Связанные понятия
Российское движение демократических реформ — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году. Ориентация — поддержка демократии, интеграция со странами СНГ. Лидеры Гавриил Попов и Анатолий Собчак. ДДР создан в 1991 году Яковлевым Александром Николаевичем, Шеварднадзе, Поповым, Вольским, Собчаком.
Новый курс — автомобильная Россия — избирательный блок на выборах Госдумы в 2003 г. Ориентация — оппозиция президенту, против войны в Чечне.Блок был образован политическими партиями «Либеральная Россия» и «Республиканская партия России», а также общероссийским общественным движением «Движение автомобилистов России». Лидером блока являлся Виктор Похмелкин. Особый упор в предвыборной программе блока был сделан на защиту прав автовладельцев. В программе было заявление о том, что блок выступает против...
Избирательный блок на выборах в Государственную Думу второго созыва в 1995 году. Образован Российской коммунистической рабочей партией, Российской коммунистической партией-КПСС и движением «Трудовая Россия». В первую тройку списка входили Виктор Тюлькин, Анатолий Крючков, Виктор Анпилов.
Подробнее: Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз
Депутатский запрос — официальное обращение депутата в государственные органы или к должностным лицам с требованием предоставить какие-либо сведения.
Упоминания в литературе
Среди партий прорусской ориентации на первом месте следует упомянуть русский филиал Республиканской аграрной партии Чехословакии, который фактически весь период существования республики между двумя мировыми войнами держал власть в своих руках. Печатный орган его назывался «Земледельческая политика». В Подкарпатье он проводил чешскую
централистскую политику. Руководителями его были сенатор Эдмунд Бачинский, депутаты палаты представителей Павел Коссей и инженер Йозеф Заиц. Они использовали русофильское движение прежде всего против украинского движения.
24 января 1919 года в Москве от имени восьми партий34 было выпущено обращение с призывом к революционерам тридцати восьми партий и групп прислать делегатов в Россию для участия в работе Учредительного конгресса нового Интернационала. Ленин и Троцкий подписали призыв к российской Коммунистической партии. В качестве причин этого обращения можно назвать следующие: 1) желание эксплуатировать социальные волнения в различных частях мира, но в основном в Европе, с целью организации мировой революции, которая тогда казалась неизбежной; 2) потребность получить поддержку от иностранных рабочих с целью воспрепятствования любым действиям, направленным против Советского Союза, крупными капиталистическими державами; 3) желание противостоять усилиям, предпринимаемым правыми социалистами для восстановления Второго интернационала. Третья причина была
самой главной, поскольку лидеры социал-демократических партий, стоявших на правых позициях, наметили провести международную социалистическую конференцию в Берне 27 января 1919 года35.
Крымская конференция руководителей трех
держав антигитлеровской коалиции (февраль 1945 г.) в отношении Югославии рекомендовала немедленно ввести в действие соглашение об объединенном правительстве, а также расширить АВНОЮ за счет депутатов довоенного югославского парламента, не запятнавших себя сотрудничеством с фашистами. Объединенное правительство Демократической Федеративной Югославии было сформировано Й. Броз-Тито месяц спустя, 7 марта 1945 г., незадолго перед окончанием войны. Теперь существовало только одно правительство, представлявшее Югославию. Вице-премьером и ответственным за принятие конституции был назначен ближайший титовский соратник Э. Кардель. Представители лондонской эмиграции получили в правительстве только три места (из почти 30). Министром иностранных дел стал И. Шубашич, а одним из вице-премьеров – М. Грол (лидер преимущественно сербской по составу Демократической партии).
Следует отметить, что Советский Союз внес большой вклад в процесс признания Франции самостоятельным государством союзными державами. По инициативе СССР Франция была включена
в состав Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а в состав Европейской консультативной комиссии – в качестве четвертого полноправного члена на постоянной основе. В декабре 1944 г. был подписан договор о взаимопомощи между Советским Союзом и Францией.
