Связанные понятия
Гуси́тские во́йны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, в Богемии (современная Чехия), происходившие в период с 1419 по 1434 год.
Религиозное движение таборитов — радикальное крыло гуситов. Гора Табор (по аналогии с горой Фавор в Галилее) — место, где был основан первоначальный лагерь приверженцев движения.
Подробнее: Табориты
Каликстинцы (чеш. Kališníci от лат. calix — чаша), подобои, утраквисты (лат. utraque specie — под двумя видами) или просто чашники — умеренное крыло гуситского движения в Чехии в XV веке, в противоположность таборитам.
Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.
Восстание чешских сословий (чеш. České stavovské povstání) — антигабсбургское восстание в Чехии в 1618—1620 годах, вызванное обострившимися религиозно-политическими противоречиями между чешскими сословиями (панским, рыцарским и мещанским), с одной стороны, и королями из династии Габсбургов, с другой. Восстание закончилось поражением антигабсбургских сил в битве на Белой Горе, в результате которого власть Габсбургов над Чехией была восстановлена. Восстание чешских сословий стало началом наиболее масштабного...
Упоминания в литературе
Союз с императором заставлял Альбрехта хлопотать о ликвидации церковного раскола. Он поддержал решения Констанцского собора, покончившего с «великой схизмой»[12], и признал избранного собором единого папу Мартина V. Вскоре после этого австрийский герцог начал борьбу с чешскими протестантами –
гуситами , принесшую ему репутацию «бича еретиков». В 1420 году Сигизмунд и его католические вассалы, в том числе Альбрехт V, организовали первый крестовый поход против гуситов, но их усилия не увенчались успехом. Гуситам удалось создать мощную регулярную армию, которая раз за разом наносила сокрушительные поражения цвету европейского рыцарства. Католическая Европа вынуждена была начать переговоры с упорными еретиками. Представители гуситов приехали на Базельский собор, и вскоре были выработаны условия для компромисса. Император Сигизмунд был признан королем Чехии.
В случае с этим проектом мы видим правителя, озабоченного тем, что, с одной стороны, Чехия после гуситских войн (1419–1437 гг.) попала в международную изоляцию, с другой – ей угрожало турецкое завоевание. Римский папа Пий II (1458–1464) отказался утвердить согласительные статьи (компактаты), принятые на Базельском соборе 1431–1449 гг., по которым католическая церковь после длительной борьбы пошла на определенные уступки
гуситам . Папа требовал от короля открытой поддержки католиков. Подебрад – лидер умеренных гуситов (чашников), опиравшийся на мелкое дворянство (земанов), часть городского (чешского) патрициата и крестьянство, исповедующее гусизм, не мог пойти на это. Ответом папы стали призывы к соседям Чехии – Польше, государству Тевтонского ордена, маркграфу Бранденбургскому и Венгрии – наказать еретика, отняв у него страну.
В конце первой половины XVI века в великом религиозном движении, охватившем Западную Европу, наступает новый фазис. Начавшись еще в XV веке на славянской почве, движение это, получившее свое название по имени знаменитого чешского реформатора Яна Гуса, отличалось чисто национальным характером. У
гуситов борьба с римской церковью представляла вместе с тем и борьбу за права чешского народа, отнятые у него германцами. Та же национальная идея, хотя и не в такой сильной степени, сказывается и в реформационном движении Германии. Пламенные проповеди виттенбергского монаха представляют не один только религиозный протест во имя Евангелия, против искажений, внесенных в него католической церковью, – в них провозглашается в то же время и независимость немецкой нации от поработившей ее римской курии. Поэтому учение Лютера имело главным образом успех у германских народов, а в других странах было вытеснено более универсальным кальвинизмом.
Одновременно с альбигенсами существовала на юге Франции еще другая, по общему направлению к ним подходящая, но не столь многочисленная секта, известная под наименованием вальденсов. Ее основателем был лионский купец Петр Вальда, который по изгнании из Лиона странствовал в Италии и Германии и наконец поселился в Богемии, куда перешли и некоторые из его рассеявшихся последователей. Вальденсы сначала не имели в виду отделяться от господствующей церкви, но когда лионский архиепископ запретил им евангельскую проповедь, а папа предал их проклятию, хотя сами католики одобрительно отзывались о их безукоризненно нравственной жизни, – они стали в прямую оппозицию к церкви и отчасти примкнули к кафарам. Переселившиеся в Богемию стали впоследствии в ряды
гуситов .
