Даосизм в Корее

Даосизм в Корее — религиозно-философское учение, получившее распространение на территории корейского полуострова в период правления династии Тан. Особенность корейского даосизма заключается в синкретизме традиционных китайских положений учения о Дао и протокорейских народных верований.

До недавнего времени предмет исследования даосизма в Корее получал лишь ограниченное внимание от историков культуры. Корейский буддизм, конфуцианство и протокорейский шаманизм были и остаются объектом интенсивных философских, антропологических, социологических и исторических исследований, но даосизм, если его исследуют, обычно сводится к теме источников литературных сюжетов в традиции корейской культуры.

Отсутствие научного интереса к даосизму в Корее объясняется давними предположениями о том, что даосизм оставил незначительный след в истории Кореи, поскольку ему, в отличие от буддизма и конфуцианства, не хватало институциональной базы. Политическая институциональность была отвергнута как конфуцианской, так и буддийской элитами, как подрывная деятельность нормального социального и этического поведения, о чем свидетельствует неоднократное осуждение даосизма в историографических источниках.

Эти предположения, однако, основаны на ограниченном определении даосского учения, некритическом понимании конфуцианской историографии и чрезмерной зависимости от конфуцианских историографических текстов. Когда рассматриваются альтернативные источники (фольклор, мифы, биографические эссе), в подавляющем большинстве присутствуют свидетельства о частой ритуальной практике корейского дао и позитивной оценке даосских идей в культуре в целом.

Ещё одна проблема заключается в том, что большое количество корейских ученых полагают, что корейский даосизм не был импортирован из Китая в определенное время, а, по сути своей, является корейской традицией, которая разделяет характеристики с китайским даосизмом. Официальные исторические записи отмечают, что в Древней Корее, около седьмого века н. э., даосизм был передан из Китая эпохи Тан, но до этого существовала традиционная форма веры и поклонения, очень похожая на китайский даосизм и часто описываемая как коренной «корейский даосизм».

В подтверждение этого приводятся «Миф о Тангуне» и другие мифологические рассказы, связанные с созданием Кореи, очевидно, созданные под влиянием идеи о бессмертии.

С этой точки зрения «корейский даосизм» тесно связан с древней коренной культурой. Он имел решающее значение для формирования уникального характера корейской культуры, и это было особенно важно в то время в истории, когда было необходимо подчеркнуть корейскую политическую и культурную самобытность.

Корейские исследователи считают, что, хотя «корейский даосизм», таким образом, является очень древним и подлинным корейским компонентом, он развился в совершенно новых направлениях с введением даосизма, который стал передаваться из Китая. В конечном счёте, эти два философско-религиозных мотива объединились, чтобы сформировать корейский даосизм (в прямом его значении), опирающегося на принципы традиционного китайского даосизма, значительно обогащаясь в своей структуре.

Принимая во внимание позицию корейского научного общества, всё же справедливо заметить, что, хотя в протокорейской культуре и существовали схожие с даосизмом натурфилософские, мифологические и религиозно-ритуальные мотивы, они не были структурированы и оформлены в какое-либо философско-религиозное учение, так что говорить о том, что в древней Кореи уже существовал «корейской даосизм», вряд ли возможно.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я