Февральская революция и национально-территориальная автономия Украины. – Свержение Временного правительства в Петрограде и установление власти Украинской центральной рады в Киеве. – Центробежные силы и
федеративные проекты. – 7(20) ноября 1917 года – день учреждения Украинской народной республики как субъекта будущей федерации. – Драма Николая Духонина и власти Украинской республики. – И. В. Сталин – Н. В. Порш: зондажный контакт ради приглашения Киева к диалогу с большевистским Петроградом на началах советизации Украины. – Стихия локальных перемирий – угроза намерению правительства Украинской народной республики соблюсти союзные обязательства перед державами Согласия и одновременно повод определиться с формулой мира. – «Черная кошка» донской контрреволюции между Советом народных комиссаров и Генеральным секретариатом. – Украинские наблюдатели в Бресте: первые контакты с сотрудниками делегаций Четверного союза. – Провозглашение Украинского фронта и углубление конфликтности отношений Киева и Петрограда.
Связанные понятия (продолжение)
Гражданский союз — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году.
Кандидат в депутаты — лицо, выдвинутое в установленном законом порядке (зарегистрированное избирательной комиссией) в качестве претендента на замещаемый посредством прямых выборов депутатский мандат.
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений.
«Союз » — депутатская группа в составе Съезда народных депутатов СССР, выступавшая за сохранение СССР как федеративного государства. Позднее была преобразована в одноимённое политическое объединение.
«Стабильность » — депутатская группа в Государственной Думе России I созыва. Основу фракции составили депутаты из различных политических фракций. Дата регистрации: 14 марта 1995 года. Группа была создана из депутатов, поддерживающих политику правительства РФ.
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Благове́щенская городска́я ду́ма (Благовещенская гордума; гордума Благовещенска) — представительный орган местного самоуправления Благовещенска. Ныне действует VI созыв. Председатель — Степан Попов.
Фракция
Союз правых сил (СПС), в Государственной Думе России 3-го созыва. Избирательный блок «Союз правых сил» создан в середине 1999 года объединениями «Демократический выбор России», «Общее дело», «Новая сила». На выборах 1999 года блок «СПС» набрал более 8 % голосов и прошел в Государственную думу.
Избирательный блок — на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка. В отличие от партий, чья политическая деятельность непрерывна и более разнообразна, для блоков участие в выборах является основной целью, ради которой они и формируются, при этом партии также могут участвовать в этих объединениях.
Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.
Партия экономического возрождения (ПЭВ) — политическая партия, существовавшая на Украине в 1992—2003 годах, была представлена в Верховной Рады Украины в 1994—1998 года.
Фракция «Яблоко» — депутатское объединение в Государственной Думе Российской Федерации I, II и III созывов, основанное в 1994 году и просуществовавшее до конца 2003 года. Формировалась по результатам всенародных выборов депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993, 17 декабря 1995 и 19 декабря 1999 года.
Либеральная Россия — либеральная российская политическая партия первой половины 2000-х годов.
Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1991).
Ленинградский народный фронт (ЛНФ), — крупнейшая неформальная политическая организация на территории России в 1989—1990 гг., изначально строился как движение на широкой идеологической платформе, чтобы консолидировать людей разных взглядов, но общедемократической направленности (ключевые фигуры — П. Филиппов, С. Андреев, Г. Богомолов, народные депутаты СССР Ю. Болдырев, А. Щелканов и А. Оболенский). По утверждению профессора М. В. Попова, фактическим главой ЛНФ являлся Ю. Болдырев.
Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».
Большеви́стская платфо́рма в КПСС оформилась 13 июля 1991 года из членов КПСС, противостоящих курсу перестройки. Первоначально сформировалась вокруг идей Нины Андреевой и возглавлялась ею.
Вы́бор Росси́и — фракция в Государственной Думе России I созыва, сформированная депутатами Госдумы от блока «Выбор России».
«Партия власти » — условное наименование главенствующей политической организации в государстве, использующей власть с целью достижения и реализации политическими элитами интересов в политической и общественной сфере. «Партия власти» охватывает своим влиянием всю страну в целом, а также реализует свои интересы «на местах», на региональном уровне.
«День Конституции» — празднование принятия Конституции в современной России — Российской Федерации, отмечается 12 декабря.
За лучшую Латвию (латыш. Par Labu Latviju, основано 12 июня 2010 года) — латвийское политическое объединение пяти партий. Председателем объединения избран экс-президент Латвии Гунтис Улманис. На выборах в 10-й Сейм «За лучшую Латвию» набрала 7,65 % голосов избирателей и получила 8 мандатов из 100. На пост премьер-министра от объединения выдвигался Айнарс Шлесерс.