Ни в XVI, ни в XVII вв. вопрос о свободе вероисповедания не получил юридического решения. Он решался только фактически, но тем не менее фактическое его решение было фундаментом, на котором в XVIII в. сформировалось юридическое решение вероисповедного вопроса и которое обусловило самую форму его. Для ясности сопоставим русскую постановку вероисповедного вопроса в XVII в. с современной постановкой этого вопроса в доктрине Запада. На Западе свободу вероисповедания выводили из двух условий: 1) отрицание у власти – церковной или государственной – права религиозного принуждения и 2) признание за индивидуумом права свободного следования в деле религии убеждениям своей совести. С одной стороны – оппозиция католичеству с его инквизицией, религиозными войнами и т. д., с другой – расположение к свободомыслию и ереси были теми импульсами, какие влияли на такую постановку вопроса о свободе религиозного исповедания. Отрицался религиозный догматизм в пользу свободы совести и религиозного индивидуализма. Борьба шла между различными религиозными партиями или сектами. Во Франции избивают гугенотов, в Швейцарии предают сожжению антитринитариев (течение в христианстве, не принимавшее догмат Троицы), в Англии преследуют диссидентов, в Нидерландах – арминиан (в отличие от кальвинистов, они не принимали предопределения, утверждали решающую роль свободы воли в деле спасения), в Чехии
гуситов . На почве всех этих отношений и фактов юридическая доктрина пыталась, в противодействие господствовавшей всюду нетерпимости одних лиц к религиозным убеждениям других, провозгласить принцип свободы совести, т. е. права всякого индивидуума, без всякого внешнего принуждения веровать тому и так, чему и как кто желает, иначе говоря – полного религиозного индивидуализма (260, с. 103).
В это время, когда дитя любви императора Сигизмунда, знаменитый герой Седмиградии и Мадьярии, Ян Гуниад, а потом его сын, не менее знаменитый Матиашь Корвин, доблестно сдерживали напор турецких полчищ вдоль Дуная, родосские рыцари храбро отражали на море нападения самого Мухаммеда II и преграждали ему путь в Западную Европу. Сама же Западная Европа, спасаемая от грозного завоевателя названными героями, утопала в крови, благодаря междоусобным войнам честолюбцев. Англия почти погибала из-за распри, поэтически названной войной Алой и Белой розы; представительница Алой, или Ланкастерской розы Маргарита Анжу, дочь лотарингского герцога Ренэ I и супруга англо-французского короля Генриха VI, лично водила полки в бой, чтобы вырвать мужа из темницы и обеспечить сыну корону Британии; однако беспощадная борьба кончилась победой Белой, или Йоркской розы, занявшей престол в лице Эдуарда IV. Во Франции Людовик XI рубил головы непокорных и гордых вассалов-пэров, стремясь обессилить феодальную систему и прибрать к рукам полунезависимые владения многочисленных французских герцогов, из которых только один являлся достойным противником его; это был бургундский герцог, Карл Смелый, проведший всю свою жизнь в бестолковой войне от устья Рейна до республиканской Женевы. В Германии шли нескончаемые междоусобия между многочисленными князьками, над которыми власть императора была бессильна, тем более что движение
гуситов , которым падение Константинополя и интриги Рима помешали слиться с византийским православием, принимало грозные размеры.
Связанные понятия (продолжение)
Дефенестрация — от лат. приставки de (в общем случае — извлечение) и существительного fenestra (окно) — акт выбрасывания кого-либо из окна. Чешский исторический и политический феномен, событие, имеющее далеко идущие последствия. В истории Чехии как минимум два события известны как Пражская дефенестрация: первое в 1419 году, второе в 1618 году. Обе послужили толчком к продолжительным конфликтам в Чехии и соседних странах. Как минимум еще два события в чешской истории (в том числе одно — в XX веке...
Подробнее: Пражские дефенестрации
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Богемская война 1466—1478 — борьба за корону Чехии между Йиржи из Подебрад, Матьяшем Хуньяди и Ягеллонами. Включала в себя гражданскую войну в Чехии (1466—1471), чешско-венгерскую (1468—1478) и польско-венгерскую (1471—1478) войны.
Пикарты — крайне левое крыло таборитов во время гуситского движения в Чехии в XV веке. Идеология пикартов представляла собой христианскую религиозную доктрину хилиазм и возвращение к идеалам раннего христианства; считались неоадамитской сектой. Основные проповедники Мартин Гуска, Петр Каниш, Мартин Локвис и др.
Бу́ргграф (нем. Burggraf, чеш. Purkrabí) — должностное лицо, назначавшееся королём (или епископом — сеньором города) в средневековых городах (первоначально в бургах) на территории Священной Римской империи. Бургграфы обладали административной, военной и судебной властью. Бургграф мог быть рейхсграфом (подчиняться непосредственно императору) или быть подданным другого властителя.
Чехословацкая гуситская церковь (чеш. Církev československá husitská, CČSH или CČH) — христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.
