий, впервые показанная в 1955 году в Нью-Йоркском музее современного искусства. Куратор проекта — Эдвард Стайхен. Одна из наиболее значимых выставок в истории фотографии, до настоящего времени открыта для посещения (в люксембургском замке Клерво).
Общая
краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка (польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии, которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова, а также одним из...
«Байкону́р » — инсталляция плетёных скульптур Николая Полисского и Никола-Ленивецких промыслов 2005 года. Скульптуры были сделаны в деревне Никола-Ленивец и установлены во внутреннем дворике Третьяковской галереи на Крымском Валу в рамках I Московской биеннале современного искусства.
«Музейный остров » (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Колония художников в Дармштадте (нем. Darmstädter Künstlerkolonie) — художественная колония (объединение), действовавшее в 1899—1914 под покровительством герцога гессенского Эрнста Людвига (1868—1937), а также сам посёлок художников на холме Матильды (нем. Mathildenhöhe — Матильденхёэ) — комплекс архитектурных памятников немецкого модерна, бо́льшая часть которых спроектирована и построена Йозефом Ольбрихом.
Туризм в Улан-Баторе . Как центр культурной, политической, коммерческой и индустриальной жизни страны Улан-Батор предоставляет туристам много интересного, включая музеи, выставочные залы, театры, шоу, специализированные магазины. Можно провести несколько интересных дней не выезжая за его пределы, но так как город окружён четырьмя горными массивами с национальными парками, то для любителей прогулок на природе можно найти множество активных занятий.
Город искусств и наук (валенс. Ciutat de les Arts i les Ciències, исп. Ciudad de las Artes y las Ciencias) — архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Дизайн принадлежит валенсианскому архитектору Сантьяго Калатраве, строительство началось в 1996 году. Комплекс является одним из выдающихся образцов современной архитектуры.
«Обед на небоскрёбе » («Нью-йоркские рабочие, обедающие на поперечной балке») — известная фотография созданная в 1932 году неизвестным фотографом (с 2003 года авторство около десяти лет приписывалось Чарльзу Клайду Эббетсу) во время строительства «RCA Buildings» (в 1986 году переименованного в «GE Building»), являющегося частью Рокфеллер-центра.
«Бéглый раб» — скульптура, созданная русским скульптором В. А. Беклемишевым в 1891 году в Италии.
Арсенальная выставка (англ. Armory Show), официальное название Международная выставка современного искусства (International Exhibition of Modern Art) — выставка произведений живописи, графики и скульптуры современного искусства, организованная с 17 февраля по 15 марта 1913 года в здании Арсенала (Armory) 69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии, на углу Лексингтон-авеню и 25-й улицы. Позднее выставка была показана также в Бостоне и Чикаго. Эта выставка считается отправной точкой развития современного...
Ранняя
итальянская живопись эпохи Возрождения является вершиной мирового художественного наследия. Проторенессанс в живописи связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм — с 1525 по 1600 год. Эти...
Ле́йденская колле́кция (англ. The Leiden Collection) — одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века, собранное Томасом Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан. Коллекция названа в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт. Собрание включает в себя более 250 картин и рисунков Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Халса, Яна Ливенса, Герарда Дау, Яна Стена и других художников, созданных между 1620 и 1700 годами. Коллекция находится в Нью-Йорке.
«Невский-25» — объединение художников и одноимённая сквот-мастерская существовавшая с 1987 по 1990 год в центре Ленинграда, на последнем этаже Дома Казанского собора.
Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».
Москультпрог («Московские культурологические прогулки») — академический проект, организующий общедоступные акции (прогулки, перформансы, концерты), семинары, выставки, посвящённые городской архитектуре, истории и экологии. Создан Сергеем Никитиным в 1997 году. В основе методики проекта лежит формат прогулки-диалога с экспертами и публикой.
Большие германские художественные выставки (нем. Große Deutsche Kunstausstellung) — восемь раз проводившиеся в период с 1937 и по 1944 год в нацистской Германии, в специально для этой цели построенном в Мюнхене Доме немецкого искусства. Выставки отражали официальный взгляд на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики.
«Факультетские картины » (нем. Fakultätsbilder) — общее название четырёх картин, созданных для украшения потолка большого актового зала в здании Венского университета. На картинах в аллегорической форме были изображены четыре классических факультета, имевшихся в европейских университетах.
Музей Джорджа Истмана (George Eastman Museum) — старейший в мире музей, посвященный фотографии, и один из старейших в мире киноархивов. Открыт для посетителей в 1949 году в Рочестере, штат Нью-Йорк, США.
Тоизм — это направление в современном искусстве, зародившееся в 1990-х годах в Эммене. Слово отражает игривый характер произведения и его философию. Суффикс "изм " отсылает к движениям, которые существуют в мире искусства и религии.Тем не менее, тоизм является серьезным направлением в искусстве, которое демонстрирует новый, критический и чувствительный взгляд на наш современный мир.
Футбол в европейской живописи получил достаточно широкое отражение. Художники изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы, создавали портреты выдающихся футболистов. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в ней, сами были болельщиками, а некоторые были профессиональными футболистами и использовали свои живописные произведения для рекламы своего клуба или...
«Анатомия ангела » (англ. The Anatomy of an Angel) — скульптура Дэмьена Хёрста 2008 года, приобретённая городом Осло и размещённая в парке скульптур Экебергпаркен (норв. Ekebergparken). Представляет собой классическую по исполнению из каррарского мрамора статую ангела, сидящего на камне, некоторые части тела которого удалены, демонстрируя человеческое строение мускулов и костей.
Утрехтские караваджисты — небольшая группа голландских художников XVII века, писавших в стиле барокко, которая творчески развивала находки художника-реформатора из Италии Караваджо (1571—1610).
Шахматисты (фр. Les joueurs d’échecs) — один из немногих сохранившихся витражей XV века на светский сюжет. Выполнен во Франции около 1450 года. Хранится в коллекции музея Клюни.
Фонд Жоана Миро в Барселоне (кат. La Fundació Joan Miró en Barcelona) — музей современного искусства в Барселоне. Открыт 10 июня 1975 года в Барселоне в помещении, построенном по проекту друга Миро, ученика Ле Корбюзье Жозепа Льюиса Серта .
Пятая республиканская художественная выставка "Советская Россия" 1975 года, открывшаяся в ноябре 1975 года в московском Манеже, стала крупным событием в общественной и художественной жизни, которое, по мнению В. Ванслова, «нельзя рассматривать просто как очередную проходящую выставку. Устремлённая в будущее, она вместе с тем явилась завершением целого этапа работы художников Российской Федерации, итогом десяти зональных выставок, и её значение нельзя оценивать в отрыве от них».
Подробнее: Советская Россия (выставка, 1975)
«Сказки водопада » (норв. Fossens eventyr) или «Свельгфосская серия» (норв. Svælgfos-serien) — название серии акварелей норвежского художника Теодора Киттельсена, созданных на рубеже 1907—1908 годов после строительства гидроэлектростанции у водопада Свельгфос (Svælgfos). Данная серия выполнена по заказу норвежского инженера и промышленника Сэма Эйде (Sam Eyde) и в сказочной форме рассказывает об электрификации и индустриализации Телемарка.