Всемирный конгресс миролюбивых сил за международную безопасность и разоружение, национальную независимость, сотрудничество и мир (фр. Congrès mondial des forces de la paix pour la sécurité et le international, l'indépendance nationale, la coopération et la paix) — проходил в Москве в Кремлёвском дворце 25 — 31 октября 1973 года. Лозунг — «Мир — дело всех и каждого».
Региональная политика — это составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Калининградская областная дума — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Калининградской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
«Сожительство » (фр. cohabitation) — термин во французской политике. Часто называется не «сожительством», а «сосуществованием». Это ситуация, когда президент республики принадлежит к другой политической партии, чем парламентское большинство. Подобная ситуация возникает из-за того, что Франция — президентско-парламентская республика и президент вынужден назначать премьер-министра, который будет приемлем и принят парламентом, что зависит, в свою очередь, от партии парламентского большинства.
Новая региональная политика (НРП) — депутатская группа в Государственной думе России I созыва. Дата регистрации: 13 января 1994 года. В Госдуме занимала неопределённую политическую позицию, объединяя депутатов различных политических взглядов.
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Будущее России — Новые имена — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году. Ориентация — поддержка социальных программ, молодёжи.
Преображение Урала — общественное непартийное политическое региональное автономистское объединение в Свердловской области, созданное в ноябре 1993 года Эдуардом Росселем после ликвидации Уральской Республики Указом Президента Российской Федерации о роспуске Свердловского Облсовета и об отстранении от должности главы администрации области Эдуарда Росселя.
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Красно-зелёная коалиция — союз между «красными» социал-демократическими (или социалистическими) и «зелёными» энвайронменталистскими или аграрными (имеющими зелёный в качестве партийного цвета) партиями. Термин может обозначать коалиционное правительство, образованное социал-демократическими (реже левосоциалистическими) и зелёными партиями либо же долгосрочный альянс, обычно между более радикальными левыми (левосоциалистическими, экосоциалистическими, коммунистическими, включая троцкистов и маоистов...
Темник — ежедневная в 2001—2004 годах закрытая директива руководству украинских СМИ от администрации президента Украины Леонида Кучмы, которая содержала подробные инструкции относительно того, каким образом необходимо освещать в новостях политические события на Украине. Практика возобновилась при президентстве Петра Порошенко, но её адресатами уже были депутаты. Название «темник» происходит от начальной названия этого документа:«Темы недели». Формат темников существует и в Российской Федерации.
Ультиматисты — группа в РСДРП, стоявшая за предъявление ультиматума депутатам Третьей Государственной Думы, принадлежавшим к Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции с требованием подчиниться ЦК РСДРП, при невыполнении стояли за их отзыв. Предъявление ультиматума Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции, большинство в которой составляли меньшевики привело бы к его отклонению фракцией, и как следствие сделало бы отзыв членов Государственной Думы от РСДРП неизбежным. Этим объясняется...
Подробнее: Ультиматизм
Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений особой общественной значимости.
«Дело КПСС » — судебное дело 1992 года, в котором Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о конституционности указов президента России Б. Н. Ельцина о приостановке деятельности КПСС и КП РСФСР, распоряжении их имуществом и роспуске. Дело было заведено по ходатайству 37 народных депутатов России.
Вечный кандидат (англ. perennial candidate) — публицистический термин, употребляемый в отношении политического деятеля, участвовавшего подряд в нескольких выборах без серьёзных шансов на победу и получающий каждый раз незначительный процент голосов. Как правило, это самовыдвиженец или представитель политической партии, имеющей небольшую поддержку. В значительной части случаев он и не рассчитывает на победу, а использует выборы для пропаганды своих взглядов.
Союз союзов — либеральное объединение профессионально-политических союзов, действовавшее во время революции 1905 года, лидером которого являлся П. Н. Милюков.
Сове́т представи́телей регио́нов (также Сове́т региона́льных представи́телей) Респу́блики Индоне́зии (СПР, СРП; индон. Dewan Perwakilan Daerah Republik Indinesia, DPD-RI) — наряду с Советом народных представителей (СНП), одна из палат Народного консультативного конгресса (НКК), высшего законодательного органа Индонезии. Образован в 2004 году в результате претворения в жизнь принятых тремя годами ранее поправок к Конституции. В нынешнем составе СПР 136 депутатов.
Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей коммунизма в новых условиях, принципы и взгляды, являющиеся приспособлением коммунизма или марксизма к новым общественным условиям.
Свердловская областная дума (офиц. — Свердловская областная Дума) — законодательный орган власти Свердловской области, существовавший в 1994—1996 годах. В апреле 1996 года преобразована в двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области.
Упоминания в литературе (продолжение)
Новый виток в развитии албанского национализма связан с первой Балканской войной. В октябре 1912 г. Болгария, Греция, Сербия и Черногория объявили войну Османской империи, пытаясь вернуть свои исторические территории, которые к тому моменту были населены этническими албанцами. В этих обстоятельствах Национальное собрание во Влоре с представителями от всех территорий, населенных албанцами, провозгласило Албанию свободным и
независимым государством. 17 декабря 1912 г., уже в первый день заседаний Лондонской конференции послов великих держав было принято решение о создании автономной Албании под контролем шести европейских государств и с учетом особых интересов Австро-Венгрии и Италии, а во второй половине 1913 г. была окончательно признана независимость албанского государства в современных границах.
Вообще вторжение германских и австро-венгерских войск привело к ликвидации Советской власти на значительной территории, составлявшей к лету 1918 г. свыше 1 млн. кв. км. европейской части России, и где проживало более 50 млн. человек. Революции в Австро-Венгрии и Германии привели к ликвидации их господства на этих территориях и
второй волне установления Советской власти, в том числе и на Украине. Существовавшая при оккупантах Украинская держава, полностью им подчиненная, сменяется 14 декабря 1918 г. петлюровской Украинской директорией, возродившей Украинскую народную республику. Параллельно идет советское государственное строительство. 28 ноября создается Временное рабоче-крестьянское правительство УССР, которое возглавил Г. Л. Пятаков. 4-го января 1919 г. оно переезжает в Харьков, а в конце января преобразуется в СНК, во главе с Х. Г. Раковским. На 3-ем съезде Советов УССР, работавшем с 6 по 10 марта, принимается Конституция Украинской Социалистической Советской Республики. Этот же съезд одобрил политику украинского правительства на всестороннее укрепление братских отношений с Советской Россией. Украина, таким образом, присоединилась с тем пожеланиям, которые были высказаны другими советскими независимыми республиками о налаживании союза республик. Четкая установка на союз советских республик прослеживается по документам января-марта 1919 г.
В апреле этого же года в Гуанчжоу (Кантоне) открылась чрезвычайная сессия избранного в 1912 г. китайского парламента, который абсолютным большинством голосов избрал Сунь Ятсена чрезвычайным президентом Китайской Республики. Формально в состав вновь провозглашенной республики вошли пять южных провинций. Но союз их был эфемерен, а Сунь Ятсен не контролировал полностью даже единственную провинцию Гуандун, которую стремился
сделать базой революционных сил страны, оплотом объединительного похода на Север Китая. Пекинское правительство и иностранные державы заявили о непризнании результатов президентских выборов в Гуанчжоу. Таким образом, помимо двух парламентов – в Пекине и Кантоне – в Китае оказалось и два президента.
В ответ на решения 2-го съезда «Московские ведомости» 1 мая 1916 г. печатают за подписью
членов Московского комитета А.А. Грабье, С.О. Коничека (Горского) и В.К. Штепанека заявление, в котором они, как чехи-русофилы, выступают против «сепаратистских» тенденций съезда и заявляют, что «нынешнюю великую войну надо считать действительно войной не только за всеславянское освобождение, но и за объединение под главенством России». Они отвергают всякое вмешательство западных держав в дела славян, создание государств с чужими династиями, нейтральных государств по типу Швейцарии и препятствие «освобожденным народам и государствам вступить в одно сильное всеславянское государство под главенством России». Они призывают к объединению всех т. н. «националистов», «русославян», «всеславян» и старых славянофилов для борьбы за эту программу[137].