Земан (словацк. Zeman, венг. Nemes) — низший дворянский титул мелких землевладельцев в средневековых королевствах Чехии, Польши и Венгрии, находившийся ниже титула барона. По своему социальному положению земаны были схожи с английскими...
Евангелическая церковь чешских братьев (чеш. Českobratrská církev evangelická) — крупнейшая кальвинистско-лютеранская община Чехии. Юридически зарегистрирована в 1918 году, после распада Австро-Венгрии, однако возводит свою историю ко временам чешской реформации и Яна Гуса.
Владарж Рожмберкского дома (чеш. Vladař domu rožmberského) — официальный титул главы южночешского аристократического рода Рожмберков, символизировавший целостность рожмберкских владений. Титул был впервые принят в 1418 году Ольдржихом II из Рожмберка в период ослабления королевской власти в Чехии; в дальнейшем Ольдржих изготовил несколько поддельных королевских грамот, якобы закрепивших принцип неделимости рожмберкских владений (т. н. «Рожмберкская доминия»). Титул был упразднён с пресечением рода...
Тевто́нский о́рден (лат. Ordo Teutonicus), также Германский орден, Немецкий орден (нем. Deutscher Orden) — германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.
Прусский союз (Прусская конфедерация, нем. Preußischer Bund или Bund vor Gewalt) — организация городов и духовенства, созданная в 1440 году для организации противодействия Тевтонскому ордену.
Комтурство (командорство) или коменда — минимальная административная единица в составе рыцарского ордена. Обычно употребляется по отношению к Ордену Святого Иоанна Иерусалимского (где впервые были введены комтурства) или к Немецкому (Тевтонскому) ордену. В Ордене Рыцарей Храма комтурствам соответствовали прецептории. К 1300 году в Тевтонском ордене насчитывалось около 300 комтурств, расположенных по всей Европе, от Сицилии до Прибалтики. Как правило, комтурство состояло из одного замка и непосредственно...
Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи германской нации и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений.
Орден Дракона или Общество Дракона (лат. Societas Draconica, Societatis draconistarum, нем. Drachenorden) — рыцарский орден, основанный в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков и язычников.
Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.
Евангелическая уния или Протестантская уния (нем. Protestantische Union) — объединение восьми протестантских князей и семнадцати протестантских городов в Священной Римской империи, образованный незадолго до начала тридцатилетней войны. Основанная в 1608 году уния была возглавлена кальвинистом курфюрстом Пфальца Фридрихом IV.
Османская Венгрия (венг. Török hódoltság) — общее название территорий Османской империи, населённых преимущественно этническими венграми.
Шмалька́льденская война ́ (нем. Schmalkaldischer Krieg; 1546—1547) — война между императором Карлом V и протестантами Шмалькальденского союза. Первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами. Войска союза потерпели сокрушительное поражение при Мюльберге, что привело к подписанию Виттенбергской капитуляции. По ней курфюршество перешло от эрнестинской к альбертинской линии Веттинов. Бо́льшая часть земель побеждённых досталась союзнику Карла протестантскому герцогу Морицу Саксонскому...
Палати́н (венг. nádorispán или nádor; словацк. nádvorný župan или nádvorný špán, позднее palatín либо nádvorník; нем. Palatin) — высшая после короля государственная должность в Венгерском королевстве (до 1848 года). Иногда именовался вице-королём Венгрии. Палатин совмещал функции премьер-министра и верховного судьи королевства.
Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать...
Подробнее: Духовно-рыцарский орден
«Чешские земли » (чеш. České země) — вспомогательный термин, использующийся для обозначения комбинации территорий Богемии, Моравии и Чешской Силезии.
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Земские доски (чеш. zemské desky, др. чеш. desky zemské, лат. terrae tabulae) — важнейший источник права Чешского королевства в период с XIII по XVIII века, представлявший собой систематизированные записи судебных и административных прецедентов, заключённые в деревянный переплёт, благодаря чему источник и получил своё название. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим...
Голо́дная война ́ (польск. Wojna głodowa; нем. Hungerkrieg) — военный конфликт между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским с одной стороны и Тевтонским орденом с другой, произошедший летом 1414 года. Конфликт получил название «Голодная война» из-за использования обеими сторонами тактики выжженной земли, которая в Средневековье сводилась к сжиганию посевов на полях с целью уничтожения источников питания для противника. Голод и чума распространились по всей Пруссии. По словам Иоганна...
Война́ свяще́нников (нем. Pfaffenkrieg; польск. Wojna popia, wojna księża) — конфликт из-за избрания князя-епископа варминского, а также прав Вармии (с нем. — «Эрмланда»), начавшийся после смерти предыдущего князя-епископа в 1467 году. В 1478 году Казимир IV предпринял военную интервенцию в Вармию, а в следующем году конфликт был урегулирован заключением Первого Пётркувского договора, носившего компромиссный характер.
Королевская Венгрия — название той части средневекового Венгерского королевства, в которой после поражения венгро-чешско-хорватского войска в битве при Мохаче (1526) и последующего раздела Венгрии Габсбурги были признаны королями Венгрии. Центральная часть разделённой страны была оккупирована турками (см. Османская Венгрия), а в восточной части образовалось Восточно-Венгерское королевство, впоследствии ставшее княжеством Трансильвания (которое почти всю свою историю было вассалом Османской империи...
Швабский союз городов (нем. Schwäbischer Städtebund) — союз, заключённый в 1331 году по инициативе императора Людвига Баварского, с целью взаимной самозащиты, между 22 швабскими городами (Аугсбург, Ульм, Ройтлинген, Гейльброн и др.). В 1340 году к союзу примкнули графы Вюртембергский, Эттингенский, Гогенбергский и некоторые другие.
Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (однако в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев-обсервантов,по имени Бернардина Сиенского).
А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных...
Вторая маркграфская война (нем. Zweiter Markgrafenkrieg, также нем. Markgräflerkrieg, либо нем. Bundesständischer Krieg) — военный конфликт на территории Священной Римской империи, развивавшийся в период с 1552 по 1554 года. В ходе войны маркграф Альбрехт II Алкивиад Бранденбург-Кульмбахский стремился обеспечить себе господствующее положение во Франконии и подчинить светские владения католических епископов, что, в итоге, вызвало к жизни обширный союз имперских князей и сословий, нанесших Альбрехту...
Свяще́нная Ри́мская импе́рия (с 1512 года — Свяще́нная Ри́мская импе́рия герма́нской на́ции; лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — надгосударственный союз итальянских, немецких, балканских, франкских и западно-славянских государств и народов, существовавший с 962 по 1806 годы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральная Италия...
Швабская война (нем. Schwabenkrieg) — вооружённый конфликт 1499 года между Швейцарским союзом и Швабским союзом, который поддерживал император Священной Римской империи Германской нации.
О́рава (словацк. Orava, польск. Orawa, венг. Árva, нем. Arwa) — историческая область в Словакии и Польше к северу от Западных Татр вдоль реки Орава.
Расселение на восток (нем. Ostsiedlung) — процесс миграции, расселения немецкого населения из центральных и западных областей Германии и Рейна на Север и Восток Центральной Европы и далее в Восточную Европу — от Словении на юго-востоке до современной Эстонии (Ревель — Таллин) на северо-востоке Европы.
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм...
Подробнее: История протестантизма
Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи...
Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.
Мюнстерская коммуна (нем. Täuferreich von Münster) — теократический режим, установленный радикальными анабаптистами в Мюнстере (Вестфалия) в 1534—1535 годах во главе с Яном Матисом, а после его гибели (5 апреля 1534 года) Иоанном Лейденским. Была основана на милленаристских идеях Мельхиора Хоффмана. В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов и денежного обращения, а также уравнительное распределение предметов потребления. Сообщения...
Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.
Шпайерский рейхстаг (иногда называемый Шпайером II) — рейхстаг Священной Римской империи, состоявшийся в 1529 году в Имперском городе Шпайер (расположен в современной Германии). Рейхстаг осудил результаты Шпайерского рейхстага 1526 года и запретил дальнейшую реформацию. Это привело к протестам в Шпайере.
Диссидентский вопрос (польск. sprawa dysydentów) — вопрос дискриминации христианского неримокатолического населения в Речи Посполитой, приобретший особенно важное значение в 1760-е годы, когда он стал причиной или поводом для вмешательства России и Пруссии во внутренние дела государства. Обострение диссидентского вопроса привело к усилению зависимости Речи Посполитой от соседних держав, направлявших свои усилия на недопущение реформ государственного строя. Усиление кризисных тенденций в Речи Посполитой...
Календарные беспорядки (1584—1589 годы) — протестное движение средневековых рижан против аннексировавшего город Польско-литовского союза. Стали результатом острых политических, социально-экономических, а также этно-религиозных противоречий, возникших после включения Риги в состав Речи Посполитой в 1581 году. Несмотря на то, что календарные беспорядки были подавлены, недовольство немецкой буржуазии сохранялось и привело в конечном счёте к свержению польской власти в 1621 году.
Прокоп Малый , Прокупек (чеш. Prokop Malý, Prokůpek) (? — 30 мая 1434, Липаны) — чешский деятель гуситского движения, священник, один из военачальников, возглавивших таборитов после смерти Яна Жижки.