Для снижения оппозиционных настроений среди стран региона администрация Дж. Кеннеди выдвинула широко распропагандированную программу «Союз ради прогресса». (Понимая, что данный проект напрямую связан с апрельским поражением американских
наемников, лидеры латиноамериканских стран называли его между собой «Gracias Fidel» – «Спасибо, Фидель»[325]). Устав Союза был подписан представителями США и стран Латинской Америки в августе 1961 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Предусматривалось выделение в общей сложности 100 млрд. долларов (10 от США, 10 – от других иностранных держав с американской гарантией возврата и 80 – от самих стран региона) на цели ускоренного экономического развития (не менее 2,5 % прироста ВВП ежегодно), проведение аграрной реформы, социальные расходы и выплаты, демократизацию и проч. Взамен этого страны региона взяли обязательство всемерно поддерживать политику «сдерживания коммунизма»[326].
Процесс региональной интеграции стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) не возможен без последовательной интеграции всех стран региона. Китай, претендуя на роль ведущей экономической и политической державы региона, не может быть в стороне от формирования правил и условий общего регионального развития. Поэтому курс на сближение и последовательную интеграцию в региональные структуры, взятый правительством страны в начале 1990-х гг., создает условия для претворения в жизнь установки патриархов «китайских реформ» по превращению Китая к
середине XXI в. в регионального лидера и ведущую мировую державу. С конца 2002 г., после XVI съезда КПК, Китай резко активизировал деятельность по интеграции в рамках программы «АСЕАН + 3».
После острых дискуссий, ПК отклонил резолюцию РБ ЦК и еще одну резолюцию, внесенную О. Г. Лифшицом и поддержанной
представителем выборгской организации партии Шутко (компромиссную по содержанию). По воспоминаниям Молотова, вновь защищавшего позиции Бюро ЦК, в его поддержку выступили Калинин, Шутко и «еще кое-кто» (Шляпников называет еще Толмачева, также анонимного представителя Выборгского района). В числе противников линии Бюро ЦК были Н. И. Подвойский, Г. Ф. Федоров, Шмидт и др. «ПК продолжал держать курс на самостоятельность, что было, конечно, политически вредно», – признавался один из лидеров и идеологов этого курса Залежский.
В октябре 1911 года вспыхнуло вооруженное восстание, положившее Начало обще китайской революции. Внутренние разногласия среди политической элиты Синьхайской революции и открытая поддержка западными державами популярного военного лидера – генерала Юань Шикая, пользовавшегося, в то же время, доверием Цинского двора, вынудили доктора Суня отказаться от поста временного президента в
пользу этого военного лидера. 12 февраля 1912 года последний маньчжурский император малолетний – Пу И – отрекся от престола в пользу Юань Шикая, который стал первым президентом Китайской республики.
Германские монархии после Венского конгресса. Венский конгресс не восстановил упраздненную Наполеоном в 1806 г. Священную Римскую империю германской нации, но образовал Германский
союз: 8 июня 1815 г. уполномоченными представителями отдельных государств был подписан акт о его создании [190]. Первые его 11 статей были внесены в текст Заключительного акта Венского конгресса и таким образом поставлены под гарантию великих держав [11]. В Вене были приняты лишь общие положения о существовании, форме организации, целях, правах и обязанностях Германского союза. Дальнейшее уточнение и доработка этого акта состоялись позднее, в 1820 г. [136].
На фоне тяжелейшего экономического спада в первые годы украинской независимости, Донецк и Луганск часто говорили о расширении прав полномочий областей и придании им большей
экономической самостоятельности. В 1993 году председатель Донецкого облсовета В. Чупрун даже заявил: «Давно ведутся разговоры о федерализации. К сожалению, кроме слов, мы далеко не продвинулись. Многие цивилизованные державы с учётом своей специфики уже давно пошли по этому пути. Мы изучаем опыт Германии, Швейцарии, США. Взяли все, на наш взгляд, приемлемое для нас. Посоветовали внести официальную статью в проект Конституции страны. Мы предлагаем, если рассматривать схематично, федерализацию управления экономикой и систему формирования регионального рынка… Регионы обязаны иметь внутреннюю и внешнюю самостоятельность. Самостоятельность регионов укрепит государство».[49]
Такую же картину рисуют специалисты по истории Германии, Италии, Франции и других стран133. Важно отметить, что признают западные историки и специфику рабочего движения России134, в том числе влияние на неё национальных, общинных корней135. Особенно показательно сравнение России 1917 г. с революционной Испанией 1936-1939 гг. Эти две европейские державы объединяет очень многое. И там, и там в момент революции народы
находились на марше от аграрного общества к индустриальному. И там и там была высока роль религии и прочих институтов традиционализма. Обе страны отстали в своём экономическом развитии в результате неблагоприятной внешнеполитической ситуации. Всё это, казалось, предполагало, что и формы революционного самоуправления в этих странах проявят много общих черт. И действительно, в годы революции в Испании возникают органы самоуправления фабзавкомовского типа – «ассамблеи» и т. и. Но в Испании в основе рабочего и даже крестьянского самоуправления лежали опять-таки индивидуалистические начала. Это вело к разобщённости, часто преуспевающие коллективы не желали помогать отстающим, конкуренция существовала не только между разными коллективами, но и в отношениях рабочих одного коллектива136. В России же подобное если и встречалось, то в исключительных случаях и подвергалось моральному осуждению137. Как ни запугивали руководители профсоюзов рабочих неизбежной рознью межу фабзавкомами отдельных предприятий в случае поступательного развития рабочего контроля над производством, в ощутимых масштабах это явление так и не возникло.
Итогом национально-освободительного движения Ататюрка стало сохранение территориальной целостности Анатолийской Турции, что выразилось в статьях Лозанского мирного договора (1923 г.). Из него была исключена статья о предоставлении автономии Северному Курдистану. М. Гасратян резюмирует значение этого договора для курдского движения: «…предав забвению идею независимости курдского народа, империалистические державы как бы поставили вне закона
его национальное движение и дали турецкой реакции юридическое «право» игнорировать национальные интересы курдов Турции. Подлость политики империалистических держав состояла в том, что одновременно со всем этим они не прекращали провокаций вокруг курдского вопроса, пытаясь на тех или иных этапах использовать его в достижении своих колонизаторских целей»[114].
В закрытом заседании
Временного правительства с участием высших военных чинов обсуждалось предстоящее выступление министра иностранных дел Терещенко в Предпарламенте. Терещенко категорически возражал против «наказа» ЦИК Скобелеву, указывая, что раз Скобелев едет на конференцию с одобрения Временного правительства, то и директивы, данные ему, должны совпадать с планами и намерениями Временного правительства в этой области. Терещенко признал, что формула «война до победного конца» теперь потеряла кредит и, как дипломатическое оружие, должна быть брошена. Он выдвинул другую: «война до боеспособности армии», без которой престиж России не будет достаточно внушительным. По данным Ставки и военного ведомства, этого можно достигнуть, если армия будет избавлена от внешнего пагубного влияния и будет осведомлена о стремлениях, воодушевляющих Временное правительство на благо родины. Решено, что Терещенко выступит в Предпарламенте, по уполномочию всего состава Временного правительства, с заявлением, что Временное правительство действует в полном согласии с союзными державами. Подвергнуть «наказ» критике в публичном заседании Предпарламента Временное правительство считает необходимым для того, чтобы рассеять заблуждение общественного мнения Западной Европы, склонного считать «наказ» ЦИК тождественным с программой самого Временного правительства, и одновременно оказать давление на ЦИК, чтобы добиться изменения «наказа». В связи с циркулирующими слухами о готовящемся на 20 октября выступлении большевиков Временное правительство решило принять предупредительные меры («Известия ЦИК», № 195; «Новая жизнь», № 151; «Рабочая газета», № 184; «Красное знамя», № 114; «Рабочий путь», № 34).
Во-первых, КПСС – это партия, сплотившая народ на сопротивление в период Великой Отечественной войны, затем возглавившая трудовой подвиг народа по восстановлению разрушенной страны, КПСС превратила СССР в могучую мировую
державу, поэтому запрет этой партии вызывает недовольство и возмущение миллионов советских людей, подталкивает страну к социальному конфликту. Кроме того, издав вышеназванные указы, российский Президент грубо нарушил Конституцию РФ, вторгшись в компетенцию законодательной и судебной власти.
До 1830 г. Чарторыйский занимался наукой и литературой. В кон. 1830 г. польские повстанцы, овладевшие Варшавой, избрали Чарторыйского президентом Сената
и главой Национального правительства. После подавления восстания в 1831 г. Чарторыйский эмигрировал во Францию, где оставался до конца жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции. Чарторыйский выступал за восстановление польской независимости путем военного выступления западных держав против России. Император Николай I в 1831 г. исключил его со службы и лишил княжеского титула и дворянского достоинства. Вс. В.
В регионах политические партии в борьбе за популярность полностью проигрывают вертикали власти. Местные органы власти держат на постоянном контроле основные вопросы жизнедеятельности. Административный ресурс и социальный капитал, высокий статус и прочная финансовая база помогают государству решать практически все проблемы, волнующие жителей глубинки. Постоянно работают общественные приемные, проходят встречи руководителей вертикали власти с избирателями, проводятся социологические опросы, изучается общественное мнение. По результатам работы намечаются конкретные меры по устранению отмеченных недостатков как в экономической, так и в общественной жизни. А политические партии, явно проигрывая государству в ликвидации крупных проблем, для собственной рекламы берутся за решение второстепенных вопросов. Иногда эти проблемы решаются. Но, как оказывается, усилий затрачено много, а эффект нулевой. Тогда, проиграв состязание, первичные
партийные организации, как правило, уходят в сторону вместо того, чтобы работать вместе с органами местного управления и самоуправления.
Большое внимание уделял Ленин начавшейся в октябре 1912 года балканской войне. В томе печатается новый документ В. И. Ленина – воззвание ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России», в котором дан глубокий анализ международной обстановки, раскрывается сущность балканского кризиса, характеризуется позиция большевистской партии и рабочего класса России по отношению к балканской войне. «Балканский кризис, – писал Ленин, – есть одно из звеньев той цепи событий, которая с начала XX века ведет повсюду к обострению классовых и международных противоречий, к войнам и
революциям» (стр. 135). Центральный Комитет партии разоблачил экспансионистскую, грабительскую политику царского самодержавия и правительств других империалистических держав на Балканах, выразил поддержку борьбе трудящихся масс балканских стран за освобождение от национального и социального гнета.
Характер и причины первой мировой войны. Раскол мира на враждующие
блоки держав. Ход военных действий и основные этапы. Нарастание общенационального кризиса. Хозяйственные сложности и ухудшение положения народа. Дебаты в Государственной думе и кризис власти.
Основной закон (конституция) ФРГ допускал два условия, при которых ее конституционный строй мог быть распространен на Восточную Германию. Статья 23 основного закона предусматривала распространение его действия на любую другую территорию Германии, добровольно решившую присоединиться к ФРГ. Статья 146 предусматривала возможность прекращения действия старого основного закона и принятие новой конституции, приобретающей законную силу во всех подписавших Конституционный акт регионах (землях). При вхождении ГДР в состав ФРГ была использована ст. 23, в основном по двум причинам. Во-первых, распространение уже существующего законодательства ФРГ на восточногерманские земли, в отличие от варианта реконституирования нового государства, подразумевало автоматическое сохранение для объединенной Германии ее места в Европейском сообществе и НАТО. Во-вторых, следовало учитывать полное банкротство и дискредитацию руководства ГДР в глазах населения республики. С 3 октября 1990 года, то есть после воссоединения Германии, сфера компетенции государственных структур ФРГ была распространена на всю территорию Германии.
Четыре бывшие оккупационные державы отказались от исполнения всех контрольных функций в отношении Германии (хотя срок пребывания советских войск на территории прежней ГДР в соответствии с договоренностями был определен на период до 1994 года).
Парадоксы истории:
в начале пути партию возглавляли Ленин и Сталин. А руководителями завершающего периода были Горбачев и Ельцин. Как написал 2016 году в Интернете один из читателей, «17 миллионов коммунистов виноваты, что этих пройдох допустили к власти, к управлению державой. Никто из коммунистов не поднялся в 1991 году и не вымел их из партийной верхушки. На деле в 80–90-е годы «ум, честь и совесть эпохи» оказалась пустышкой».
В начале XX века весь мир уже был разделен великими державами на сферы влияния. Избегая конфликтов, Российская
империя перенесла центр внешней политики на Дальний Восток, надеясь найти в Китае рынки сбыта. Но здесь интересы империи встретили противодействие Японии. Япония считалась отсталой азиатской державой, поэтому конфликт с Японией не пугал никого из правящей элиты. «Чтобы удержать революцию, – говорил министр внутренних дел Плеве, – нам нужна маленькая победоносная война».
Россия – огромная страна, простирающаяся практически через весь евразийский континент, это особенный, ни на что не похожий евроазиатский мир. Став
основным преемником бывшего Советского Союза, в конце 1990-х годов Россия пережила развал СССР и бурные потрясения, вызванные сменой социально-экономического строя в стране. Гуляя сегодня по улицам Санкт-Петербурга, чувствуешь, что своей красотой и величием этот город не уступает ни одному из крупнейших европейских городов, Москва же превратилась в место концентрации богатства и капитала, но никто по-прежнему не может забыть тех бедствий, что принес великой державе развал Советского Союза.
Политика президента Куатли вызвала негативную реакцию со стороны
«ущемленных» держав. В ноябре 1956 года в стране был раскрыт антиправительственный заговор. Два других, готовившихся при участии западных спецслужб были раскрыты в 1957 году. В сентябре 1957 года вокруг сирийских границ была создана крайне напряженная обстановка. Однако военная угроза была устранена в результате предупреждения Советского Союза.
Большевики держали курс на развертывание народной революции и ее победу путем вооруженного восстания. Они считали, что революция могла победить лишь при гегемонии пролетариата, возглавляемого революционной марксистской
партией, при тесном союзе рабочего класса с крестьянством. Меньшевики отрицали гегемонию пролетариата и союз рабочего класса с крестьянством. Они считали гегемоном либеральную буржуазию, отрицали необходимость организации вооруженного восстания и по существу подменяли революцию реформами, играли роль агентуры буржуазии в рабочем движении. Меньшевистская линия вела к свертыванию революции. Таким образом фактически были две тактические линии в развернувшейся революции в России. «Тактика хвостизма и тактика революционной социал-демократии, – писал Ленин 1(14) февраля 1905 г. в статье «Две тактики», – выясняются во всей своей противоположности…» (стр. 263).
Восстание «Потемкина» так напугало царское правительство, что оно обратилось к европейским державам за помощью для подавления революции. В статье «Русский царь ищет защиты от своего народа у турецкого султана» Ленин назвал верхом позора для царизма его обращение к правительствам Румынии и Турции с просьбой «о полицейской помощи против восставших матросов». От имени ЦК РСДРП Ленин написал
в Международное социалистическое бюро письмо, публикуемое в томе, в котором просил выпустить воззвание к рабочим всех стран с призывом не допустить подавления революции в России.
Однако, другого пути для вывода страны из-под диктата правящей партии попросту не существовало. Действительно, пока сам Сталин правит советской державой, исходящая от коллегий угроза нейтрализована и практически сведена к нулю. Но стоит ему умереть или уйти в отставку, коллективное руководство опять материализуется, обретя «кровь и плоть», и потащит СССР к пропасти. История 1923–1924 годов повторится, и обе опасности вновь нависнут над государством: цейтнот времени обеспечит крах через сколько-то лет; любая вспышка внутрипартийной дискуссии до победного конца обернется тем же спустя несколько месяцев. Шансы предотвратить катастрофу будут минимальны: либо Политбюро должно успеть выдвинуть из своих рядов очередную харизматическую фигуру, либо произойдет чудо – общество поголовно прозреет и по собственному почину восстановит монархию в президентской
или парламентской форме. Второй вариант для 30-х и 40-х голов XX столетия – абсолютная утопия. Первый не исключался, хотя был крайне маловероятен. Слишком многим счастливым стечением обстоятельств надлежало реализоваться, как это случилось в 1923–1927 годах, чтобы коллегия могла выдвинуть из своих рядов «третьего Ленина».
В определенной степени это объяснялось общепризнанной неизбежностью и необходимостью данного нововведения, хотя в торийской печати постоянно звучали скептические голоса. В чисто британской манере корреспондент «Сатердей ревю» отметил, что с равным основанием можно поставить под сомнение целесообразность знаменитых скачек типа Дерби. Консерваторы пришли к пониманию того, что
в городах новый порядок выборов даст им существенный выигрыш, ибо либерально настроенная буржуазия до этого держала рабочих избирателей под неусыпным и жестким контролем. Кстати, многие либералы не скрывали, что считают себя жертвами прогрессистской политики Гладстона, что тайное голосование для них равнозначно быстрому уходу в частную жизнь. За время парламентских «каникул» 1871–1872 гг. тори победили на нескольких дополнительных выборах, причем ни один из преуспевших кандидатов не агитировал против тайного голосования[93].